Смекни!
smekni.com

Актуальные проблемы современного старообрядчества (на примере Красногорского района УР) (стр. 8 из 10)

Сейчас, например, уже практически нельзя встретить общины, в которых богослужения проводятся по всем правилам. По правилам комната, в которой совершалось богослужение, разделялась на две половины перегородкой или занавеской: одна половина предназначалась для мужчин, другая для женщин. Сейчас же во всех молельных домах богослужение проводится «смешанное»: мужчины и женщины вместе. Но до сих пор у старообрядцев остался глоссарий местного говора (см. Приложение 3).

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время очень ярко наблюдается проблема нарушения традиционных запретов и даже их стирание. Сегодня старообрядцы практически ничем не отличаются от простого человека любой другой веры. Все это может привести к тому, что в скором будущем сами старообрядцы просто «исчезнут» и о них уже мало кто будет помнить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведения социологического исследования решены поставленные задачи, достигнута цель.

Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Перед современным старообрядчеством в настоящее время стоит не мало проблем: снижение посещаемости верующими молитвенных собраний; уменьшение числа совершаемых обрядов; отход от религии молодежи; и, пожалуй, самая острая проблема – утрата культуры старообрядцев.

Из этого следует, что вследствие наличия достаточно большого количества проблем старообрядчество в настоящее время переживает кризис.

Количество обособленных согласий и толков сократилось более чем в три раза. Это вызвано, прежде всего, прошедшими преобразованиями, сужением социальной базы религии, ростом культурного уровня народа, что, в конечном счете, привело людей к разрыву с религией. Однако наиболее крупные старообрядческие согласия Красногорского района, такие как поповцы и беспоповцы, сумели сохранить свои позиции.

Кроме того, в настоящее время очень ярко наблюдается проблема нарушения традиционных запретов и даже, я бы сказала, их стирание. Сегодня старообрядцы практически ничем не отличаются от простого человека любой другой веры. Все это может привести к тому, что в скором будущем и сами старообрядцы просто «исчезнут», о них будут знать только историки.

Сохранившие свою религиозную активность старообрядцы понимают, что «старая вера» находится в кризисном состоянии, но они пытаются нащупать выход из такого положения. Это выражается в частности, в том, что они стремились и стремятся сплотить и объединить по возможности более широкий круг тех староверов, которые твердо стояли на религиозных позициях.

Если рассмотреть жизнь современных старообрядческих семей, то обращает на себя внимание еще одно обстоятельство, которое может оказать влияние на дальнейшую судьбу «старой веры» в Красногорском районе и в Удмуртии в целом. Речь идет о воспитании подрастающего поколения, о желании некоторого числа верующих воспитывать своих детей в духе «древнего благочестия». Правда, о массовом проявлении подобных настроений в наши дни говорить не приходиться, ибо большинство старообрядцев относится к этому делу довольно безразлично. Но в то же время часть сторонников «старой веры», как показывают наблюдения, сохраняют свое желание дать детям религиозное воспитание.

Кроме того, старообрядцы пытаются привлечь все большее число молодежи, хотя бы за счет организации летних лагерей старообрядцев, проводимых уже в течение последних 5 – 7 лет.

Следует добавить, что старообрядческий актив всех толков усиливает свое давление на семьи верующих с тем, чтобы в них сохранялась прежняя обрядность. При этом наставники и священники внушают мысль – это своеобразный религиозный ритуал, что любой поступок в доме – это определенное культовое действие. Отсюда и своеобразие в поведении старообрядцев, которое сохранилось до сих пор. Оно проявляется в ношении бороды, особой прически и т.д.

Подводя итог, можно утверждать, что в настоящее время существует не мало проблем у старообрядцев, и современное старообрядчество вследствие этого находится в кризисном состоянии. Но все это носит достаточно противоречивый характер. С одной стороны, падает религиозная активность большинства рядовых старообрядцев, «старая вера» держит под своим влиянием людей в основном пожилых. С другой стороны, почти в каждом толке имеется значительная группа верующих, которая много времени уделяет тому, чтобы решить существующие проблемы и вывести староверие из кризиса, сплачивая в этих целях активных старообрядцев и стараясь превратить семью в крепость «старой веры».

Список литературы

ПОЛЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ АВТОРА

А) Устные сообщения:

1. Гончаров А.Н., 1953 года рождения, высшее образование, проживает в селе Красногорское, журналист газеты «Известия Удмуртской Республики», православный. Запись 15 мая 2006 г.

Б) Анкетный опрос:

1. Агафонова О.Н., 1982 года рождения, проживает в селе Красногорское, музыкальный руководитель детского сада, старообрядец. Запись июль – август 2006 г.

2. Омелюхина А.С., 1981 года рождения, проживает в селе Красногорское, секретарь главы МО «Красногорский район», старообрядец. Запись июль – август 2006 г.

3. Перминов Г.А., 1955 года рождения, проживает в дер. Багыр, тракторист ООО «Вера», старообрядец. Запись июль – август 2006 года.

4. Перминов Н.Г., 1982 года рождения, проживает в селе Красногорское, программист администрации МО «Красногорский район», старообрядец. Запись июль – август 2006 г.

