Смекни!
smekni.com

Лик Богини. Мифология с женским лицом (стр. 4 из 7)

Богиня также "распадается" по девяти ликам, "трем по преимуществу" как девять муз и как девять жриц луны. Дж. Хаббэк дает указание на то, что часть из существующих в Корнуолле древних кругов из камней носят название "Девять Дев" в память о ритуальных танцах и оргиях жриц луны [см. Юнг1997: 262-263].

Еще одно число Богини – «пять», дающее при умножении на «три» день полнолуния, «пятнадцатый». Это число было в древности эталоном описания важных характеристик макро- и микрокосмоса (число элементов: земля, воздух, огонь, вода и квинтэссенция души,; число музыкальных нот, пентады в буддизме и упанишадах и т.д.) [см. Мифы…1997: II, 630]. У пифагорейцев «пять» считалось священным числом: они давали клятвы на священном tetraculus, фигуре из 10 (5+5) точек, поставленных так, чтобы получилась пирамида:

Верхняя точка означала место, две ниже – протяженность, три – поверхность, четыре в основании – трехмерное пространство. Пятерка символизирует цвет и многообразие, которыми природа наделяет трехмерное пространство и которые воспринимаются пятью чувствами. Пирамида, самый древний символ Тройственной Богини, философски интерпретировалась как Начало, Расцвет и Конец. Начальный женский образ есть Мать-Земля, рождающая и вскармливающая. Расцвет – это колдовской манящий лунный образ. Конец – вновь земля, принимающая в свои недра то, что однажды породила.

Жена (Луна)

Мать (Земля) Убийца (Земля)

Число «пять» связано с Богиней как относящиеся к ней пять женских деревьев (пихта, дрок, вереск, тополь, тис), как символизирующие ее пятилепестковые растения (примула, ежевика, лотос и др.) и, наконец, как ее пять ипостасей. Пять ипостасей Богини связаны с основными этапами жизни: Рождение, Инициация, Совершенство, Покой, Смерть.

Рождение, совершенство и смерть составляют основную триаду Богини, но также эти три фазы символически представлены в инициации – промежуточном, но крайне важном этапе человеческой жизни. Обряды перехода (инициация) широко практиковались на ранних стадиях развития общества. Они определяли место человека в универсуме, в частности – в социуме, обозначали моменты перехода в иной статус. Моменты перехода – это рождение и наречение имени, взросление (инициация), брак, посвящение в сан или приобретение профессии и, наконец, смерть. Связанные с этими жизненно важными событиями ритуалы предполагали разрыв человека с тем, что остается позади, а также избавляли, очищали от теней прошлого. Суммировал суть ритуалов Мелетинский: «Переходные обряды, как правило, включают символическое изъятие индивида из социальной структуры на некоторое время, те или иные испытания, контакт с демоническими силами вне социума, ритуальное очищение и возвращение в социум» [Мелетинский1976: 226].

Главная действующая фигура инициационной драмы – культурный герой или, в более архаичных мифах, бог, приносящий людям культурные блага. Сюжетная схема, которая строится вокруг мифологемы героя, варьируется в деталях, но, по сути, повторяется из мифа в миф. Герой чувствует зов к путешествию в мир, отличный от повседневного. Заручившись поддержкой покровителя (мудреца, прекрасной женщины или любого сверхъестественного существа), герой переступает порог, отделяющий мир земной от царства фантастического, и лицом к лицу сталкивается с опасными силами в виде чудовищ или прекрасных искусительниц. Герой одерживает победу, преодолев тяжелые испытания, и вознаграждает его мистический брак с Богиней, а также приобретение мудрости и культурных благ. Завершается инициационная драма возвращением героя в мир социума. Смысл инициации для общества, оперирующего мифологическим мышлением, обозначил Дж. Кэмпбелл в монографии «Тысячеликий герой»: «Герой как человек настоящего умирает; но как человек вечности – совершенный, ничем не ограниченный, универсальный – он возрождается. Поэтому его <…> задача и героическое деяние заключается в том, чтобы вернуться к нам преображенным и научить нас тому, что он узнал об обновленной жизни» [Кэмпбелл1997: 29].

На протяжении ритуальных испытаний героя сопровождает Богиня, включающая в себя различные стороны женского начала, три «эманации женского архетипа» (К. Г. Юнг): Мать, Девственница и Ведьма; в этих трех лицах Женщина и является герою и – шире – познающему мир человеку. Первая встреча с ней – появление на свет; герой связан с Великой Матерью узами жизни, благодарностью за блага земные. Сама Земля, дарующая людям свои плоды и поддерживающая сыновей своими соками, приходится герою Великой Матерью. В христианской традиции Дева Мария совмещает в себе Мать и Девственницу. То же относится и к некоторым языческим богиням, в частности, к Артемиде, с луком и стрелами оберегающей свою девственность и при этом являющейся богиней рожениц (статуя Артемиды в Эфесе изображает Девственницу как многогрудую мать). Обусловлено такое логическое противоречие восприятием женщины мужчиной, который, в зависимости от сторон, которые показывает ему Богиня, видит в ней разных женщин. Повзрослевший сын чувствует желание совершенствовать свой интеллектуальный и эмоциональный мир и черпает вдохновение в недостижимой или еще не достигнутой женщине – Девственнице. В этой эманации женщина символизирует мудрость (София), мечту (дева Мария), вдохновение (Муза). Оборотная сторона Девственницы – это Ведьма: искусительница, опьяняющая мужчину своими чарами, заставляющая его совершать безумные поступки, разрушающие его личность и душевный комфорт. Ее зовут Лилит, Цирцеей. То, какова по отношению к герою Богиня, милостива ли к нему или нет, определяет имя, которым наделяет ее мужское общество. Богиня не становится хуже или лучше, меняется герой, который видит в ней поочередно то, что готов на данный момент видеть; в Богине заложено все, доступное мужскому познанию. Дж. Кэмпбелл приводит великолепный вывод о значении мифологемы богини в инициационной драме героя: «Женщина, на образном языке мифологии, представляет всеобщность того, что может быть познано. Герой – это тот, кто приходит, дабы познать. По мере того, как он продвигается вперед <…>, образ богини претерпевает для него ряд преображений: она никогда не может быть величественнее, чем он сам, хотя всегда может обещать большее, чем он способен на данный момент постичь. Она манит, она направляет, она наставляет его разорвать свои путы. И если он способен соответствовать ее сущности, то он и она, познающий и познаваемая, будут свободны от ограничений. <…> Несовершенный взор низводит ее до низшего состояния; злой взор невежества превращает ее в банальность и безобразие. Но взор понимания восстанавливает ее в ее величии» [Кэмпбелл1997: 119].

