Смекни!
smekni.com

Православие и католицизм: от диалога к противостоянию (стр. 4 из 7)

1634-1635 гг. Предпринята попытка ограничить деятельность Братской школы. Попытка православной шляхты добиться придания силы закона “Статьям успокоения греческой религии”.

1647 г. В Киеве открыт иезуитский коллегиум. Двумя годами позже иезуит Николай Циховский напишет: “Киев… в настоящее время есть училище схизматической греко-российской ереси, из которого выпускаются для всей Руси священники… Славные общества отцов доминикан и бернардин много заботились о том, чтобы проник сюда свет католической религии. Наконец, как эти общества, так и католическое дворянство пришли к убеждению, что схизматическое упорство тогда только удобно может быть искоренено, когда будут основаны здесь школы отцов иезуитов”.

1648 г. Начало освободительной войны украинского народа под предводительством гетмана запорожских казаков Богдана Хмельницкого.

1651 г. Тотальное разорение Киева польско-литовским войском Яна Радзивилла. Захватчики выжгли весь город (в том числе и древнейшую церковь Руси Пресвятой Богородицы, в которой был погребен святой равноапостольный князь Владимир), разграбили и опустошили Печерский, Межигорский, Никольско-Пустынный, Михайловский Златоверхий, Выдубицкий монастыри, Софийский собор. Были истреблены горожане и священнослужители, защитники святынь, уничтожены “книги старовечные”, захвачены ценности, даже колокола поснимали со всех церквей и на стругах по Днепру отправляли из Украины. Расстроенный гетман Богдан Хмельницкий в своем послании гневно укорял казацкого полковника А. Ждановича, не защитившего Киев: “Учинил недобро: самой стольный город, и церкви Божии, и святые мощи, откудова православная христианская вера зачалась и воссияла, яко солнце, выдал в лятцкие в еретические руки на поруганье!” Киев практические перестал существовать: даже через пятнадцать лет после этой катастрофы население его составляло менее десяти тысяч человек.

1667 г. Переросшее после смерти Хмельницкого (1657) в гражданскую войну антипольское восстание украинского народа завершилось разделением Украины по Днепру: Левый берег и Киев на правом берегу отошли к России на правах автономного края, остальная Правобережная Украина осталась в составе Речи Посполитой. Позиции унии на правом берегу Днепра вновь усиливаются.

1711 г. Польская шляхта и католическое духовенство разворачивают открытое гонение на Православие. Самые реакционные круги польского дворянства даже вынашивают изуверский план отдать стойких в Православии граждан в турецкое рабство.

1712 г. Луцкую кафедру занял униатский епископ. С этого момента до конца XVIII в. на Правобережной Украине, не считая Киева, не было ни одной православной кафедры. Единственная православная кафедра на территории Речи Посполитой находилась в Могилеве-на-Днепре (Белоруссия).

1717 г. Появление в Речи Посполитой анонимного “Проекта искоренения российского (здесь — православного) народа в польских владениях”. Автор призывал шляхту “презрением, преследованиями и притеснениями” обращать православных в унию, закрывать для них доступ к занятию административных должностей, искусственно провоцировать обеднение правобережных городов, не принимать детей православных в школы и т.д., а если и всего этого окажется мало, то отдать православных “татарам в услужение”.

1720 г. Униатско-католический собор в Замостье, который призвал польскую шляхту еще решительнее обращать православных в унию, отменил ряд православных обрядов, узаконил латинские нововведения в богослужебной практике униатов.

1732 г. Православным жителям Речи Посполитой запрещено организовывать публичные похороны и религиозные процессии, православным предписано принимать участие в католических процессиях, исполнение православным духовенством треб и служб поставлено в зависимость от разрешения местного ксендза, дети от смешанных браков зачислены в число католиков, униатским священникам велено заимствовать внешнюю атрибутику ксендзов.

1766 г. Вооруженный шляхетский отряд изуверски замучил на Черкащине церковного старосту Даниила Кушнира, прославленного впоследствии Православной Церковью в лике святого мученика. Свидетель этого события сообщал, что старосту “до имеющегося в том их польском обозе поставленного деревянного креста привязав и руки умотав прядивом, зеполою зажгли, и, по локти одпаливши, голову отсекли, на полю сложили, а тело сожгли совсем”. Этот случай — один из характерных в истории вооруженных расправ шляхты с православными. Подобные акты подогревались желанием поживиться за счет награбленного имущества православных.

1767 г. Мученическую смерть за Православие принял священник Кирилл Зельницкий.

1768 г. Под дипломатическим давлением России сейм Речи Посполитой отменил дискриминационные постановления 1732 г. в отношении православных. Не принявшее этих послаблений дворянство собрало свою конфедерацию, которая еще решительнее взялась искоренять в стране Православие. По Правобережной Украине прокатилось мощное антиуниатско-антикатолическое восстание, вошедшее в историю под именем Колиивщины.

