Смекни!
smekni.com

"Город на горе". Апостолы в начале пути (стр. 2 из 4)

В самом деле, отношение Иисуса к Петру двойственно. С одной стороны, он говорит: "Ты - Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи от Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах". Но ведь именно Петр отговаривал Иисуса идти в Иерусалим, навстречу предуготованной смерти, и, видимо, был очень убедителен, потому что Иисус буквально открещивался от него: "Отойди от Меня, сатана! ты мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое". При аресте Иисуса Петр (единственный!) пытался оказать вооруженное сопротивление, но потом, как и было предсказано, трижды отрекся от него, чтобы самому не быть схваченным. Неудивительно, что еще в III веке философ Порфирий буквально плясал на костях Петра, перечисляя эти, с его точки зрения, "несуразицы" Евангелий.

Если руководствоваться чистой логикой, подобно греко-римским философам, то выбор Иисуса действительно выглядит странным. Но сегодня, по прошествии двух тысяч лет, следует оценивать происшедшее более реалистично. Иисусу приходилось выбирать из того, что имелось под рукой. Да, апостолы не были ни идеальными глашатаями истины, ни даже безупречными исполнителями его воли. Да, они были скорее "христианскими жирондистами" (выражение А. И. Герцена), а отнюдь не якобинцами-монтаньярами. Но именно они, несмотря на все их недостатки, сумели в веках сохранить его имя и дело.

Если бы Церкви Христовой суждено судьбой утвердиться в мире в результате единовременного чуда, несовершенство Петра на этом фоне могло бы показаться недостойным. Но мы-то знаем, что торжеству христианства предшествовали столетия медленного роста, гонений, внутренней борьбы, ошибок и мучительных поисков. Представим себе, что бы произошло, если бы после Иисуса во главе иерусалимской общины оказались люди бескомпромиссные, жаждущие пострадать во Имя Господне. Скорее всего, земная история христианства на этом бы и завершилась. Для того чтобы Церковь выжила, ей требовалось постоянно искать средний путь между капитуляцией, отказом от исповедуемой истины и исповеданием неистовым, ведущим к физическому уничтожению или превращению в секту. Так что выбор Петра на роль руководителя следует признать удачным - хотя бы потому, что победителей не судят.

И вот Иисус умирает на кресте. В судьбе его учения наступает ключевой момент. Теперь все зависит от того, как поведут себя ученики, и прежде всего одиннадцать первенствующих (двенадцатый - предатель Иуда Искариот). Они верят, что их казненный учитель - Христос и Сын Божий. Значит, он вот-вот должен вернуться, устроить суд над гонителями, восстановить попранную справедливость и воссоздать царство Израиля. Надо ли что-то предпринимать им самим? Или достаточно просто ждать? Или - страшно даже подумать - они все-таки ошиблись?

О том, как был сделан их выбор, не замеченный и не оцененный современниками, но имевший грандиозные исторические последствия, рассказывают Евангелия.

Самое краткое, Евангелие от Марка, традиционно именуется "вторым", но оно, несомненно, наиболее раннее. Марка относят к числу семидесяти апостолов "второго призыва". Предание гласит, что он следовал за Иисусом после его ареста, но тексты этого не подтверждают. Возможно, при описании событий, связанных с Воскресением Иисуса, Марк опирался на рассказы своего родича Симона Петра.

Матфей, сын Алфея, он же Левий-мытарь, автор "первого" Евангелия, был в числе двенадцати апостолов. Возможно, во время описываемых событий вместе с остальными находился в Иерусалиме, однако ничем себя не проявил.

Автора "третьего" Евангелия, Луку, традиционно считают апостолом из семидесяти, но, скорее всего, он примкнул к Церкви Христовой много позже: события в Палестине он описывает явно с чужих слов.

И лишь Иоанн, сын Заведея, автор "четвертого" Евангелия и, по-видимому, Апокалипсиса, апостол из двенадцати, не только находился в гуще событий, но и вел себя активно. Его, единственного среди евангелистов, можно назвать непосредственным свидетелем по крайней мере части связанных с Иисусом событий. Правда, Евангелие он писал в старости, спустя много лет после происшедших событий. За плечами осталась длинная жизнь, наполненная борьбой и испытаниями, а сам он из простого рыбака превратился в признанного вождя Церкви и серьезного богослова. Это, разумеется, не могло не сказаться на его сочинении.

Евангельские описания полны противоречий, и на этом основании многие историки объявляли их подделкой. На самом деле именно противоречивость Евангелий служит убедительным доказательством их подлинности - по крайней мере, в основе: исключать, что кое-что в них добавлено позже, разумеется, нельзя. Апостолы не были ни следователями, ни исследователями. Они - обычные люди, записывавшие то, что видели или слышали и во что верили. Огромной заслугой христианской Церкви перед исторической наукой стало именно то, что она не поддалась соблазну создать гладко обструганную версию своей ранней истории, не убрала из Евангелий видимые неувязки (хотя подобные попытки предпринимались), а сохранила тексты в первозданном виде. Вот если бы история Иисуса и его учеников была изложена не столь противоречиво, в ней следовало бы усомниться.