Женщина как «всеобщность того, что может быть познано» подарила свое лицо для выражения многих важнейших философских концептов, прежде всего относящихся к области аксиологии. Это образы Судьбы, Справедливости, Власти, Мудрости. Многие из этих образов представлены в 22 символических изображениях Таро. Число 22, число карт старших арканов, – это укрупненный кадр процесса инициации: существует легенда, что в Египте ступени посвящения неофит проходил в зале с картинами-архетипами. Большинство карт в старших арканах Таро связаны с женскими образами:

№2. Жрица (Папесса) – воплощение Знания, Науки, Мудрости. Означает интуицию, мудрость женского естества. – См. рис. 1 в Приложении.

№3. Императрица – воплощение плодовитой, земной Любви, могущества, уравновешенного разумом. – См. рис. 2

№6. Влюбленные – карта, символизирующая выбор героя между Скромностью и Чувственностью.

№8. Правосудие – представлено в образе коронованной женщины с мечом и весами в руках, символизирующей равновесие, Истину и Справедливость. – См. рис. 3

№10. Колесо Фортуны – символ хорошей и плохой Судьбы, представленный изображением колеса, на котором сидит Сфинкс (воплощенная тайна). – См. рис. 4

№11. Сила – воплощение силы воли, силы доверия, магической и сексуальной силы. На карте изображена женщина, смыкающая челюсти разъяренного льва. Это женская Власть и Победа. – См. рис. 5

№13. Смерть – символ изменения и Трансформации, образ женского скелета, косой выкашивающего на лугу головы. – См. рис. 6

№14. Умеренность – символ сочетания, Гармонии. Архетип представлен в образе женщины, переливающей воду из одного сосуда в другой. – См. рис. 7

№15. Дьявол – образ демона, не имеющего признака пола, рядом с которым сидят женский и мужской демоны. Карта символизирует Фатальность и Похоть.

№16. Башня – символ разрушения, ужаса, потери, Войны.

№17. Звезда (Звезда Магов) – символ Надежды. На карте изображена обнаженная прекрасная женщина, выливающая на землю воду из двух ваз. – См. рис. 8

№18. Луна – символ обмана, хаоса, Тьмы. – См. рис. 9

№21. Мир – символ воплощения, Награды. Мир изображен в виде танцующей обнаженной женской фигуры, представляющей Природу. – См. рис. 10

Образ Жрицы, Мудрости – та же Sophia греческих мудрецов. Слово Σοφια переводится с греческого как "мастерство, мудрость, знание". Впервые слово появляется у Гомера в описании рукодельного "мастерства" Афины. Именно с Афиной и с ее символами (змеей и совой) в греческих мифах связано понятие мудрости: "Глубинная мудрость земли воплощалась в змее (кстати сказать, русские "земля" и "змея" - одного корня), а тайное всевидение ночи - в сове с ее горящими холодным светом глазами" [Тахо-Годи1989: 14]. Мудрость земная и мудрость лунная, связанные в данном случае с Афиной, вновь отсылают к мифологеме Великой Богини, связующей хтоническую магию с небесной. В христианско-гностической традиции голубь, он же Дух, интерпретировался как Sophia-Sapientia, Мудрость и Богоматерь. В древнееврейском «мудрость» (hochemah) как и в греческом женского рода. В Библии образ мудрости наделен женскими чертами: пассивностью по отношению к оплодотворяющему ее Богу и плодовитостью, созидающей силой по отношению к миру. Как сказано в Притчах Соломона, 7:25, «Она есть дыхание силы божией и чистое излияние славы вседержителя». Мудрость – это девственное порождение верховного отца: это так и в отношении языческой богини Афины и в отношении Софии в христианской традиции. Образ Софии, усвоенный христианством, сближался с образом Девы Марии и с образом Церкви. Крещение Руси описывалось митрополитом Илларионом как «приход премудрости божией» [см. Мифы…1997: II]; на православных иконах София изображена как святая мученица или как ангел. В философии В.С. Соловьева София – это «Душа Мира», посредством которой в современном распавшемся мире реализуется единство человека с Богом. София для русского философа – это также Вечная Женственность, Вселенная, Церковь как тело Христово, Невеста Логоса, Дева Мария.