Смекни!
smekni.com

Апологетика православия в Интернет-пространстве: история, тенденции, развитие, перспективы (стр. 6 из 8)

Итак, можно обобщить вышесказанное: желая добиться успеха на апологетической ниве в частности и в миссионерстве вообще, служителям Православия надо научиться на равных общаться с молодыми, грамотными и энергичными людьми (впрочем, далеко не всегда хорошо воспитанными), относящимися к православию по меньшей мере лояльно, и не ждать легких и быстрых побед по воцерковливанию посетителей Интернета.

3.2 Формы апологетики Православия в Интернете

В сложившейся к настоящему времени Интернет-апологетике можно выделить две ее основные формы.

К первой относится уже традиционная апологетика, которую можно назвать публицистической. В качестве примера можно назвать разнообразные богословские и полемические материалы, размещаемые на страницах православных сайтов. Их авторами чаще всего являются уважаемые и авторитетные священники. В качестве примера хотелось бы привести опубликованный на Православии.Ру весьма глубокие размышления митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) «Значение православия для современной молодежи», где он, в частности, пишет: «Когда великого французского писателя, Франсуа Мориа, спросили — в чем он видит надежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человечество, писатель ответил — "Единственная светлая точка в будущем человечества — это пробуждение веры у современной русской интеллигенции". Такой, неожиданный ответ, известного французского академика, имеет исключительное значение. Мориа — римокатолик, человек западной культуры, полагает надежды, не на западную цивилизацию и ее плоды, как можно было бы ожидать, но на веру, которая просыпается в распятом православном русском народе. Вероятно, перед смертью, он почувствовал всю притягательность Православия, и был не единственным в Европе, кто ощутил эту его исключительную силу». Несомненно, всё вышенаписаноое служит цели убеждения сомневающихся в полезности и нужности православия.

Довольно часто в апологетических разделах появляются статьи светских авторов, преимущественно научных работников, придерживающихся православного вероучения. Здесь можно назвать размещенный на том же сайте небезынтересный обзор «Основные вопросы естественно-научной апологетики» доктора физико-математических наук, профессора Геннадия Калябина, в котором он приводит примеры неспособности науки объяснить многие загадки мироздания без помощи христианских догм, а также утверждает фактически доказанную несостоятельность оккультизма и иже с ним: «Научно установлено также, что лица, интересующиеся "астропрогнозами", явно подвергаются их воздействию. Широко распространяются разнообразные виды практической магии (раньше эти действия назывались просто гаданием, прорицанием и ворожбой) и другие способы общения с миром падших духов (медитации, чрезмерное закаливание, "русский космизм", эзотеризм Рерихов), о чем в Библии имеются прямые предупреждения и запреты».

Иногда форма такой традиционной апологетики — интервью, как, к примеру, опубликованная беседа с диаконом Андреем Кураевым «Небо выше, чем казалось в твоей секте», в которой он размышляет на темы тяги молодежи к религии, часто приводящей их в секты, и высказывает следующую нес совсем привычную для традиционного православия мысль: «Сектанты — это лучшие люди нашего времени. Потому что это хотя бы люди неравнодушные, не ходячие куски телятины. Это люди, которые ищут смысл жизни. Во-вторых, сектанты — это люди, перед которыми я лично виноват. Когда начинаешь с ними беседовать, то, как правило, выясняется, что многие пробовали быть православными: идет рассказ о том, как человек попробовал войти в храм, как его встретили, куда послали и т.д. Поэтому любой разговор о сектантах должен включать в себя понимание того, что это и наш грех, наша вина в том, что они сложили свою судьбу мимо нас или даже вопреки нам... Задача проповедника — разобрать навесной потолок над головой и показать: знаешь, небо выше... Небо выше, чем тебе казалось в твоей секте»[18].

