Смекни!
smekni.com

Проблемы борьбы с организацией и содержанием притонов для занятия проституцией (стр. 13 из 34)

Объективная сторона выражается в двух действиях: организация притона и его содержание. Организация притона - законченное преступление. В тех случаях, когда она «перерастает» в содержание притона, ответственность наступает за последнее, так как организация притона не самоцель. Лица, содержащие притон, делают в большинстве случаев это с целью извлечения выгоды от эксплуатации лиц, занимающихся проституцией. Следовательно, возможны три варианта ответственности по ст. 241 УК РФ: 1) за деятельность по организации притона для занятия проституцией, 2) за содержание притона, 3) за содержание притона, созданного иными лицами. Организация занятия проституцией другими лицами - это не только руководство, т.е. деятельность по выполнению управленческих функций (распределение ролей, организация материально-технического обеспечения, планирование, проведение мероприятий, подбор клиентов, организация систем охраны и нейтрализация мер социального контроля), но и создание притона (подыскивание, приобретение, наем, предоставление, приспособление помещения или иного места, а также подбор лиц, занимающихся проституцией, их клиентов, лиц, обслуживающих притон), а также иная деятельность виновного. Под содержанием притона понимается деятельность по оплате расходов, связанных с осуществлением притона после его организации (владение или аренда помещения либо иного места, снабжение оборудованием, регулирование посещаемости, охрана).

Систематическое предоставление помещения для занятия проституцией означает предоставление помещения, специально не приспособленного в качестве притона, для занятия проституцией не менее трех раз в течение не очень длительного периода, например одного года[110]. М.А. Ефимов по этому поводу писал: «Однократное или даже эпизодическое предоставление своей квартиры или дачи для совершения внебрачных половых актов или иных развратных действий: состава преступления не образует»[111].

Разовое предоставление помещения для полового сношения с лицом, занимающимся проституцией, хотя бы и при оплате такого предоставления, не содержит состава преступления, предусмотренного ст. 241 УК РФ[112].

Содержатель притона может проживать в нем, но может жить и в другом месте. Нередко функции организатора и содержателя притона совмещаются в одном лице.

Все в большей степени притоны принимают вид «фирм», которые имеют атрибуты, присущие легальной структуре, - организатора и управленца в одном лице, технических работников - водителей и диспетчеров и «персонал» - проституток. Осуществляется своеобразная рекламная деятельность в виде объявлений в газетах и на улицах. Существует письменная бухгалтерия[113].

Отдельного упоминания заслуживает письменная «бухгалтерия» организованных притонов. В ряде известных случаев она представляла собой аккуратно расчерченные на столбцы общие тетради. В первом столбце был указан шифр, под которым по бухгалтерии проходит та или иная девушка, второй - место исполнения заказа, третий - время для исчисления оплаты, четвертый - сумма, полученная за услуги, и отдельно - сумма, причитающаяся «работнице». Каждый лист тетради соответствовал конкретной дате, внизу обозначались суммы, полученные за сутки.

Повторяемость такой системы учета позволяет сделать вывод, что она выработана независимо друг от друга различными сутенерами, как наиболее простая и удобная.

Наличие бухгалтерии в подобного рода заведениях весьма забавно. Она придает им вид карикатурного отражения коммерческих предприятий. Используя аналогию с легальным бизнесом, можно сказать, что организатор и содержатель притона - «учредитель фирмы, одновременно исполняющий обязанности ее директора». Часть деятельности по организации притона - достижение соглашения между всеми лицами о порядке выполнения обязанностей и их оплате. Так, по одному из дел был изъят «график дежурства» с обозначением ответственных за поддержание порядка в помещении «фирмы» - притона[114].

Заниматься организацией занятия проституцией, содержанием притонов могут как отдельные лица, так и группы. Независимо от того, являются ли они владельцами, акционерами или наемными работниками, обеспечивающими общее руководство деятельностью этих учреждений, все они являются субъектами данного преступления. Лица, не содержащие притонов, но обслуживающие его, осуществляя распределение, учет работы проституток, техническое обеспечение их деятельности и иную работу, необходимую для функционирования такого притона, должны нести уголовную ответственность за соучастие в содержании притона для занятия проституцией.

Особенное значение в расследовании данного преступления приобретает именно этап проведения оперативно розыскного мероприятия «проверочная закупка», материалы которого и становятся основой для возбуждения уголовного дела и рассмотрения его в суде. Сложностью же в расследовании преступления состоит в том, что максимально большой объем следственных действий по закреплению показаний свидетелей необходимо провести в первые сутки. Не секрет, что лица, работающие в притонах и на «точках», зависимы от своих работодателей и получить от них хоть какую-то информацию можно лишь в течение первых часов, пока ситуация ещё не очень ясна. Все девушки свидетели и подозреваемые помещаются в условия исключающих общение между собой, производятся допросы и очные ставки. Что касается движения денежных средств на «точке», то это уже остаточно продуманный тонкий механизм, при котором деньги от проститутки до «мамочки» могут попасть пройдя через «цепочку» посредников, иногда скрытых. Поэтому очень часто при проведении закупок приходится сталкиваться с тем, что лицо, у которого изымаются денежные средства говорит что просто взяло их по договоренности с девочками на временное хранение и получит за эти свои услуги 100 руб. Таким образом, получается, что преступление испаряется, а нашему взору предстается группа лиц, совершающих простое административное правонарушение.

