Смекни!
smekni.com

Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании (стр. 4 из 4)

Право творить – удивительное богодарованное право, которым человек наделен с момента его создания. Разумеется, возможность построить дом или вспахать поле видится нам куда более «прозаичной», чем право «вторых светов» предстоять Престолу Господа, лицезреть Его Славу и воспевать Ему хвалу. Однако удивительным образом способность к обыкновенному телесному труду может вдруг вознести человека даже превыше святых ангельских сил – тех существ, что способны в единый миг, подобно яркой и блистающей молнии, пересечь от края и до края весь небесный свод. Невзрачные огороды смиренных православных монахов, незамысловатые плоды их трудов – корзины и хлебцы, пожалуй, послужили их духовному прославлению, стяжанию ими состояния святости не меньше, чем, например, их горячая молитва или те загадочные мистические откровения, которых они сподобились. Подлинно равноангельского лицезрения Славы Творца достигали древние иконописцы, делавшие видимой для многих – через написанные ими образы – Личность небесного Первообраза: Божественного Слова, ставшего плотью. Краски и доски, яичные желтки и кисти вдруг помогали человеку предстать лицом к Лицу с Богом, один на один с видимыми ему тайнами бытия Создателя вселенной. Прозаическое же выращивание винограда и выпечка простеньких просфор дают людям одновременно и радостную и страшную возможность приступать к Евхаристии, вкушать от той Чаши, в которой хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя Иисуса Христа.

Мы чаем прихода «жизни будущаго века», дня, когда Сын Божий придет во славе судить мир, когда мертвые воскреснут и праведники будут приняты Богом в удел. Вселенная изменится, человек будет жить уже на совсем иной земле – земле без греха и смерти. Что же случится в грядущем веке с ангельскими мирами? Произойдут ли тогда какие-либо перемены и в образе существования небесных чинов?

Заметим, что в Откровении святого Иоанна Богослова говорится не только о новой земле, но и о новом небе (Откр 21:1). Подразумевает ли здесь Апостол будущие изменения в жизни ангелов, в устроении горних обителей, или имеет в виду лишь обновление материального небесного свода? Когда идет речь о сотворенных в первый день бытия мира небе и земле (см. Быт 1:1), то, как уже было сказано выше, под первоначальным небом в соответствии со святоотеческой экзегетической традицией обычно подразумеваются именно ангельские миры. Вполне вероятно, что и в Апокалипсисе Иоанна также говорится об ангельском «поднебесье»: ведь грядущих перемен нового века с надеждой ожидает не один лишь людской род – ждут их и «вторые светы». Они, совершенно непричастные к бедам и заботам материального мира, тем не менее с нетерпением чают восстания человечества из темных бездн тления и греха. И происходит это потому, что в соответствии с Божественной волей новый – прекрасный и таинственный – будущий век придет для всех вместе, наступит в один миг и для людей, и для ангелов. Только когда все разумные творения в одинаковой мере будут готовы вступить в будущий век, врата горнего Иерусалима распахнутся для обоих родов столь непохожих друг на друга созданий. Но до тех пор, пока мы еще не достигли последней черты обветшавшего от воздействия смерти и греха бытия, ангелы, так же как и мы, не могут войти в свой новый эон: по слову преподобного Исаака Сирина, «…ради нас и им возбранен вход, и они ждут единократного отверзстия двери нового века».

Что же произойдет в тот день, когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним...» (Мф 25:31)? Каково будет то место, что займут в обновленном мире ангелы и люди?

Область христианской эсхатологии – область бесчисленных загадок и тайн. Священный Библейский текст доносит до нас только весьма смутные образы, намеки, символизирующие как грядущие страшные бедствия человечества, так и его будущие блага. Мы очень мало знаем о том, что ожидает нас в те дни. И все же мы помним слова Спасителя: «Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых <...> равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк 20:35-36). И еще нам известно утверждение Апостола о том, что «не Ангелам Бог покорил будущую вселенную...» (Евр 2:5). Наконец, он же открывает нам, что людям будет даже даровано право судить падших ангелов – бесов (см. 1 Кор 6:3). Итак, мы видим, что в грядущем новом веке человек получит, быть может, даже большую славу, чем небесные ангелы. Служит ли это основанием для нашей гордости, для нашего самодовольства? Конечно же, нет. Человек и ангел – два разумных существа, сподобившиеся радости богоусыновления, права называться детьми Создателя, – одинаково дороги своему Творцу и любимы Им. И люди, и небесные силы призваны составить в будущем единый стройный хор, славящий и воспевающий Господа, предстоящий перед Его надмирным Престолом. Здесь не может быть и речи о первенстве чести, о преимуществе человека над ангелом или ангела над человеком. Лишь прекрасная гармония хора, единение помыслов и любви должны царствовать в горнем Иерусалиме. «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Откр 7:9-12). Говоря о будущем поклонении Всемогущему Божеству небесных сил и святых, открывшемся апостолу Иоанну Богослову, святой Андрей Кесарийский восклицает: «Вот одна Церковь ангелов и людей! Ибо будут тогда сослужителями человеков и ангелы...». Таким образом, грядущее предназначение человека в новом веке сходно с изначальным призванием ангельских сил – прославлять и воспевать Создателя. Однако, этим вовсе не исчерпываются те задачи, что должен будет решать человеческий род в свете незаходимого дня. На плечи его ляжет забота об устроении, украшении новой земли, а, быть может, даже и нового неба. Ведь в людской природе равно заключены элементы и мира материального, чувственного, и мира духовного, умозрительного. Потому-то именно человек и призван, достигнув внутри собственного «я» гармонии двух этих элементов, в дальнейшем реализовать такую же гармонию преображенных материи и духа уже во всей полноте тварного бытия. Добиться подобного лада двух, казалось бы, столь несочетаемых и непохожих друг на друга начал оказывается возможным именно для людского рода благодаря человеческому праву богообразного со-творчества Извечному Творцу.

Ангелы в отличие от человека не обладают столь же всеобъемлющей способностью творить – полностью автономно создавать новые и благие вещи. Однако, им присущ несколько иной и тоже вполне творческий дар – любоваться многообразной красотой мироздания, воспевать отражающееся в ней великолепие и величие Создателя. Пусть они и не имеют таланта «строителя», зодчего, зато их достоинство – в даре поэтическом. Благодаря их уподоблению Первому Поэту неба и земли, ангелам, быть может, куда более полно, чем человеку, доступно восприятие вселенской красоты, видение, что все окружающее их мироздание подлинно «хорошо весьма» (Быт 1:31), ощущение, сколь «совершенны небо и земля и все воинство их» (Быт 2:1). Способность пламенеть торжествующей радостью, светлым и святым небесным восторгом перед Ликом их Создателя заключена в ангельской природе. В новом же – обоженном и преображенном – мире их небесное горение, их дивные песнопения и хвалы будут еще прекрасней, зазвучат по-новому среди общего ликования нарождающихся и неведомых еще нам утренних звезд, в торжестве наступающего бесконечного «восьмого дня».

По премудрому замыслу и воле о вселенной Первого Творца человек призван строить и творить. Ангелы же будут воспевать этот замысел, прославлять его грядущее таинственное воплощение, предначертанное Божественным Промыслом для такой близкой и одновременно далекой реальности вечной жизни. И лишь если оба эти образа служения, взаимно дополняя и освящая друг друга, станут единственно важной, значимой целью для человеческих и ангельских существ, будет достигнута гармония небесного и земного начал: улицы горнего Иерусалима навсегда станут общим достоянием «вторых светов» и людей, а его дома – их вечными жилищами. «Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр 22:3-5).