Смекни!
smekni.com

Псалом 2-ой, его Мессианское значение и толкование (стр. 3 из 5)

Гусли Кимвал Тимпан

Псалтырь

В пении псалмов принимал участие и народ. В христианском богослужении Псалтирь пользовалась самым широким употреблением. Начало этому было положено ещё Христом Спасителем, когда Он, по совершении Тайной Вечери "воспевши", пошел на гору Елеонскую (Мф. 26, 39). По примеру Иисуса Христа и Апостолы заповедовали употреблять Псалтирь как лучшее средство в христианской молитве (Еф. 5, 18-19, Кол. 3, 16; 1 Кор. 14, 15-26). Уже в первые века христианства, как свидетельствуют "Постановления Апостольские" (кн. 2 и 59), псалмы являлись существенной частью богослужения.

Настоящее употребление Псалтири в Православной Церкви определяемся особым Уставом о ней. По этому Уставу употребление Псалтири в продолжение года разделяется на 4 периода, причем для каждого установлен свой порядок чтения. В первые три периода (от недели антипасхи до сырной недели) вся Псалтирь прочитывается еженедельно. В четвертый период, обнимающий собой святую Четыредесятницу, Псалтирь прочитывается за каждую седмицу дважды.

Кроме кафизм на утреннем и вечернем богослужениях употребляются следующие псалмы: "предначинательный" 103, на вечерни - 140, 141 и 129; на повечерии малом - "покаянные" 50, 69, 142; на полунощнице — 50, 120, 133; на утрени - 19, 20, на шестопсалмии - 3, 37, 52, 87, 102, 142; на первом часе - 5, 83, 100; на третьем - 16, 24, 50; на шестом - 53, 54, 90; на девятом часе - 82, 84 и 85.

Псалом 2

ПРОРОЧЕСКИЙ - МЕССИАНСКИЙ

(Пророчество о восстании язычников и иудеев на Иисуса Христа; о предвечном рождении Его от Отца и о всемирном Его Царстве).

Второй псалом не имеет надписания в еврейской и греческой Библиях. Имеющееся надписание именем Давида в русской Библии основывается на свидетельстве апостола Петра, который, цитируя слова 1-го и 2-го стихов 2-го псалма, указывает, что они произнесены Давидом (Деян. 4, 25).

Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их. Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию своею смятет я. Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань.

Псалом можно разделить на следующие части:

1. Восстание царей и народов против Господа и Помазанника, 1-3;

2. Ответ Небесного Владыки: 4-6;

3. Посаждение на троне Помазанника: 7-9.

4. Призыв к вразумлению неразумных: 10-12.

В содержании псалма предсказывается неудача нападения врагов на царя Давида - помазанника Божия (ст. 1-4) и о том, что власть его распространится по всему миру (ст. 5-9), а царствование над Сионом (ст. 6) будет непоколебимым. Залогом этому служит непреложность обетования Божия Давиду, а видимым знаком - присутствие на горе Сион Кивота Завета, что свидетельствовало о пребывании здесь Бога.

В царствование Давида, изобиловавшее войнами, самым сильным восстанием на него было восстание сирийцев и аммонитян. Об этом объединенном восстании и говорится в данном псалме. Но Живущий на Небесах посмеется над ними и приведет их в смятение (ст. 4-6), - предсказывает псалмопевец, ибо Давиду дано обетование о будущей власти его над всем миром. Раскрытию этого обетования и посвящено содержание псалма.

Из содержания псалма можно предположить, что он написан по поводу данного Давиду обетования после перенесения Кивота Завета на Сион из Кариаф-Аарама.

Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени.

1. В 1 и 2 стихах изображается восстание на Помазанника всех народов земли, какого против Давида не было;

2. Рождение Богом "днесь" (7 ст.) может относиться только ко Христу Спасителю;

3. В 9-10 стихах предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нем не исполнилось.

4. Невозможность обращения врагов к Богу, предсказываемая Давидом, не имела места в его время: восставшие на него не были поголовно уничтожены, а потому, как для оставшихся в живых, так и для потомства последних всегда была возможность исправления и примирения с Богом. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя полностью соотнести с историческими рамками времени и личности Давида.

Черты изображенного здесь Царя вполне приложимы только к Иисусу Христу. Его предали иудеи Пилату (Мф. 27, 12; ср. 1-3 ст.). Он, будучи человеком, есть в то же время истинный Сын Божий (Ин. 1, 14), вечный (Ин. 1, 1 ср. ст. 4-7), Которому, как Царю, дана власть на небе и на земле (Мф. 28, 18; ср. ст. 6-9). Как пророчестве об этом прославлении Христа Царя, слова 2-го псалма приводятся в Деян. 4, 25-28; 13, 32-33 и в Евр. 1, 4-5).

Толкование 2-го псалма

Ст.1: "Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?"

