Смекни!
smekni.com

Богословие иконы (стр. 40 из 40)

Современный французский православный богослов Оливье Клеман пишет: "Та непреложная достоверность, которую открывает нам вера, должна питать и наш опыт. Этот опыт в основе своей прежде всего сакраментален и литургичен. Литургия же направлена не только к тому, чтобы возвещать Царство, но и к тому, чтобы - в сиянии красоты - приближать и само реальное его присутствие. Вот почему икона составляет неотъемлемую часть литургии, она несет свидетельство о святости личности, так и о тайне мира грядущего. Она напоминает о том, что Бог сделался ликом, и человек в общении с Воскресшим обретает подлинное лицо"20

.

Каково же будущее иконы? Вот некоторые размышления на эту тему великого подвижника XX века - патриарха Афинагора. "Мы не можем представить себе церкви без икон. "Видевший Меня видел и Отца", - говорит Он (Иисус Христос -И. Я.). Потому что Бог дал узреть себя во плоти, он спас меня благодаря материи, и отныне материя может выразить присутствие Бога, ставшего человеком, и обоженных людей. Икона - это истинное богословие, потому что Бог - это красота, прежде всего красота ... Кто такой святой, как не человек поистине прекрасный, но обладающий не банальной и эфемерной красотой молодости, а единственной и вечной красотой, выросшей из сердца, если оно стало верным зеркалом Воскресшего. Икона должна быть подобна своему первообразу, и это подобие выявляет в себе присутствие освященной личности, которая не знает более удаления - но она не есть портрет плотского человека, живущего на этой земле, где никогда не достигает совершенная святость, где причастность Воскресшему означает всегда и причастность Мужу скорбей. Икона открывается к Царству Божию: она представляет человека окончательно воскресшим, во всем великолепии его духовного тела, общения святых, преображения мира... У меня нередко возникает страх, что ныне наше иконографическое искусство среди художников и теоретиков, иной раз совершенно незаурядных, которые обновляют его и освобождают от пиетизма и медовости затянувшегося декаданства, не стало бы в силу реакции несколько застывшим, несколько иератичным, несколько подражательным по отношению к великим достижениям прошлого. С иконой дело обстоит также как с мышлением Отцов. Оставаясь всецело преданным Преданию и основным канонам священного искусства, нужно осмелится творить. А иначе мы не превзойдем благочестивой археологии. Основной поток жизни Предания должен принять в себя поиски нашего времени, осветить жизнь во всех ее аспектах ..."21

Подобные опасения высказывают многие и не без оснований. Современное иконописание существует в состоянии маятника с сильной амплитудой колебаний: от полу-авангардного индивидуализма и рыночного модернизма до сухо-академического копирования и безликого добротного ремесла. Однако не это определяет путь иконы. Икона - зеркало первообраза и потому она всегда также и всегда новая. Икона также и образ нашей веры: каковы мы, такова икона. И вместе с тем икона раскрывает нас ко всему опыту Церкви связуя прошлое, настоящее и будущее: прошлое - через связь с традицией; настоящее - через талант иконописца, который всегда дитя своего времени; и будущее через устремленность к грядущему Царству. Чем гармоничней соединяются все три координаты, тем точнее образ.

К таким иконам относится образ свв. апостолов Петра и Андрея. Образ был написана греческим мастером по случаю исторической встречи Вселенского патриарха Афинагора и папы Павла VI, на которой были сняты все взаимные анафемы, наложенные в XI веке в период Великой Схизмы. На этой иконе изображены два брата - апостолы Петр и Андрей, первый покровитель западного христианства, второй - покровитель России и всего славянского мира, где он по преданию проповедовал. Этот кардинальный поворот церквей, повернувший их от конфронтации к сотрудничеству, произошел в 1964 году на Святой Земле. Апостолы Петр и Андрей - родные братья, изображены обнявшись, над ними благословляющий их Спаситель, таким образом их встреча происходит во Христе, они едины не только по крови, но прежде всего - по духу. Крест, на котором был распят апостол Петр вниз головой, и Андреевский крест в виде буквы "X" - орудие мученичества Андрея, свидетельствуют о подлинности исповеданий Христа братьями (по-греч. мученик -

- значит свидетель). Эту икону можно назвать поистине плодом соборного творчества Церкви.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Наука, 1977.

2. Ананьева Т.А. Симон Ушаков. - М.: Искусство, 1971.

3. Бенин О. Искусство Северного Возрождения: Его связь с совр. духовными и интеллектуальными движениями / Пер. с англ. - М.: Искусство, 1973.

4. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - Одесса: Гнозис, 1919.

5. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М.: Искусство, 1984.

6. Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М.: Изобразительное искусство, 1985.

7. Бушаков С.Н. Икона и иконопочитание. - Париж: YMCA-Press, 1931.

8. Бычков В.В. Византийская эстетика. - М.: Искусство, 1977.

9. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. - М.: Наука,1981.

10. Вагнер Г.К. В поисках Истины: Религиозно-философские искания русских художников, Сер. XIX - нач. XX вв. - М.:Искусство, 1993.

11. Вздорнов Г. И. Феофан Грек: Творческое наследие. - М.:Искусство, 1983.

12. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Наука, 1972.

13. Грубер P.И. Всеобщая история музыки: -ч. 1. - Изд. 3-е -М.: Музыка, 1965.

14. Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. - М.:Наука, 1972.

15. Деяния Вселенских Соборов: В 7 т.- Изд. 3-е. - Казань:Изд. Казанской ДА, 1889-1910.

16. Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий: Каталог выставки / Ред.-сост. Т.Б. Вилинбахова и др. - Л.: Русский музей, 1981.

17. Евсеева Л.М.; Кочетков И.А.; Сергеев В.Н. Живопись древней Твери. - М.: Искусство, 1974.

18. Ильин М.А. искусство московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. - М.: Искусство, 1976.

19. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: В 2 т.- М.: Издательство академии наук, 1914-1915.

20. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: Связи греч. и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. - СПб.: Изд-во комит. попечительства о русск, иконописи, 1910.

21. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. - т. 1: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - СПб.: Изд-во комит. попечительства о русск, иконописи, 1906.

22. Культура эпохи Возрождения и реформации / Отв. ред. В.И. Рутенбург. -Л.: Наука, Ленинградско еотделение, 1981.

23. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. - М.: Наука, 1978.

24. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. - М.: Искусство, 1986.