Смекни!
smekni.com

Секты - убийцы (стр. 7 из 13)

Меньше всего сомнений вызывают побудительные причины, толкнувшие сектантов на смерть. Они кроются в истории создания движения и его учении, основу которого составляет глубокая вера в скорое наступление конца света.

«Народный Храм» (Peoples Temple) — Джим Джоунз

Основатель «Народного Храма», Джим Уоррен Джонс родился в 1931 году в городе Крит в штате Индиана. Он с детства начал интересоваться религией, будучи подростком, проповедовал на улицах. В 24 года основал религиозную группу «Церковь Слова Христова» («Disciples of Christ»), которую через год переименовал в «Народный Храм».

Одной из основных отличительных особенностей его группы был её этнический состав. В её составе были представители самых разнообразных народов, в отличие от большинства религиозных групп Индианы того времени, где белые и чернокожие принадлежали к разным приходам. Этот факт был одной из причин недоброжелательного отношения людей к организации. Многие жители Индианы видели в «Народном Храме» и деятельности организации ересь, и Джим Джонс, в силу этих причин, был вынужден переехать и обосноваться в Сан-Франциско.

В 1965 году группа насчитывала около 80 человек. В основном, это были представители национальных и расовых меньшинств, бедняки, наркоманы, проститутки, бездомные. Многих привлекали в организацию социальные программы «Народного Храма», такие как бесплатная столовая для бедняков, детский сад, программа заботы о пожилых людях, бесплатное медицинское обслуживание, юридическая помощь в получении пособий. В течение 1970-х годов «Народный Храм» развился настолько, что имел в своем распоряжении девять домов престарелых, шесть общеобразовательных учреждений для детей; ежемесячник организации имел тираж 30 тысяч экземпляров. Кроме того, организация вела образовательную работу в Колледже Санта-Роса (Santa Rosa Junior College).

С ростом числа членов организации возникло множество проблем, связанных с родственниками людей, решивших связать свою жизнь с «Народным Храмом». Против организации стали выдвигаться судебные иски, обвиняющие «Народный Храм» в зомбировании людей. В прессе появились публикации, называющие организацию тоталитарной сектой, рассказывающие о насильном удержании её членов в рядах организации, о том, что Джонс подавляет волю людей, обманом вымогает у них денежные средства; о том, что в организации распространена жестокая практика наказаний за провинности. Родственники членов «Народного Храма» старались добиться от федерального правительства тщательного расследования деятельности Джонса.

В связи с этим, Джим Джонс принял решение покинуть Соединенные Штаты.

Основание Джонстауна

В 1974 году в джунглях Гайаны, на взятом в аренду участке площадью 3852 акра (15,59 квадратных километра) несколько членов «Народного Храма» основали поселение, названное в дальнейшем Джонстаун, по имени главы движения. В 1977 году Джим Джонс вместе со своими последователями (более 900 человек) переехали в это поселение. В Джонстауне члены «Народного Храма» занимались очисткой и облагораживанием территории, выращиванием сельскохозяйственных культур. В посёлке были построены: лесопилка, клуб, детский сад, ясли. Жителям поселка приходилось достаточно много работать (по 11 часов в сутки), по вечерам они устраивали собрания или обучались. По поводу реальной жизни рядовых членов движения в посёлке существуют разные мнения. За время существования посёлка его посетило множество людей, и оставило преимущественно положительные отзывы о быте обитателей Джонстауна. На магнитофонных записях ежевечерних собраний, которые делал Джонс, слышны шутки, смех, что эти отзывы отчасти подтверждало. Однако, некоторые люди, которым удалось сбежать из поселения, указывали на многочисленные нарушения прав человека в Джонстауне, пытки, суровые телесные наказания за провинности, наркотическую зависимость Джонса и его окружения.

«Народный Храм» и Советский Союз

Джонс и его единомышленники неоднократно высказывали свои симпатии Советскому Союзу. В интервью, данному корреспонденту ТАСС, побывавшему в посёлке, Джонс заявил, что он выбрал для поселения Гайану, потому, что это страна социалистической ориентации. В декабре 1977 года советский консул Федор Тимофеев побывал в Джонстауне с дружественным визитом. Джонс со своим ближайшим окружением стали частыми гостями в советском консульстве в столице Гайаны, Джорджтауне. В коммуне стали распространяться слухи о скором переезде общины в Советский Союз. В марте 1978 года «Народный Храм» дал знать советскому посольству о своем намерении просить у СССР политического убежища, а также о желании разместить в советском банке значительные денежные средства организации. Это заявление озадачило дипломатов, и они немедленно занялись обсуждением данного вопроса с Москвой, которая рекомендовала, для начала, отправить в Советский Союз делегацию от «Народного Храма». 27 сентября 1978 года Федор Тимофеев приехал в Джонстаун, чтобы сообщить о решении, принятом в Москве, после чего все члены коммуны окончательно поверили в скорый переезд. Однако развивать дальнейшие отношения с Советским Союзом помешала трагедия.