Воскресение

Чтобы лучше уяснить последовательность событий, разобьем их на отдельные эпизоды. Итак…

Эпизод 1: женщины находят гроб Господень пустым.

Иисус умер в пятницу перед Пасхой и сразу же был похоронен. В праздничный субботний день не происходит ничего важного. С окончанием субботы, на рассвете того дня, который мы именно в память этих событий зовем "воскресеньем", к пещере с гробом Иисуса приходят женщины, чтобы в соответствии с обычаем умастить тело покойного. Все евангелисты упоминают этот факт, однако расходятся как относительно имен женщин, так и относительно того, что именно они увидели.

Согласно Марку, женщин, пришедших к гробнице, три: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломея. По дороге они размышляют, сумеют ли сдвинуть камень, закрывающий вход в гробницу. Однако, придя на место, обнаруживают, что камень отвален. Они заходят внутрь и видят юношу в белой одежде, сидящего с правой стороны гроба. Женщины в ужасе, но юноша успокаивает их и говорит, показывая на пустой гроб, что Иисуса здесь нет, что он воскрес. И еще он велит женщинам передать апостолам и лично Симону Петру, что воскресший Учитель будет ждать их в Галилее.

У Луки картина та же с некоторыми отличиями в деталях. Среди женщин, пришедших к гробнице Иисуса, он называет опять же Марию Магдалину, какую-то Иоанну, еще одну Марию (мать Иакова) "и других с ними". Увидя камень отваленным, женщины заходят в гробницу и находят гроб пустым. В этот момент перед ними предстают "два мужа в одеждах блестящих", возвещающих воскресение Иисуса.

Иоанн не упоминает никаких женщин, кроме Марии Магдалины. Поскольку Иоанн находился в числе апостолов, которым Мария Магдалина сообщила об увиденном, он передает то, что слышал именно от нее - единственной несомненной свидетельницы. Иоанн краток: "В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба". И никаких слов о юноше в белом или о мужах в блестящих одеждах.

Зато у Матфея картина рисуется яркими красками. На рассвете к гробнице Иисуса приходят две женщины - Мария Магдалина и другая Мария, мать Иакова и Иосии. Здесь же находится стража, охраняющая гробницу, - деталь, отсутствующая у других евангелистов. На глазах стражников и пришедших женщин происходит землетрясение, и с небес спускается ангел, который отваливает камень и усаживается на него. "И вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые". Игнорируя насмерть перепуганных стражников, ангел сообщает женщинам о Воскресении Иисуса и говорит, что ожидать его следует в Галилее.

Как ведут себя женщины?

В Евангелии от Луки они выслушали мужей в блестящих одеждах и, "возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим".

В Евангелии от Марка они так напуганы, что ничего никому не рассказывают. Что их напугало - неужели юноша в белых одеждах? В тот же день Иисус сам является Марии Магдалине, изгнав из нее семерых бесов. (Этот факт стоит отметить: он свидетельствует о том, что Мария Магдалина - одержимая женщина с неустойчивой психикой.) Лишь после этого она (одна!) идет и возвещает об увиденном "бывшим с Ним, плачущим и рыдающим".

Матфей, описав случившиеся чудеса, о реакции женщин не говорит ничего: видимо, они все воспринимают как должное. Когда женщины возвращаются от гробницы, Иисус по дороге является им и подтверждает слова ангела о том, что будет ждать апостолов в Галилее. Женщин, только что переживших землетрясение и схождение ангела, это уже нисколько не пугает - они идут и оповещают о происшедшем учеников Иисуса. Между тем стражники, подкупленные первосвященниками, заявляют, что тело распятого Иисуса выкрали ученики.

Эпизод 2: Петр и Иоанн у пустого гроба.

Итак, Мария Магдалина (по Марку) или все женщины вместе (по Матфею и Луке) сообщают о виденном и слышанном апостолам. Как те ведут себя, услышав о воскресении Учителя? Марк и Лука пишут, что апостолы женщинам не поверили; однако Лука добавляет, что Петр бегом бежит к гробнице и находит ее пустой. У Иоанна этот эпизод выписан в деталях.

По его словам, Мария Магдалина первоначально оповестила не всех апостолов, а лишь Петра и самого Иоанна, которые, видимо, находились в этот момент вместе. "Итак бежит (Мария Магдалина. - А. А.) и приходит к Симону Петру и другому ученику, которого любил Иисус (так Иоанн именует себя самого. - А. А.), и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его". Юноша, мужи, ангел, стражники, землетрясение, явившийся ей Иисус, изгнавший семерых бесов, - ничего этого нет в словах Марии Магдалины, лишь констатация того факта, что тело Иисуса унесли.