Смекни!
smekni.com

Жанрово-тематические особенности древне-русских сказаний об иконах (стр. 3 из 3)

Итак, пример "Повести о Святогорских иконах" в сравнении со "Сказанием о Тихвинской Одигитрии" наглядно вскрывает процесс развития жанра, к которому относятся данные произведения. Он касался не только их собственной литературной истории, но и истории всего раздела древнерусской литературы, к которому они принадлежали. Правда, всё же процесс этот не разрывал рамок средневековой творческой традиции, так что сущностная природа возникавших вновь повествований о разных связанных с иконами Богоматери чудесах (характер духовно-интеллектуальной трактовки последних) оставалась неизменной, меняться могли лишь идейно-фактическое наполнение текста и его композиционно-стилистическая организация. О заметной трансформации рассмотренной жанровой формы целесообразно говорить лишь имея в виду поэтические переработки, осуществлённые, например, Симеоном Полоцким (38, и как-то связывая их с барочным мировоззрением и поэтикой.

Список литературы

1 Сказания о земной жизни пресвятой Богородицы. 2-е изд. СПб., 1870. С. 1-10; Воронин Н. Н. Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в. // ВВ. Т. 26. 1965. С. 192; Щапов Я. Н. Политические концепции о месте страны в мире и общественной мысли Руси XI–XIV вв. // Древнейшие государства на территории СССР, 1987. М., 1989. С. 161-165; Платон (Игумнов), архим. Почитание Божией Матери // О вере и нравственности по учению Право-славной Церкви. М.: Издание Москвовской Патриархии, 1991. С. 269-272; Помазанский М., протопресв. Православное догматическое богословие. В сжатом виде (Поправленное и по-полненное авторм в 1981 г.). St. Herman of Alaska brotherhood press, 1992. С. 136-138; Иоанн (Максимович), архиеп. Православное почитание Божией Матери. Вильмуассон–С.-Петербург, 1992; Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной кафолической вос-точной Церкви. Б. м., 2002. С. 92-95.

2 Сахаров В. Апокрифические и легендарные сказания о пресвятой Деве Марии, особенно распространенные в Древней Руси / Журн. "Христианское чтение". № 11-12. СПб., 1888. С. 649.

3 Ромодановская Е. К. Есипов Савва // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Часть 1: А — З. СПб, 1992. С.315, 317.

4 Буланин Д. М. Повесть о Ватопедском монастыре // СККДР. Вып. 2 (вторая половина XIV — XVI в.). Часть 2: Л — Я. Л., 1989. С. 227-230.

5 Буланин Д. М. Токмаков Георгий Иванович // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 431-432.

6 Романова А. А. Сказание о иконе Богоматери Гребневской // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Часть 4: Т — Я. Дополнения. СПб., 2004. С. 561.

7 Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Иверской // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 362-365.

8 Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Курской // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 572-576.

9 Охотина Н. А. Сказание о иконе Богоматери Оранской // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Часть 3: П — С. СПб., 1998. С.394-399.

10 Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Страстной // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 593-595.

11 Каган М. Д., Турилов А. А. Сказание о иконе Богоматери Толгской // СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 400-407.

12 Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Шуйской // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 600-603.

13 Адрианова-Перетц В. П. Задачи изучения "агиографического стиля" Древней Руси // ТОДРЛ. Т. 20. М.; Л., 1964. С. 41.

14 По неточному подсчёту таковых было явлено в России в разные времена более 460 (Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. М.: Русская книга, 1992. С. 23).

15 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971. С. 46.

16 Псковские летописи. Вып. 1. М., 1941. С. 34; Вып. 2. М., 1965. С. 37.

17 Псковские летописи. Вып. 1. С. 38; Вып. 2. С. 40, 121.

18 Псковские летописи. Вып. 2. С. 235-236.

19 Псковские летописи. Вып. 2. С. 248.

20 Псковские летописи. Вып. 2. С. 284.

21 Книга о Тихвинской Богоматери // ГИМ. Собр. А. С. Уварова. № 804/1259. 1695. 422 л.

22 Гребенюк В. П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М., 1997.

23 Каган М. Д. Сказание о иконе Богоматери Федоровской // СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 407-412.

24 Сборник первой четверти ХVIII в., № 293 Отдела редких книг и рукописей библиотеки им. М. Горького при МГУ.

25 Сказание о битве новгородцев с суздальцами // БЛДР. Т. 6: XIV — середина XV века. СПб.: "Наука", 2000. С. 444-449 (подг. текста, перев. и комм. Л. А. Дмитриева).

26 Повесть о Темир Аксаке // БЛДР. Т. 6. С. 230-241 (подг. текста, перев. и комм. В. В. Коле-сова).

27 Слово о Меркурии Смоленском // БЛДР. Т. 5: XIII век. СПб.: "Наука", 1997. С. 164-167 (подг. текста и перев. В. В. Колесова, комм. Л. А. Дмитриева).

28 Повесть о Луке Колочском // БЛДР. Т. 9: Конец XV — первая половина XVI века. СПб.: "Наука", 2000. С. 100-105 (подг. текста, перев. и комм. Л. И. Журовой).

29 "Сказание о чудотворной Казанской иконе пресвятой Богородицы" патриарха Гермогена. М., 1912.

30 Прокофьев Н. И. Видение как жанр в древнерусской литературе // Ученые записки. Т. 231. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1964. С. 36.

31 Прокофьев Н. И. Видение как жанр в древнерусской литературе. С. 36.

32 Кириллин В. М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери "Одигитрия". Литературная история памятника до XVII века. Его содержательная специфика в связи с культурой эпохи. Тексты. М.: "Языки славянских культур", 2007.

33 Такова, например, редакция Е памятника: Кириллин В. М. Указ. соч. С. 245-258 (Приложение I).

34 Прокофьев Н. И. Видение как жанр в древнерусской литературе. С. 40.

35 Пигин А. В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб.: "Дмитрий Буланин", 2006. С. 163-205.

36 Опубликована: Кириллин В. М. Указ. соч. С. 274-287 (Приложение III).

37 Недоспасова Т. Русское юродство XI-XVI вв. М., 1997. С. 101-102; Иванов С. А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М.: "Языки славянских культур", 2005. С. 231-287.

38 ГИМ. Синодальное собр. № 965/542. XVII в. Л. 173-258 (автограф Симеона Полоцкого); Татарский И. Симеон Полоцкий. (Его жизнь и деятельность): Опыт исследования из исто-рии просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину XVII века. М., 1886. С. 141.