Смекни!
smekni.com

Актуальные проблемы современного старообрядчества (на примере Красногорского района УР) (стр. 6 из 10)

Духовники сначала проходят своеобразный испытательный срок. За ними закрепляется кадило, они ведут службу на коллективных молениях.

Долгое время звание духовница имела Прасковья Васильевна Перминова, простая деревенская женщина, кстати, неграмотная.

После ее смерти (2000 г.) своего духовника в Красногорском не было, эту роль выполнял старик, приезжавший из Игринского района, что создавало немало проблем. Сейчас духовницей является Иллариона Смольникова, бывший повар детсада.

К Красногорским старообрядцам-беспоповцам относятся также жители деревень Багыр, Прохорово - настоящих староверческих мест (см. Приложение 6), а исчезнувшие деревни беспоповцев Бурово, Нов. Беляево, Нефедово (см. Приложение 5). Увидишь тут рослого, крепкого мужчину с окладистой бородой и сразу безошибочно скажешь – вот старовер! Да и женщины из старообрядцев тоже не мелкие, видна в этих людях особенная стать (см. Приложение 4).

Рассказ о красногорских старообрядцах будет неполным, если мы не упомянем местных «поповцев». Они живут в населенных пунктах, примыкающих к Кировской области: в селе Курья, деревне Мухино (см. Приложение 6), а прежде обосновывались в ныне исчезнувших поселениях: Осипинцы, Сухие, Заимки, Полянцы, Котляки, Самушенки, Севостьянцы, Рябиновцы, Герасимовцы (см. Приложение 5).

Самые распространенные фамилии старообрядцев-поповцев нашей местности - Фетисовы, Ожмеговы, Сухих, Брыляковы, Лысковы, и некоторые другие.

Несколько лет назад курьинские старообрядцы создали молельный дом, отремонтировав старую квартиру, принадлежащую школе. Один – два раза в год сюда приезжает священник из Ижевска. В последний приезд даже крестили пять глазовчан.

Церкви старообрядцев – самостоятельная интересная история. Как известно, в 1800 году часть раскольников подчинилась официальной православной церкви на условии сохранения своих традиций и обрядов. Так и возникли «единоверцы».

До революции «поповцы» имели на территории нынешнего Красногорского района минимум одну церковь. Та, что находилась в селе Осипинцы (Осипинском). Иоанно-предтечинская единоверческая церковь – деревянная, на два престола – построена в 1903 – 1904 годах на средства вятского купца

А. Я. Терешкина. Какое отношение имел купец к Осипинцам – неизвестно, такой фамилии сейчас в районе нет. Освятил начало строительства священник Иоанн Бармин. Можно предполагать, что он и трудился здесь в дальнейшем. Поначалу эта церковь подчинялась Курьинской, а с 1906 года стала самостоятельным единоверческим приходом, в который входили деревни Гаинская, Коробовская, Карпушатская, Комаровская, Луговская. Все, за исключением Гаинцев, уже не существуют. От церкви в Осипинцах остался большой парк, украшением которого являются могучие кедры. Их посадил служивший здесь священник. Его имя, увы, забылось, хотя в перечне документов из книги о храмах Удмуртии есть ведомости о зарплате служивших тут людей, дореволюционная переписка с епархией.[30] К сожалению, эти документы никто из красногорских краеведов не изучал.

В 1936 году церковь в Осипинцах была закрыта, ее здание передано под школу. Сейчас в бывшем селе нет ни одного строения, только парк с пустым местом от снесенной церкви.

В соседнем селе Курья церковь находилась на месте нынешнего дома культуры. Точнее – разобранная церковь стала домом культуры. Сейчас это добротное помещение, использовавшееся как спортзал школы, передано русской православной церкви.

Еще, как рассказал Анатолий Николаевич, церкви были в Заимках, Самушонках. Некоторые старики вспоминают, что их там крестили в детстве. Возможно, тут существовали молельные дома, но точных сведений об этом не находится.

2.2. Программа и анализ социологического опроса

В настоящее время перед старообрядчеством стоит не мало проблем и для того, чтобы выделить основные, самые острые проблемы было проведено социологическое исследование (см. Приложение 1). Оно направлено на выявление актуальных проблем современного старообрядчества, в частности, в Красногорском районе, и путей решения этих проблем.

Данное социологическое исследование проводилось среди старообрядцев различных толков, разного социального положения, пола и возраста.

Задачи исследования:

Выявление отношения к старообрядчеству, как к религиозной конфессии;

Выявление актуальных, острых проблем современного старообрядчества;

Выявление путей их решения.

Социологический опрос состоял из 10 вопросов, на которые ответили 25 человек, среди них 19 женщин и 6 мужчин.

Таблица

Актуальные проблемы старообрядчества.

