Смекни!
smekni.com

Религиозно-культурный конфликт,в Риме. Оргиастические формы культа Диониса - вакханалии (стр. 16 из 16)

[120]Мень А. Указ. соч. Т. 6. С. 312.

[121] Цит. по: Мень А. Указ. соч. Т. 6. С. 313.

[122] Катон в своем трактате «Земледелие» даже специально оговаривал, что управляющему имением (вилику) запрещено обращаться за советам к бродячим предсказателям и халдеям (см.: Катон. Земледелие. 5.4).

[123] Ср., например, оценку, даваемую И. Л. Маяк: «Конкретные меры, принятые к пресечению собраний приверженцев культа Вакха, свидетельствует о беспокойстве римского сената о том, что под видом священнодействий скрываются тайные союзы, тайные организации, направленные на подрыв устоев как самого Рима, так и всей системы италийского союза. В пользу этого утверждения говорит сложность этнического состава вакхантов. Среди них Ливий называет римлян Эбутия, Атиниев, кампанцев Церриниев, фалиска Опитерния, т.е. людей, принадлежавших разным италийским народностям. И Ливий, и текст сенатского постановления, как мы видели, показывают, что вакханалии были распространены в различных частях Апеннинского полуострова… Сложность социального и этнического состава вакхантов, массовый характер вакхического движения, опасения властей перед ним позволяют думать, что вакханалии были выражением недовольства широких общественных слоев существовавшим порядком в Риме и по всей Италии» (Маяк И. Л. О запрещении вакханалий в Риме. С. 259—260).

[124]Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987. С. 126.

[125] Тит Ливий. История Рима от основания Города. XXXIX.15.2—16.13.

[126] Там же. XXXIX.15.8—9.

[127] Там же. XXXIX.15.10.

[128] Там же. XXXIX.16.3—4.

[129] Там же. XXXIX.15.11—12.

[130] Там же. XXXIX.15.13—14.

[131] Тит Ливий. История Рима от основания Города. XXXIX.16.8—9.

[132] Ф. Ф. Зелинский поднимается по этому поводу до обобщения, носящего, по-видимому, универсальный характер: «Судьба тайных обществ – тем более чужеродных — везде одинакова; кто не может проникнуть в таинственную завесу, поднимающуюся только для посвященных, тому за нее чудятся полные соблазна и ужаса картины, среди которых половой разврат занимает первое место» (Зелинский Ф. Ф. Рим и его религия. С. 57).

[133]Мень А. Указ. соч. Т. 6. С. 315.

[134] Тит Ливий. История Рима от основания Города. XXXIX.17.5—7.

[135] Зелинский Ф. Ф. Рим и его религия. С. 59.