Трагедия в Джонстауне

Визит конгрессмена Райана

Конгрессмен Лео Райан, под нескончаемым давлением «Озабоченных родственников» (движения, созданного Тимом Стоеном, бывшим ранее адвокатом «Народного Храма» и когда-то являвшимся правой рукой Джонса), решил посетить Джонстаун, чтобы своими глазами увидеть, что происходит в поселении, и насколько верны страшные слухи об этом месте. Для объективности он взял с собой несколько журналистов и представителей организации родственников. 17 ноября 1978 года группа визитёров прибыла в поселение. В течение двух дней сенатор знакомился с жизнью посёлка. В честь гостей был устроен праздничный концерт. Все жители выглядели довольными жизнью и положением, однако за время пребывания в Джонстауне Райану тайно передали сведения о том, что двое членов «Народного Храма» желают покинуть лагерь и отправиться с ним обратно в США. Тогда конгрессмен решил более обстоятельно побеседовать с жителями общины, в результате чего выяснил, что как минимум 16 человек желают покинуть Джонстаун. Известие о том, что ряд членов общины хочет покинуть поселение, разозлило Джонса, но он уступил просьбе желающих уехать.

Ещё находясь в поселении Райан подвергся нападению одного из членов общины, Дона Слая (Don Sly), которое удалось отбить силами других членов общины. Сенатор не получил серьезных ранений, но его группа осознала, что им может угрожать реальная опасность. Незадолго до отправки к ним присоединился ещё один член общины, Лэрри Лэйтон (Larry Layton), высказав желание покинуть Джонстаун. Несколько бывших членов общины пытались предостеречь Райана относительно реальных планов этого человека, зная о его лояльности Джиму Джонсу, но сенатор не прислушался к их голосам и взял Лэйтона с собой.

Для отправки всех желающих сенатор вызвал дополнительный шестиместный самолет Cessna, так как в 19-местном самолете Otter все желающие поместиться не могли.

Во время посадки на самолет Лэйтон достал спрятанное под одеждой ружьё и начал стрелять в пассажиров. Он успел ранить троих, прежде чем его удалось разоружить. В это же время к взлётной полосе подъехал трактор с прицепом, из которого выскочили вооружённые люди Джонса и открыли огонь на поражение. Через пять минут эти люди залезли обратно в прицеп, и трактор скрылся. Пять человек: сенатор Лео Райан, трое журналистов и один бывший член коммуны оказались убиты. Один из застреленных журналистов, Боб Браун (Bob Brown), был оператором NBC, он снимал нападение на камеру до тех пор, пока не был смертельно ранен выстрелом в голову. Видеозапись нападения сохранилась. Журналист Тим Райтерман (Tim Reiterman), который находился на взлетной полосе, сделал ряд фотографий, на которых были запечатлены последствия атаки.

Самолет Otter получил значительные повреждения и не мог лететь. Cessna улетела в столицу, её пилот сообщил диспетчеру по радио о случившемся. Оставшиеся члены группы добрались до Порт-Кайтума, где провели ночь, а затем, на следующий день, были эвакуированы самолетом гайанских ВВС, прибывшим через 10 часов после трагедии. Один из бывших членов коммуны после атаки сказал шестерым подросткам из их группы скрыться в джунглях до прибытия помощи, чтобы не погибнуть, если будет проведена ещё одна атака. Подростки последовали совету, но зашли в джунгли слишком далеко, в результате чего заблудились. На тот момент, когда их обнаружили гайанские солдаты, они были в тяжёлом состоянии.

Гибель Джонстауна

В тот же вечер Джим Джонс провел обычное собрание, запись которого так же сохранилась и являлась одной из основных улик ФБР в этом деле. Джонс сказал, что конгрессмен убит, что самолет упадёт в джунгли, так как на его борту находится человек, который убьёт пилота; и что теперь, после случившегося, жизнь уже не будет такой как раньше. Он сказал, что теперь их точно не оставят в покое, и единственный выход из ситуации — это совершить «революционный акт самоубийства». Серьёзные возражения возникли только у Кристин Миллер (Christine Miller), которая пыталась убедить всех, что суицид — не выход и предложила связаться с русскими на предмет немедленной отправки общины в Россию. Джонс отверг предложение, аргументировав это тем, что уже слишком поздно, и никто на помощь к ним не придет, а также, что жить в таком мире невозможно и суицид — это единственное возможное в данной ситуации решение. Его поддержали многие члены общины. По указанию Джонса был приготовлен бак, заполненный виноградным напитком «Flavor Aid», в который добавили смесь цианида и валиума. Первыми напиток дали детям. Джонс убеждал людей, что смерть — это лишь шаг дальше, в следующую жизнь. Объяснил, что не будет ни конвульсий, ни агонии, переход произойдёт безболезненно. Глядя на то, как умирают их дети, взрослые почти не колебались и принимали яд. Официальная версия так же допускает вероятность того, что не все принимали яд добровольно, и что, возможно, многих заставили выпить отравленный напиток силой.