1. При изъяснении текста Псалтири автор брал материал в основном из "Толковой Псалтири" Е. Зигабена (Евфимий Зигабен греческий монах и философ. Псалтирь изъяснил по святоотеческим толкованиям. "Толковая Псалтирь" - перевод с греческого языка. Киев, 1907).

Предвидя пророческим взором злобу людей против Христа Спасителя, Давид грустно вопрошает: зачем они с таким безумием мятутся, подняли возмущение и волнение? "Поучишася тщетным" -потому что замышляли несбыточное, предпринимали невозможное, хотели погубить Спасителя мира.

Под язычниками ("языцы") разумеются здесь римские воины вместе с Пилатом, а под народом ("людие") - народ иудейский с Анной и Каиафою.

Ст.2 "Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его".

Под именем царей и верховных правителей ("князи") разумеются Ирод и Пилат, из которых первый был царем, а второй правителем. Смысл этих слов объяснили сами святые Апостолы. Предвидя 1 и 2 стихи 2-го псалма, они продолжают, "поистине собрались в городе сем (Иерусалиме) на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским" (Деян. 4, 27). Множественное число -"царие" и "князи" объясняется свойством еврейского языка, а также видят в этом и таинственный смысл, именное с именем царя Ирода соединяют диавола - царя греха, вооружившегося против Христа, а с князем Пилатом - многих князей, т.е. начала и власти темных сил, духов злобы поднебесных. Так как во Христе две природы, невидимая (божественная) и видимая (человеческая), то Ему надлежало вести борьбу с невидимыми и видимыми врагами.

"На Господа и на Христа Его" - возмутились и восстали против Отца и Сына, Которого Отец поставил Царем над всеми языками, дав Ему их в наследие, как Помазаннику Своему. Вражда против Сына коснулась и Отца.

Ст.3: "Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их".

Святитель Афанасий толкует, что это сказано от лица тех, которые, возмутившись и словом и делом, распяли Иисуса Христа на кресте, свергли с себя иго повиновения Сыну, порвали узы всякого подчинения Отцу и отвергли законную связь с Богом.

Блаженный Феодорит полагает, что эти слова сказаны от Лица Духа Снятого, заповедующего верующим потомкам отказаться от идолопоклонства язычников и от нечестия иудеев, "расторгнув узы" ослепленных язычников и "отвергнув от себя иго" потерявших веру иудеев, воспринять на себя благое иго Христово.

Ст.4: "Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им". Здесь - предостережение богохульствующим врагам Христа, состоящее в том, что живущий на небесах Отец и Сын, Господь всяческих по Своему Божеству представляется столь сильным, что Он может только как бы посмеиваться над врагами Своими. Речь принимает иносказательную форму и усиленный тон для того, чтобы показать врагам Господа, как они безрассудно покушались на тщетное и невозможное, думая умертвить самого Господа, Источника и Начало жизни.

Ст.5: "Тогда возглаголет к ним гневом Своим..." Здесь разумеется, что Господь воспылал гневом Своим, когда Он явно изобличал иудеев в их неправдах и возвестил им грядущие бедствия, повторяя при перечислении неправд Своих врагов. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры" и пр. (Мф. 23), а в заключении сказал: "Сего ради отимется от вас Царствие Божие" (Мф. 21, 43).

"...и яростию Своею смятет я".

Господь проявил гнев Свой (ярость - высшая мера гнева), когда по Его попущению римское войско, напав на иудеев, опустошило Иерусалим, сожгло храм, большую часть уцелевших жителей предало смерти, а остальных подвергло рабству.

Ст.6 "Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою Святою Его..." Здесь речь от Лица Иисуса Христа, таково свойство пророчеств, что в них предметы и лица меняются, как это часто можно видеть в книгах пророческих. Иисус Христос предвозвещает царство, которое дано Ему Отцом, как Человеку, о чем и засвидетельствовал Он по воскресении Своем, сказав: "Дадеся Ми всяка власть за небеси и на земли" (Мф. 28, 18). Под Сионом разумеется вся вселенская Церковь.

Ст.7: "Возвещаяй повеление Господне". Это - продолжение мысли предшествующего стиха. "Я поставлен как Царь возвещать заповеди евангельские на горе Сионе", откуда взяла свое начало Церковь Христова. "Повелением" Господним он называет сами эти заповеди, показывая при этом единство воли Своей с волей Отца. "Не могу Аз о Себе творити ничесоже", - говорил Он, проповедуя учение евангельское. "Якоже слышу, сужду; и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца". "Яко Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю". "Аз и Отец едино есма" (Ин. 5, 30; 12, 49; 10, 30). (Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя". Под этими словами разумеется и предвечное рождение Бога-Сына от Бога-Отца и рождение Его по человечеству во времени. Словом "днесь" выражается как бы грань между вечностью и временем, когда предвечный Сын Божий соделался Богочеловеком. Блаженный Феодорит утверждает, что слова "Аз днесь родих Тя" относятся к человеческому естеству Спасителя. Поэтому следующий стих святые отцы рассматривают как пророчество о Царстве Иисуса Христа по человечеству.