Смекни!
smekni.com

Православие и католицизм: от диалога к противостоянию (стр. 3 из 7)

1467 г. Не встретив поддержки паствы из-за своей принадлежности к унии, Григорий обращается в Константинополь и разрывает с Римом. Данный акт считается отречением Григория от унии, хотя униаты утверждают, будто Болгаринович был “флорентийцем” до самой своей кончины.

1471 г. Киевским воеводой назначен католик Мартин Гаштольд. Киевляне отказываются принять его и требуют назначения православного воеводы, в ответ — прибывают правительственные войска и утверждают власть Гаштольда силой.

1551 г. Пользуясь извращенным “правом патроната”, польский король пожаловал грамоту на занятие Киевского митрополичьего престола своему вельможе Стефану Белькевичу за верную службу. После смерти митрополита-предшественника Белькевич — человек малообразованный и почти неграмотный — был объявлен “нареченным” митрополитом, однако принял монашеский постриг только через полгода, хотя перед этим не один год пробыл настоятелем монастыря. Митрополичье же служение Белькевича ознаменовалось только большими поборами с духовенства. Деятельность Белькевича была далеко не единственным примером того, как католические власти Литвы и Польши отдавали светским людям церковные должности в качестве “доходного места”, а их получатели не торопились принимать постриг, продолжали вести светскую и супружескую жизнь и занимались преимущественно своими хозяйственными делами. Подобная практика готовила благодатную почву для провозглашения в будущем Брестской унии с Римом, когда православный епископат Южной Руси, оказавшийся под полным контролем светских властей, предал свою веру в обмен на обещание привилегий и сохранение прежних богатств.

1568 г. Обращение православного духовенства к Сигизмунду II с просьбой улучшить положение Православной Церкви в Украине.

1569 г. Люблинская уния — слияние Литвы и Польши в Речь Посполитую. В составе объединенного государства Литва сохраняет автономию, за что расплачивается своими владениями в Южной Руси. Последняя переходит во власть польской администрации, которая начинает преследование православных.

1583 г. Волнения, охватившие всю Украину, связанные с попытками католиков заставить православных принять григорианский календарь.

1592 г. Король Речи Посполитой дает ответ на посланное ему группой южнорусских епископов сообщение, что они готовы принять унию с Римом в обмен на гарантии сохранения своих обрядов и привилегий. В своем послании монарх дает требуемую гарантию, обещает уравнять униатов в правах с католическим духовенством и распространить эту “милость” на всех, кто присоединится к заговорщикам.

1595 г. Униаты склонили на свою сторону митрополита Киевского Михаила Рагозу, однако приготовления к официальному провозглашению унии по-прежнему держатся в тайне от православного народа. Узнав о заговоре, влиятельнейший южнорусский князь Константин Константинович Острожский обращается к населению Украины с Окружным посланием, в котором призывает народ к сопротивлению унии. Епископы Кирилл Терлецкий и Ипатий Потий совершили путешествие в Рим, где сообщили папе о присоединении Украины к унии и поцеловали понтифику туфлю.

1596 г. Брестская уния. В Бресте одновременно проведены два собора — униатский и православный, которые призвали друг друга к покаянию, а потом прокляли друг друга. “Несоединенные” православные, т. е. те, кто не вошел в унию, оказались вне закона. Киево-Печерская Лавра отказалась подчиняться митрополиту-униату и возглавила антиуниатское движение в стране. Однако в руках униатов оказываются в Киеве Софийский собор и Выдубицкий монастырь.

1597 г. Суд властей Речи Посполитой над Константинопольским патриаршим экзархом Никифором, поддержавшим православный собор в Бресте и ложно обвиненным ими в шпионаже. Заключение и гибель экзарха в тюрьме.

1598 г. На заседании парламента Речи Посполитой — сейма — православная шляхта требует низложить униатскую иерархию. Попытки униатов овладеть Киево-Печерской Лаврой терпят крах.

1600 г. Сеймовое судебное разбирательство по жалобе православных послов на незаконность действий, предпринятых новым униатским митрополитом Ипатием Потием и униатским луцким епископом Кириллом Терлецким.

1604-1605 гг. Для ограничения роста владений киевского католического епископа — Бискупщины — эта северная часть киевского Подола отгораживается разделительной чертой (ныне вдоль нее идут улицы Верхний и Нижний Вал). К северу от Бискупщины расположена Приорка — местность, в центре которой находится загородная усадьба настоятеля киевского католического монастыря — приора.

1607 г. Принятие сеймовой конституции о правах “греческой религии”, которая на практике не выполнялась.

