Смекни!
smekni.com

Политика и религия (стр. 7 из 8)

То же самое относится к такой ценности как свобода. В понимании того, что есть свобода и как воз­можно её осуществление, сразу же проявляются расхождения. “Быть мо­жет самые глубокие противоречия ме­жду людьми, - полагал немецкий философ К.Ясперс, - обусловлены их пониманием свободы. То, что одному представляется путём к свободе, другой считает прямо противоположным этому. Почти все, к чему стремятся люди, совер­шается во имя свободы”. И далее он продолжает: “Абсолютная истина, а тем самым и пол­ная сво­бода никогда не достигается. Истина вместе со свободой находится в пути”. (Ясперс К. “Истоки истории и еёцель”//Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1994. С.166). Свобода как предмет научного познания не существует. Поэтому свободу нельзя опреде­лить твёрдо установленным понятием.

Таким образом, требование определить общечеловеческие ценности в соответствии с установленными в логике нормами сопряжено с большими трудностями. Современная эпоха не только высветила роль общече­ло­веческих ценностей, но и показала их противо­ре­чие и динамику, причём в разных взаимосвязанных планах. Речь идёт о противо­речиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и кон­кретными историческими явлениями и о разнородности в системе этих ценностей.

Понятию общечеловеческих ценностей как регулятивной идее, идеалу, образцу про­тивостоит представ­ление о том, эти ценности как таковые противоречивы по своей при­роде и не могут быть иными, поскольку одно и тоже - всечеловеческое. Один и тот же масштаб применяется к различным, в том числе взаимоисклю­чающим явлениям. Так, даже самые высокие побуждения добра, блага могут обернуться злом для многих лю­дей и всего общества, когда они равным образом, одинаковой мерой распространяются и на тех, кто способен воспринимать добро и на тех, кто просто глух к нему, а использует призыв к до­бру в эгоистических целях, для нанесения ущерба конкретным людям и обществу.

И всё же противоречивость общечеловеческих ценностей не привела в истории к от­казу от представле­ния их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к при­знанию их относительного характера, ре­лятивизации. Во многом этого не произошло по­тому, что релятивизации ценностей всегда сопротивлялись различные религии. В религи­озной интерпретации общечеловеческие ценности осмысливались как ценности, имеющие божественную природу. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в определён­ной мере ак­центировало внимание на существовании противоречий между ними и земной социальной реальностью.

Основываясь на подобной трактовке гуманизма представители различных религиоз­ных организаций ве­рующие и неверующие могут вести плодотворный диалог о предназна­чении человека, нравственных опорах его индивидуальной и общественной жизнедеятель­ности.

5. Примечание

стр.2. Реформация (от лат. reformatio -преобразование), общественное движение в За­падной и Цен­тральной Европе в 16 веке, направленное против католической церкви. На­чало Реформации положило выступ­ление в 1517 году в Германии М.Лютера. Идеологи Ре­формации выдвинули тезисы, которыми фактически от­рицалась необходимость католиче­ской церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отвергалось католическое Священное Предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др. Основные направления Реформа­ции: бюргерское (Лютер, Ж.Кальвин, У.Цвингли); народное, соединявшее требо­вание упразднения католиче­ской церкви с борьбой за установление равенства (Т.Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражав­шее интересы светской власти, стремив­шейся укрепить власть, захватить земельные владения церкви. Под идейным знаменем Ре­формации проходили Крестная война 1524-25 г. в Германии, Нидерландская и Англий­ская революции. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле Реформация - проведение религиозных преобразований в его духе).

стр.5. Бахофен (Bachofen) Иоганн Якоб (1815-1887), швейцарский историк права. По­ложил начало изу­чению истории семьи и проблем матриархата.

стр.7. Вебер (Weber) Макс (1864-1920) - немецкий социолог, разрабатывавший во­просы методологии социального познания, культорологии, экономики. Большое влияние на буржуазное общество оказали его ис­следования по социологии религии и исторической роли протестантизма. В концепции Вебера религия обрела характер автономного и ре­шающего фактора исторического развития. Основные сочинения: "Аграрная исто­рия древнего мира", "Протестантская этика и дух капитализма ", "Хозяйство и общество".

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858-1817), французский социолог, основатель фран­цузской социологи­ческой школы. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматри­вал общество как реальность, несводимую к сово­купности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе "коллективному сознанию”. Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление. Основные сочинения: "О разделении общест­венного труда" (1893), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912).