1772 г. Первый раздел Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией. В отместку шляхта осуществляет новое наступление на православных. В одном только 1776 г. в Правобережной Украине было насильственно обращено в унию более 800 православных приходов. Большинство католических монастырей на Киевщине появляются именно в это время. Православных священников лишают целого ряда льгот и облагают денежными поборами, а на мирян возлагают дополнительные повинности.

1782 г. Католическое дворянство Киевщины выступило с требованием, чтобы сейм изъял Православную Церковь в Речи Посполитой из ведения живущего в России Переяславского епископа, санкционировал арест “отступников” от унии, привлек к ответственности помещиков, допустивших в своих имениях возвращение в Православие бывших униатов-крестьян, передал униатам оставшиеся православные храмы.

1790-е гг. Окончательный раздел Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией. Галиция и Закарпатье остаются в составе Австро-Венгрии.

1795 г. Воссоединение с Православной Церковью около 2 млн. униатов.

1830 г. Католическое и униатское духовенство поддерживает польское восстание, за что у них были отобраны многие храмы и монастыри.

1839 г. Акт воссоединения части униатов с Православной Церковью.

1845 г. Т. Г. Шевченко пишет поэму, посвященную Яну Гусу, которого Католическая церковь признала еретиком и приговорила к сожжению. В поэме дается резко негативная оценка католицизму:

“Кругом неправда і неволя,

Народ замучений мовчить.

І на апостольськім престолі

Чернець годований сидить.

Людською кровію шинкує

І рай у найми оддає!”

Поэма “Еретик”, как и другие стихи Т. Г. Шевченко, была проклята и сожжена католическими монахами на Ватиканском холме. Этой католической акции посвящена поэма В. Вильного, которая изучается в школах.

1850 г. Т. Г. Шевченко в стихотворении “Полякам” подводит итог многовековым взаимоотношениям католицизма и украинского народа:

“Ще як були ми козаками,

А унії не чуть було,

Отам-то весело жилось!..

Аж поки іменем Христа

Прийшли ксьондзи і запалили

Наш тихий рай. І розлили

Широке море сльоз і крові,

А сирот іменем Христовим

Замордували, розп’яли...”.

1859 г. Галицкий наместник Голуховский предпринимает попытку ввести в Галиции латиницу.

1903 г. Закарпатское село Иза переходит из унии в Православие. Примеру изян вскоре последовали тысячи жителей Закарпатья. Австро-венгерские власти организовали против православных два резонансных Мараморош-Сигетских процесса (1903-1904, 1913-1914), во время последнего развернули по всему Закарпатью и Галиции чудовищный геноцид против православного населения, обвиняя его в симпатиях к Российской империи. С началом в 1914 г. Первой мировой войны геноцид приобрел еще больший размах. Тысячи православных крестьян истребляются расстрелами и на виселицах. Многие из жертв попадают в “черные списки” по наводке униатов, с благословения митрополита Шептицкого и его епископов. На полную мощность работают две приготовленные в Австро-Венгрии “фабрики смерти” для православных жителей Закарпатья и Галиции: тюремный замок Терезин и специально созданный концлагерь Талергоф. Заключенные подвергались самым изощренным пыткам и унижениям. В Талергофе только в 1914-1915 годах погибло более трех тысяч узников. Всего же через этот концлагерь прошло около 20 тысяч несчастных.

1919 г. Возрождение Польского государства, к которому в результате установления новой системы мирных договоров в послевоенной Европе отошли огромные западноукраинские территории с православным населением. Это возрождение повлекло за собой отнятие у православных множества храмов.

1921 г. После окончательного утверждения границы между СССР и Польшей Луцкая католическая курия возбуждает дело о передаче ей Почаевской Лавры, Корецкого, Кременецкого монастырей и 132 православных храмов. Корецкому монастырю пришлось в течение 18 лет доказывать свою законную принадлежность Православной Церкви, прибегая даже к услугам нейтрального суда в Париже.

1927 г. По данным, приведенным епископом Пшездецким на униатском конгрессе в Велиграде, 20 тысяч православных граждан Польши насильственно обращены в унию. Истрачено на эту акцию 150 000 польских злотых. Однако, по данным на 1933 г., уже из унии в Православие возвратились 60 тысяч человек.

1929 г. За первые 10 лет существования возрожденной Польши католики при поддержке властей отнимают у православных 45 % храмов. В Варшаве снесен величественный кафедральный Александро-Невский собор.

1929 г. Униатский митрополит Андрей Шептицкий пишет: “…Многим из нас Бог еще окажет милость проповедовать в церквах Большой Украины… по Кубань и Кавказ, Москву и Тобольск”.

1937 г. Во Львове проходит посвященный 300-летию кончины униатского митрополита Вениамина Рутского съезд униатского духовенства под почетным председательством митрополита Андрея Шептицкого. Съезд выдвигает концепцию о якобы наибольшем соответствии униатства церковности украинского народа и требует предоставления униатам права свободного прозелитизма в польских землях с православным населением (т.е. добить православные общины в Польше).