Лица, занимающиеся проституцией в притонах, делают это, как правило, добровольно. В случаях принуждения их к занятию проституцией виновные должны нести ответственность и в соответствии со ст. 240 УК.

В случае вовлечения в занятие проституцией насильственным способом действия организаторов и содержателей притонов квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 241 УК РФ и ст. 240 УК РФ.

Применение насилия (физическое насилие) - побои, причинение вреда здоровью, насильственное лишение свободы, связывание, применение лекарственных или иных препаратов и т.п. Угроза применения насилия (психическое насилие) означает высказывания, жесты или демонстрацию намерения применить физическую силу. Такая угроза должна быть реальной и может касаться не только лиц, занимающихся проституцией, но и иных лиц, препятствующих деяниям, направленным на организацию занятия проституцией, содержание притонов, систематическое предоставление помещений для занятия проституцией.

Предметом данного преступления является притон для занятий проституцией. Под притоном для занятий проституцией имеется в виду жилое или нежилое помещение либо иное место, специально приспособленное или систематически используемое для предоставления половых услуг за вознаграждение.

Притон может быть создан в жилом доме или квартире, гостинице, ресторане, ночном клубе, бане, гараже, подвале, подсобных помещениях, автомашине и других местах. Встречаются случаи маскировки притонов для занятия проституцией под массажные кабинеты, танцевальные классы, парикмахерские и др.

Сотрудники московского отдела по борьбе с преступлениями в сфере общественной нравственности так описывали один из притонов: «Просторная трехкомнатная квартира после евроремонта. В двух комнатах происходили встречи с клиентами. Кроме столика, на котором сиротливо приютился магнитофон, кресла и просторной кровати, из обстановки в них больше ничего не было. За отдельную плату клиент может воспользоваться выпивкой - здесь ее хватает. Третья комната предназначена для отдыха девушек от «работы». Мебели здесь побольше: есть шкаф, диван, кровать и даже телевизор. Созданы все условия для нормальной жизни. Но редко кто из них остается в квартире на ночь. Обычно они приходят сюда на какое-то время, а затем разъезжаются по домам. Исключение составляют лишь те, кому негде жить, но таких - единицы. Так сколько же стоит любовь? Здесь девушку можно приобрести на час за 1200 рублей. Из этой суммы себе она заберет всего 450 рублей, все остальное уйдет хозяйке притона. Чаевые, которые достаточно часто оставляют клиенты, девушки кладут себе в карман. На кухне обитательницы квартиры попытались спрятать под холодильник обычную общую тетрадь в клетку. В ней старшая по притону тщательно ведет записи, кто сколько заработал. Деньги отдают ей же. Хозяйка притона по имени Наташа периодически приезжает и забирает заработок. Правда, ни одна из девушек ничего не смогла рассказать об этой загадочной барышне. Знают только ее имя, да и то наверняка оно не настоящее»[115].

Как притон следует расценивать также помещения или иные места, где лишь собираются лица, занимающиеся проституцией, которых затем диспетчер, получающий заказы по телефону, направляет к клиентам для занятия проституцией или сообщает им адреса клиентов.

Но ограничивать понятие притона для занятия проституцией только помещениями или местами, в которых осуществляются половые контакты клиента и лица, занимающегося проституцией, по моему мнению, нельзя. За последние годы широкое распространение получили своеобразные «биржи» проституции. Обычно это жилая квартира, в которой собираются лица, занимающиеся проституцией. Специальный диспетчер, получая по телефону заказы на «девочек» или «мальчиков», направляет их клиенту, как правило, на транспорте «заведения». В таких случаях шофер или специальное лицо не только осуществляет доставку лица, занимающегося проституцией, клиенту (реже - клиентам), но и обеспечивает оплату сексуальных услуг. Иногда диспетчеры проституции, получив заказ на «девочку» или «мальчика», связываются с ними по телефону, сообщая адрес заказчика. Если клиент хочет приехать сам, ему назначают время и место встречи недалеко от притона. Гостя встречает диспетчер, и, убедившись, что это не маньяк и не милиционер, провожает его в квартиру. Подобного рода деятельность хорошо организована. Такие «биржи» обычно взаимосвязаны, что обеспечивает более широкое и «рациональное» обслуживание клиентов. Несмотря на то, что в помещениях этих «бирж» половые услуги не осуществляются, они являются, по моему мнению, притонами для занятия проституцией[116].