стр.14. “Соборное уложение” 1649, свод законов Русского государства; принят Зем­ским собором 1648-49. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Ос­новной закон в России до первой половины 19 века.

Лютер (Luther) Мартин (1483-1546) - теолог и общественный деятель эпохи Реформа­ции, основатель немецкого протестантизма. В 1517, протестуя против продажи индульген­ций в Германии, обнародовал в Вит­тенберге 95 тезисов, которые отвергали основные дог­маты католицизма. Основатель лютеранства. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенем. литературного языка.

Локк (Locke) Джон (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В "Опыте о человече­ском разуме" (1690) разработал эмпирическую теорию познания. Отвер­гая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

Вольтер (Voltaire) (настоящее имя Мари Франсуаза Аруэ, Arouet) (1694-1778), фран­цузский писатель и философ-просветитель, деист, ин. почетный член Петербургской АН (1746). Лирика молодого Вольтера про­никнута эпикурейскими мотивами, содержит вы­пады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по те­мам и жанрам: философские повести "Макромегас" (1752), "Кандид, или Оптимизм" (1759), "Простодушный" (1767), трагедии в стиле классицизма "Брут" (1731), "Танкред" (изд. 1761), сатирические поэмы ("Орлеанская девственница", 1735, изд. 1755), публицистика, исторические сочинения. Дея­тельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: "Философские письма" (1733), "Философский сло­варь" (1764-69). Сыграл значительную роль в развитии ми­ровой , в том числе русской, фи­лософской мысли, в идейной подготовке Французской революции конца 18 века. С именем Вольтера связано распространение в России так называемый вольтерь­янства (дух свободо­мыс­лия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).

стр.15. "Билль о правах", в США, первые 10 поправок к конституции 1787; приняты в 1789; вступил в силу в 1791. Провозглашал свободу слова, печати, собраний, религиоз­ного исповедания, отделение церкви от государства, неприкосновенность личности и др.

стр.30. Ясперс (Jaspers) Карл (1883-1969), нем. философ, представитель религиозного экзистенциа­лизма, психиатр. Ясперс обосновывал мысль о внутреннем родстве филосо­фии и религии. Считал, что познавательная способность разума ограничивается внешней объективностью, чуждой сфере человеческого существования. Религия всегда мифоло­гична, ибо догматически абсолютизирует свою священную историю. Основные труды: "Философия" (т. 1-3, 1931), "Истоки и цель истории" (1949), "Великие философы" (т. 1-2, 1957).

6. Используемая литература

1. Законодательство о религиозных организациях. М., 1997

2. Конституция Российской Федерации // М., 1997

3. Ковальский Н.А., Империализм. Религия. Церковь // М., 1986

4. Мчедлов М.П., Политика и религия // М., 1987

5. Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988

6. Полосин В., Российская религия или введение в новую социологию // Общест­вен­но-политический и научный журнал “Россия”, 1994, № 1-2, С. 54-61

7. Попов А., Народная церковь Латинской Америки: уроки для России? // Общест­вен­но-политический и научный журнал “Россия”, 1994, № 9-10, С. 28-43

8. Радугин А.А., Введение в религиоведение // М., 1996

9. Религии мира // Под ред. чл.-корр. РАН Щапова Я.Н. М., 19941

10. Христианство. Словарь // Под. ред. Л.Н.Митрохина. М., 1994

Соварь

Аккумулирование [<лат. accumulatio накопление] -накопление, собирание. [Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Апологеты - раннехрист. богословы и философы, пропагандировавшие преимущество но­вой религии по сравнению с политеистическими верованиями Римской империи и обос­новывающие её высокие нравственные принципы и полезность для общества. В сочине­ниях А. доказывалось, что христианство не противоречит античной философии и науке, что оно во многом сходно с господствующими официальными воззрениями. Наиболее из­вестными А. были Юстин (умер около 165) - автор таких сочинений, как “Апология”, “Беседы с Трифоном-иудеем” и др., Татиан, Афинагор (умер около 177). Другое течение в раннехристианской апологетике, возглавляемое Тертуллианом, утверждало принцип несо­вместимости веры и языческой мудрости, призывало к решительной борьбе церкви с ан­тичной наукой и культурой, пропагандировало последовательные аскетизм, отрицательное отношение к искусству. [Христианство. Словарь // Под. ред. Л.Н.Митрохина. М., 1994].