Смекни!
smekni.com

Псалом 2-ой, его Мессианское значение и толкование (стр. 2 из 5)

Кроме надписанных псалмов, в Псалтири так же имеется много и ненаписанных. Это псалмы 65, 66, 90-99, 101, 104-106, 110-120, 122, 124, 125, 127-129, 133-136, 145-151. Авторы-писатели этих псалмов неизвестны. Происхождение их, судя по сходству содержания их со сказаниями исторических и других священных книг, может быть отнесено к следующим событиям и эпохам жизни еврейского народа: 65, 66, 90 и 91 - ко времени возвращения Манассии из плена, или ко времени Иосии, при восстановлении им богослужения, 101 псалом относится ко времени разрушения Иерусалима халдеями, 104 и 105 написаны в утешение находящимся в плену евреям; 106 написан по возвращении из плена и представляет благодарственную песнь; 112-116 - являются такими же благодарственными песнями, 110, 111 и 118 должны быть также отнесены ко времени возвращения из плена, 117 - ко времени построения второго храма; 119, 120, 122, 124, 127 и 128 - тоже ко времени возвращения из плена, 129 - ко времени Ездры; 133 - ко времени окончания второго храма; 134 и 135 - написаны, вероятно, по случаю освящения этого храма, 136 - ко времени плена; 125 - к первому времени возвращения из плена; 145-150 ко времени Ездры и Неемии. Неканонический 151 псалом написан, вероятно, вскоре после составления канона неизвестным, но благочестивым мужем.

Первоначальные сборники псалмов и соединение их в одну книгу

В настоящем виде Псалтирь не могла появиться сразу. Время происхождения псалмов - от Моисея и до времени Ездры и Неемии - занимает около 1000 лет. Сначала у евреев существовали сборники некоторых псалмов, которые впоследствии были соединены вместе. На существование сборников указывает и настоящий состав Псалтири. Вся она делится на 5 частей, признаком чего служит литургическое окончание. Оно встречается в Псалтири 4 раза. После псалмов 40, 71, 88 и 105, состоящих из славословий с окончаниями: "буди, буди". Пред псалмом 72 есть замечание: "окончишася песни Давида, сына Иесеева". Эти слова, возможно, показывают, что существовали сборники песней Давидовых, которые носили имя их автора, вероятно, в отличие от существовавших тогда сборников псалмов других авторов. Время появления и образования этих сборников определяется так : первый сборник (Пс. 1-40) появился при Давиде - для богослужебных нужд. Вторая часть Псалтири (Пс. 41-71) могла появиться в виде сборника только после Давида и её относят ко времени царя Езекии. Одновременно был составлен третий сборник.

Когда были составлены и присоединены к собранным ранее остальные группы псалмов, точно сказать нельзя. Несомненно только, что окончательное соединение всех частей Псалтири в нынешний состав относится ко временам Ездры и Неемии, когда был сформирован канон священных ветхозаветных книг.

О богодухновенности и каноничности Псалтири не возникало сомнений ни в иудейской, ни в христианской Церкви. В Священном Писании Нового Завета содержится до 50 цитат из Псалтири, и после книги пророка Исаии она чаще всех других ветхозаветных книг цитируется в нем. Согласно учению Иисуса Христа и Апостолов, Псалтирь в христианской Церкви всегда составляла неизменную часть библейского канона и помещается во всех соборных и отеческих исчислениях священных ветхозаветных книг. В христианском богослужении она употребляется чаще других книг. В православном богослужении Псалтирь прочитывается еженедельно вся, а в Великий пост - дважды в неделю.

Надписания псалмов

Кроме цифровых обозначений псалмы имеют ещё другие надписания, которые могут быть распределены на 5 групп:

1) Указывающие род псалма или характер его содержания:

а) "Молитва" указывает на просительное содержание.

б) "Хвала" - на прославление Бога.

в) "Разума" - научение, размышление.

г) "Столпописание" - на ценность содержания или, может быть, на внешний способ письма.

2) Указывающие способ исполнения.

а) "Псалом" указывает на исполнение данной песни на "псалтири" - особом струнном инструменте.

б) "Песнь" - на вокальное исполнение.

в) "В песнех" - на назначение для пения.

г) "О наследствующем" - на участь, на наследие праведных и нечестивых.

д) "О осмом, о осмей" - на пение октавой, низким голосом.

е) "О точилех" - или на особый музыкальный инструмент, или на время употребления псалма при уборке винограда и выжимания сока.

ж) "О изменяемых" - на переменные музыкальные инструменты при пении псалма.

з) "О маелефе", "да не растлиши", "о заступлении утреннем", "о людех, от святых удаленных" - на песни, начинающимися такими словами и являющиеся образцами исполнения псалмов.

и) "В конец" - на окончание исполнения псалма таким способом, который указывается другим словом надписания, например, "в конец псалмом" - исполнение на псалтири.

к) "Села" - на паузу, после которой должно начаться другое исполнение.