Варианты ответов Всего ответивших(чел.) Мужчины (чел./лет) Женщины (чел./ лет)
Кто такой, по вашему, мнению старообрядец (старовер)?
Представитель одной из ветвей православия со своей культурой, обычаями, характерами 18 чел. 2 чел. (46,55) 16 чел. (32-60)
Старовер – человек, верующий в «старую веру» 7 чел. 4 чел. (24-30) 3 чел.(23, 24, 52 )
2. Что вы можете сказать об утверждение, что Красногорский район – район староверский?
Красногорский район не является старообрядческим 7 чел. 2 чел.(34, 39) 5 чел. (29 -37)
Да, Красногорский район по праву можно назвать старообрядческим 13 чел. 2 чел. (27, 55) 11чел. (40 -60)
Никогда не слышал (а) такого утверждения 5 чел. 2 чел. (24, 46) 3 чел. (23, 24)
3. Что такое, по вашему мнению, культура старообрядцев?
Культура старообрядцев – обычаи, обряды, традиции 4 чел. 2 чел. (24, 27) 2 чел.. (29)
Свод правил поведения как в обществе, так и в семье, который отличается большим количеством аскетизма, запретов, скромностью и замкнутостью 21 чел. 4 чел. (27 -55) 14 чел (23, 24) 3 чел. (32 - 60)
4.Существует ли старообрядческая культура в наше время?
Да 6 чел. 1 чел. (24) 5 чел. (23 – 45)
Почти нет 14 чел. 3 чел. (34, 46, 55) 11 чел. (46–60)
50 % на 50 % 5 чел. 2 чел. (27, 39) 3 чел. (40 – 48)
5. Какой, на ваш взгляд, биологический возраст преобладает среди верующих старообрядцев?
30 – 60 лет 1 чел. - 1чел. (41)
40 – 60 лет 10 чел. 2 чел. (24- 28) 8 чел. (23 – 34)
60 – 75 лет 13 чел. 4 чел. (35- 55) 9 чел. (34 – 60)
От рождения до … 1 чел. 1 чел. (24)
6. Что вы можете сказать о состоянии современного старообрядчества (в нашем районе)?
Старообрядчество стало более легальным и массовым. Люди перестали стыдится своей веры. 12 чел. 4 чел. (35- 45) 8 чел. (23 -38 )
Старообрядчество постепенно выходит из кризиса, упадка 9 чел. 9 чел. (45, 46; 55 – 60)
Держится на плаву 2 чел. 2 чел. (24, 55)
В некотором количестве старообрядцы очень строго придерживаются своих правил 2 чел. 2 чел. (41, 52)
7. Какие на ваш взгляд проблемы существуют у современного старообрядчества?
Прежде всего молельные дома, их состояние и содержание, ведь любой молельный дом – это что-то старое 3 чел. 3 чел. (45, 52, 58)
Среди посетителей молельных домов и служб почти нет молодежи 10 чел. 2 чел. (46, 55) 8 чел. (29 – 46)
Резко сократилось число старообрядческих общин 7 чел. 1 чел. (55) 6 чел. (46 – 60)
Не соблюдаются многие правила и посты, не встретишь сейчас и соблюдения обрядов 1 чел. 4 чел. (24, 34, 39, 46) 7 чел. (26 – 37)
Нарушение запретов, введенных издавна 4 чел. 4 чел. (52, 54, 58, 60)
Отсутствие финансирования общин со стороны государства. 6 чел. 1 чел. (24) 5 чел. (23 – 32)
Нет ответа 1 чел. 1 чел. (34)
8. Есть ли вероятность решения этих проблем?
Да 16 чел. 16 чел. (26- 60)
Не знаю 6 чел. 3 чел. (27, 34, 46) 3 чел. (23, 24)
Нет ответа 3 чел. 3 чел. (24,39, 55)
9. С помощью каких мер возможно решение этих проблем?
Проблемы решаются и будут решаться самими верующими, как каждая община сможет – так и выживет 5 чел. 1 чел. (46) 4 чел. (24 - 35 37, 41)
В управлении общины должны стоять грамотные, имеющие образование на уровне духовных семинарий люди 7 чел. 2 чел. (24, 55) 5 чел. (45 – 55)
Нужно заинтересовать в этих проблемах главу администрации 5 чел. 5 чел. (23, 29, 32, 34)
Нет ответа 8 чел. 3 чел. (27, 34, 39) 5 чел. (26, 37 , 45 и 60)
10. Что вы можете сказать об утверждении, что в настоящее время старообрядчество переживает глубокий кризис?
На мой взгляд, старообрядчество стало постепенно возрождаться 7 чел. 1 чел. (46) 6 чел. (24 – 30)
Да, пока еще кризис наблюдается 16 чел. 3 чел. (27,34,39) 13 чел. (30- 60)
Ничего не могу сказать 2 чел. 2 чел. (24, 55)

На вопросы анкеты отвечали 25 человек, из них 19 женщин и 6 мужчин. Опрошенные проживают в д. Багыр Красногорского района и с. Красногорском.

Женщин - респондентов можно условно подразделить на 3 возрастные группы:

1. От 23 – 35 лет (служащие, интеллигенция).

2. От 35 до 45 лет (служащие, интеллигенция).

3. От 45 до 60 лет (служащие, пенсионеры).

Мужчин – респондентов подразделяем на две группы:

1. От 24 до 40 лет (служащие, работающие).

2. От 40 до 55 лет (служащие, работающие).

Большинство респондентов, в возрасте 32 – 60 лет, представляют себе, что старообрядец – это представитель одной из ветвей православия со своей культурой, обычаями и характером.

Большинство респондентов, возрастной ценз которых от 40 до 60 лет, признают, что Красногорский район по праву считается старообрядческим.

Ответивших на вопросы о культуре старообрядцев большинство (20 человек от 30 до 60 лет) считают, что культура староверов – это свод правил и поведения, как в обществе, так и в семье, который отличается аскетизмом, замкнутостью большим количеством запретов. Однако это же большинство считает, что старообрядческая культура не существует в наше время.