Смекни!
smekni.com

"Город на горе". Апостолы в начале пути (стр. 4 из 4)

Когда Иоанн писал свое Евангелие, он был уже глубоким стариком, и его очень волновало, что означали эти слова Учителя: "И пронеслось слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: "Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того?""

Выбор сделан

О первых шагах Церкви после Воскресения Иисуса повествуют "Деяния апостолов". Вернувшись с Масличной горы в Иерусалим, апостолы собрались посовещаться. Самое важное решение в истории человечества - о грядущем втором пришествии - к этому времени уже созрело. Свидетельств в пользу его грядущего возвращения накопилось достаточно, причем он ясно требовал от учеников не сидеть сложа руки, а действовать. Главное сейчас - сохранить общину и себя в качестве ее руководителей. По предложению Петра решено созвать собрание ста двадцати учеников Иисуса для избрания двенадцатого апостола на место предателя Иуды Искариота. Впрочем, избрание не означает выборов: руководители вносят две кандидатуры - Иосифа, называемого Варсавой, а по-латыни Юстом, и Матфия. Жребий падает на Матфия (не путать с евангелистом Матфеем).

Святой Климент, принадлежавший к поколению апостольских учеников, писал: "Петр, Иаков (сын Заведея и брат Иоанна. - А. А.) и Иоанн, хотя и были особо Спасителем почтены, однако после Вознесения Спасителя не оспаривали друг у друга эту честь, но избрали епископом Иерусалима Иакова Праведного (брата Иисуса. - А. А.)". В другом месте он же пишет: "Иакову Праведному, Иоанну и Петру Господь после Воскресения передал знание, они же передали его остальным апостолам, остальные же апостолы семидесяти, одним из которых был Варнава".

Таким образом, в новорожденной Церкви выделяются три главных лица: Петр, Иоанн Заведеев и Иаков Праведный. Именно они сохранили Церковь Христову. Однако превращением в мировую религию христианство обязано не им, а "человеку со стороны" - Павлу. Его удивительная фигура и многогранная деятельность требуют отдельного рассказа.

Словарик к статье

Апостол - по-гречески "посланник". Так назывались и 12 лиц, избранных Христом для распростра нения его учения: Симон-Петр, Андрей, Филипп, Иоанн, Иаков, Нафаниил (Варфоломей), Симон, Матфей (Левий), Фаддей, Яков, Фома, Иуда.

Ветхий Завет - дохристианская часть Библии, которая складывалась на протяжении многих веков в I тысячелетии до н.э.

Гений - у римлян индивидуальный дух, олицетворение волевого начала, характера отдельного человека или народа.

Диаспора - "рассеяние" (греч.).

Евангелие - "благая весть" (греч.) - термин, употреблявшийся в Римской империи по отношению к особе императора; христиане стали употреблять его с именем Иисуса Христа.

Кесарь - греческое произношение слова "цезарь".

Крещение, крестить. Ассоциация с крестом, присущая этим русским словам, в Евангелиях отсутствует. Евангелисты, писавшие по-гречески, употребляли слово "баптизейн" - погружать. Следовательно, "крещение Святым Духом" означало "погружение в Святой Дух".

Мессия (от еврейского "машиах" - "помазанник" в значении "царь") - в Библии означает: ниспосланный Богом спаситель, призванный воссоздать царство Израиля.

Назорей - так называли проповедников-аскетов, не стригших волос (еврейское "назир", арамейское "ноцри" _ чистый, святой).

Новый Завет составляют четыре Евангелия и другие книги начала новой эры, сформировавшие христианское учение.

Симон имел прозвище Цефа - от арамейско-еврейского "камень" (в русском тексте Евангелия - Кифа). Петр - от греческого "пе' тра" _ камень, скала.

Синедрион ("совет" - греч.) - высший совещательный и судебный орган в Иерусалиме, состоявший из религиозных авторитетов.

Христос - греческий вариант арамейского понятия Мессия.