3) Указывающие на писателя или исполнителя псалма:

а) "Псалом Давиду". "Асафу", "молитва Моисея" и др. - является указанием на автора псалма.

б) "Начальнику хора Идифуму", "В конец Идифуму" указывает на исполнение псалма начальником хора Идифумом.

4) Указывающие на повод написания псалма, например: "Псалом Давиду, когда он бежал от Авессалома, сына своего", "Псалом песни обновления дому Давидова", т.е. при выборе места для нового храма.

5) Указывающее на богослужебное назначение, время и место исполнения псалмов.

а) "Псалом Давиду, единыя от суббот", т.е. в первый после субботы день.

б) "Псалом песни в день субботний".

в) "Псалом Давиду, исхода скинии", т.е. в конце праздника Кущей.

Есть целый отдел псалмов с надписанием "Песнь степеней", что указывает на то, что псалмы исполнялись левитами на ступенях храма.

Деление псалмов по содержанию

Поскольку Псалтирь представляет произведение многих авторов, то и содержание её отличается таким обилием мыслей и чувств, что строгое и точное деление псалмов, составляющих Псалтирь, по содержанию на определенные группы является невозможным. Каждый псалом написан по определенному историческому поводу и содержит в себе раскрытие мыслей и отображение чувств, вызванных и пережитых автором при данных обстоятельствах. Эти мысли и чувства изложены не всегда в строгой логической последовательности. В одном и том же псалме мы наблюдаем переходы от одного предмета к другому. Многопредметность, обилие мыслей, разнообразие способов построения и выражения их, а также разность стиля и характера изображения сходных предметов вследствие множества авторов Псалтири, делает весьма затруднительным деление псалмов на определенные группы. Поэтому их принято делить по признаку преобладающего содержании. Различают псалмы: 1) хвалебно-благодарственные; 2) молитвенные; 3) учительные; выделяют ещё четвертую группу: мессианские.

К первой группе принадлежат псалмы, в которых выражается благоговение пред Богом и благодарение за Его дары.

Молитвенные псалмы выражают обращение к Богу с прошениями. Внешним отличием их служат молитвенные воззвания: "Господи, помилуй", "Господи, спаси", "вонми", "услыши" и т.д.

Учительными псалмами называются такие, преобладающим содержанием которых являются размышления по поводу обстоятельств личной жизни писателя или жизни народа, а также - о божественной славе и величии. К этим псалмам принадлежат все с надписанном "разума" или "в разум".

Мессианскими псалмами называются те, в которых содержатся пророчества о временах новозаветных и, преимущественно, об Иисусе Христе. Таковыми псалмами считаются следующие 23 псалма 2, 8, 15, 19, 21, 39, 40, 44, 46, 50, 67, 71, 83, 77, 94, 96, 101, 103, 117, 118, 129, 131, 142. Эти псалмы составляют, собственно, подгруппу, находясь в 3-х основных (предшествовавших) группах. Поэтому их основное (преимущественное) содержание может быть и не мессианским. Мессианские псалмы по способу изображения будущих времен делятся на пророческие и прообразовательные. Когда псалмопевцем изображаются будущие времена в простом изложении откровения, такие псалмы называются пророческими. Когда же события будущего излагаются в чертах исторических, уже бывших фактов, такие псалмы называются прообразовательными. Например, псалом 21 - пророческий. 8-й (с воспоминанием хвалы младенцев по переходе через Чермное море) - прообразовательный.

Богослужебное употребление Псалтири

Начало общественно-церковному употреблению псалмов было положено самим пророком Давидом при его заботе о более торжественном устройстве богослужения. Им была устроена новая скиния в Иерусалиме, куда и перенесен Кивот Завета. Из всего количества левитов Давид выделил 4 тысячи в храмовые певцы и музыканты. Все они были разделены на 24 чреды соответственно 24 чредам священников. Во главе левитов стояли Асаф, Еман и Идифум, а ближайшими их помощниками были их дети, причем каждый из последних руководил одним из 24-х хоров, на которые были разделены упомянутые 4000 певцов. На каждый день был назначен особый псалом, а на дни праздников: Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др. - особые, предназначенные именно для них псалмы.

В Ветхом Завете при богослужении употреблялись музыкальные инструменты. Они были введены Давидом. Назначением их было - восполнять силу голоса певцов. Все псалмы пелись в сопровождении музыкальных инструментов в тон голоса певцов, причем как пение, так и музыкальное сопровождение отличалось громогласием, "играли пред Богом из всей силы" (1 Пар. 13, 8), чтобы громко возвещать "глас радования" (1 Пар. 15, 16).

Музыкальные инструменты были разнообразны, как-то: гусли, тимпаны, псалтири, кимвалы, трубы и другие. Все они разделялись на три рода: струнные, духовые и ударные. Каждый инструмент, имея в отдельности специальное назначение, сливался своим звучанием с другими инструментами и таким образом составлялся оркестр, который наравне с хором певчих участвовал в богослужении.