1610 г. Приезд в Киев наместника униатского митрополита Ипатия Потия и “Протестация” казачества против нарушения прав Православной Церкви. На притеснения со стороны киевского наместника униатского митрополита — жившего в этнической Литве — Антония Грековича киевляне отвечают уличными столкновениями с его сторонниками. В свою очередь Грекович закрыл ряд православных церквей и монастырей, скупает за бесценок городские земли, строит на них промышленные заведения, увеличивает поборы с подданных крестьян. Король Сигизмунд III передает униатскому митрополиту Ипатию Потию киевский Златоверхий монастырь.

1615 г. Основание Киевского православного братства и его всесословной школы для детей, ибо “от чуждого источника пиюще... западния схизмы упившеся и ко римляном уклонятся”. Основание типографии Киево-Печерской Лавры.

1618 г. Репрессии против православных и массовое закрытие православных храмов в городах Восточной Белоруссии Полоцким униатским архиепископом Иосафатом Кунцевичем. Восстание в Киеве против Грековича, которого киевляне утопили в Днепре.

1619 г. Стремясь уничтожить Киевское братство, униатский митрополит Вениамин Рутской заявляет, что это можно сделать “как властью воеводы, так и позывом в задворный королевский суд”.

1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан с несколькими восточными иерархами совершает хиротонию новых православных епископов Южной Руси взамен отпавших в унию. Акция происходит под усиленной охраной Запорожского казацкого войска, организованной гетманом Петром Сагайдачным. После восстановления православной иерархии польский сейм туманно обещал, что в будущем признает новых епископов. Это не помешало королю разослать во все города универсалы о поимке и передаче православных иерархов под суд как шпионов.

1621 г. Польские шляхтичи грабят киевские церкви, монастыри и Братскую школу. На территории киевского замка окатоличенный магнат воевода Тышкевич приказал разрушить православную церковь и на ее месте построить католический костел. В числе полемической антиуниатской литературы появляется “Протестация”, автором которой считают православного митрополита Киевского Иова Борецкого. В ней говорится: “Униаты преследуют народ наш руський, истязают и издеваются над ним”. Преследование православных мещан Вильно, признавших новую православную иерархию.

1622 г. Выходит в свет “Оправдание невинности” — еще одно полемическое произведение в защиту гонимого Православия. Оно представлено королю и сейму, но вопрос признания Православной Церкви и на сей раз был отложен.

1623 г. Восстание православных в Витебске, убийство Полоцкого униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, закрывшего все православные храмы в городе.

1624 г. Киевский войт Феодор Ходыка снова закрывает православные церкви, запрещает совершение служб, присваивает доходы от монастырских сел. Митрополит Иов Борецкий обращается за помощью к казакам. В начале 1625 в Киев прибыл отряд запорожцев. Ходыка был схвачен и казнен.

1625 г. Антиуниатские выступления казаков в Киеве.

1626 г. Члены Киевского братства заявляют, что православная вера “всякой же беды, гонения и укоризны от противных” терпит. Посольство казаков на вальный сейм. Включение вопроса о правах Православной Церкви в повестку дня сейма.

1628 г. Население Бискупщины облагается новыми поборами: оно обязано платить подать с огородов и земли, не продавать свои усадьбы никому, кроме шляхты или подданных католической епископской юрисдикции, вносить при продаже значительную сумму “за выходом”, оплачивать право на содержание лотков и складов на рынке.

1629 г. Требование православных послов выработать условия “успокоения греческой религии”.

1630 г. Крестьянско-казацкое восстание на Поднепровье, в котором активно участвовали киевляне. Подавлявшие восстание польские войска вместе с немецкими наемниками разорили Пустынно-Никольский монастырь и Печерское местечко, пытались ограбить Лавру и Межигорскую обитель. При этом “пан гетман [Конецпольский] гды за Днепр мал ити, тогды мниси Доминеканы [в Киеве] меч посвящовали и около костела носили… же на то поганство, на Русь, жебы их выкоренити”. Защитники святынь безжалостно истреблялись. О годах правления киевского воеводы Яна Тышкевича (1630-1649) в письменных источниках сообщается: “А в Киеве теж утиск немалый церквам Божиим старожитним чинили, так воевода киевский Тышкевич, на той час будучий, яко теж езуиты, доменеканы, бернадыны и иные законы наездами правами митрополиту утискуючу и науки школ забороняючи… А найгоршы насмевиско и утиски терпел народ русский…”.

1631 г. После подавления Польшей восстания 1630 г. один из современников пишет: “…Русские церкви в Киеве и около Киева во всех городках запечатаны, а в иных церквах поделали костелы, а в иных поделали конюшни”.

1632 г. Основание православной Киево-Могилянской академии на базе Братской школы.

1633 г. Королевская власть принимает “Статьи для успокоения греческой религии”, где идет на ряд уступок православным. При этом религиозное угнетение простого люда продолжается.