5.Перминова Н.С., 1979 года рождения, проживает в дер. Багыр, главный редактор районной газеты «Победа», старообрядец. Запись июль – август 2006 г.

6. Салтыкова А.С., 1987 года рождения, проживает в селе Красногорское, журналист районной газеты «Победа», старообрядец. Запись июль – август 2006 г.

7. Шуклина В.К., 1962 года рождения, проживает в селе Красногорское, заведующая детской библиотекой, старообрядец. Запись июль – август 2006 г.

8. Шулятьева Л.С.,1965 года рождения, проживает в селе Красногорское, заместитель заведующей детского сада, старообрядец. Запись июль – август 2006 г.

9. Шулятева Ю.М., 1984 года рождения, проживает в селе Красногорское, вожатая в Красногорской гимназии, старообрядец. Запись июль – август 2006 г.

10. Яговкина Г.Е., 1957 года рождения, проживает в дер. Багыр, сотрудник детской библиотеки, старообрядец. Запись июль – август 2006 г.

11. Халзакова В.Т., 1950 года рождения, проживает в селе Красногорское, пенсионерка, старообрядец. Запись июль – август 2006 г.

14 респондентов анонимно ответили на вопросы анкеты.

ДУХОВНАЯ ПЕРЕОДИКА СТАРОВЕРОВ

Баркина А. О молодежном слете и лагере // Календарь Древлеправославной Поморской церкви. – 2004. – с. 97 – 98.

Константинова Т. И.Ф. Каптерев о патриархе Никоне и о царе Алексее Михайловиче// Календарь Древлеправославной Поморской Церкви. – 2004. - с.74 – 75.

СТАТИСТИКА

1. Отдел сбора и обработки статинформации администрации МО «Красногорский район». Дело «Численность населения по населенным пунктам Красногорского района на 01.01.06.». – с. 15.

ПЕРЕОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

1. Гончаров А. Н. Где – то у истоков Камы // Известия Удмуртской Республики. – 2003. – 18 сентября. – С. 4.

Гончаров А.Н. Старое не значит плохое // Победа. – 2005. – 29 марта. – С. 3.

Гончаров А.Н. Староверы // Победа. – 2004. – 17 декабря. – С. 4.

Гончаров А.Н. Старообрядцы XXI века // Победа. – 2006. – 21 февраля. – С. 3.

Кобзев И. Раскольники// Удмуртская правда. – 1991. – 5 февраля.- с.4.

Карпец В.Что такое единоверие// История.- 2003.- №27-28. – с. 18 – 22.

Нитобург Э.Л. Русские религиозные сектанты и староверы в США // Новая и Новейшая История.- 1999.-№3. – с. 34 – 55.

Панкратов А.Староверы: от востока направо// Медведь. - 2003. - 25 апреля - с. 67 – 79.

Шахназаров О.Л. Отношение к собственности у старообрядцев (до 1917 года) //Вопросы истории.- 2004.- №4. – 53 – 70.

Шахназаров О.Л. Старообрядчество и большевизм. //Вопросы истории.- 2002.- №4. - с. 72 – 97.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алалыкин С. Отчий край. Стихи и песни. – Глазов: - 2001. – 53 с.

2. Богданов А.П. Перо и крест: русские писатели по церковным судом. – М.: Политиздат, 1990. – 480 с.

3. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М.: Политиздат, 1991. – 526 с.

4. Ефимов И. Церковники и сектанты в Удмуртии. - Ижевск. – 1960. – 28 с.

5. Ивонин Ю.М. Старообрядцы и старообрядчество в Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 1973. – 24 с.

6. Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск: Удмуртия, 1987. – 116 с.

7. История религии. В 2т. Т.2 / под общей ред. И.Н. Яблокова, - М.- 2004.- 676 с.

8. Катунский А.Е. Старообрядчество. – М.: Политиздат, 1972. – 120 с.

9. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. – М.:, 1989. – 358 с.

10.Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. – М.: Мысль, 1979. – 126 с.

11.Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. – М.: Мысль, 1969. – 112 с.

Тронина Г.И. Атеистическое воспитание трудящихся на материалах Удмуртской АССР. - Ижевск: – 1981. – 134 с.

Удмуртская республик: Энциклопедия. – Ижевск: Удмуртия, 2000. - 799 с.

Шиляева В.Ф. Сергинская мудрость - Сергинская душа.- Глазов: Глазовская типография, 2003. - 130 с.

Шумилов Е,Ф, Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство XVI – начала XX века. – Ижевск:2001 – 430 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Социологический опрос.

1. Кто такой, по вашему мнению, старообрядец (старовер)?

2. Что вы можете сказать об утверждение, что Красногорский район – район староверский?

3. Что такое, по вашему мнению, культура старообрядцев?

4. Существует ли старообрядческая культура в наше время?

5. Какой, на ваш взгляд, биологический возраст преобладает среди верующих старообрядцев?

6. Что вы можете сказать о состоянии современного старообрядчества (в нашем районе)?

7. Какие на ваш взгляд проблемы существуют у современного старообрядчества?

8. Есть ли вероятность решения этих проблем.

9. С помощью каких мер возможно решение этих проблем?

10. Что вы можете сказать об утверждении, что в настоящее время старообрядчество переживает глубокий кризис?