Несомненно, подобный подход способен снять хотя бы часть того непонимания, которое исторически сложилось в отношениях между приверженцами сект и Церковью. Ведь можно запросто оттолкнуть от православия человека, который колеблется «меж двух огней», если неумело, грубо и совершенно бездоказательно выражать свою точку зрения, позиционируя себя «православным». С другой стороны, далеко не каждому дано искусство слова разящего, убедительного, крепкого и державного, как скала. Но ответ на вопрос «Можно ли укрепить маловерного при помощи электронных дискуссий» мы можем дать только положительный. Да, может быть атеист, лояльно относящийся к религии и православию в частности после какого-либо первого, второго, двадцатого диалога с верующими утвердиться в своей позиции, отшлифует свои тезисы и лозунги для более изощренных атак по убеждениям верующих, но, как говориться в Библии: «И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его».

Иными словами, на всякого утвердившегося в своем богоборчестве есть и утвердившийся в своей вере, а это — самое главное, ибо цель, например, православного Интернета — не делать из людей зомби, не уродовать их разум и волю, выплескивая агрессию, ненависть и злобу на атеистов и инославных, а укреплять в вере.

Кроме традиционной, «публицистической» апологетики, выросшей с бумажных страниц книг и журналов и пока мало изменившейся в виртуальном пространстве, Интернет дал Православию новую форму борьбы за людские сердца и души. Я имею в виду апологетику виртуального общения в форумах.

Наиболее значительный опыт подобной апологетики накоплен на форуме диакона Андрея Кураева www.kuraev.ru/forum. Это, пожалуй, самое известное место виртуального общения православных, на котором они могут задать интересующие их вопросы из богословия самому диакону Андрею или другим, не менее уважаемым священникам; практически решить вопросы помощи больным или обездоленным, разместить информацию о сборе пожертвований на те или иные нужды, попросить совета или молитв у братьев и сестер по вере и просто найти удовлетворяющее их общение с единомышленниками.

Но все это отнюдь не исчерпывает цели, которые диакон Андрей ставил перед собой, организовывая свой форум. Важное место на нем играют вопросы апологетики — как обсуждение технических сторон ее осуществления в пространстве Интернета (этому посвящен целый раздел на форуме), так и собственно сама апологетика, объектом которых являются официально зарегистрированные сайте приверженцы иных религий и культов, а также неверующие и атеисты.

Нельзя сказать, что решение этой задачи дается легко. Ни день на форуме не прекращаются споры о существе православия и о несомой им Истине; ни день не проходит без того, чтобы не открылись новые темы для «преломления копий» (причем довольно часто их инициаторами бывают неправославные). Так, в последнее время много внимания уделяется вопросу об инклюзивизме и со стороны православия, и со стороны других религий (в частности, индуизма). В частности, был поднят следующий вопрос: известно, что политика индуизма в отношении других религий состоит в том, что их «боги» просто объявляются частью (может быть, и прежде неизвестной) собственного индуистского пантеона — но не хуже ли в этом отношении так называемый православный инклюзивизм «со знаком минус», т.е. случающееся иногда стремление записать всех иных «богов» в бесов христианства?

Кроме того, к косвенным методам пользы Интернета в деле апологетики можно отнести возможности дистанционного обучения богословию, которое предоставляет Интернет. С помощью подобного обучения многие православные — как священники, так и обычные прихожане — могут пополнить свои богословские знания, что, несомненно, поможет им в будущем в защите Веры и Церкви.

3.3 Основные направления апологетики Православия в Интернете

Следует признать, что естественно-научная апологетика Православия в Интернете носит, в основном, традиционно-формальный характер и редко вызывает бурные дискуссии или вызывает непонимание. Современная наука — с ее концепцией Большого Взрыва, с прорастающим в глубине квантовой физике пониманием того, что в окончательной «формуле» окружающего нас мира необходимо учитывать и самого наблюдателя, с развитием гуманистических и трансперсональных направлений в психологии — уже не столь категорично утверждает примат материи над сознанием. В последние десятилетия Наука и Религия перестали быть резкими антагонистами; более перспективным видится путь совместной деятельности на благо людей и познания мира.

Не растет и конфликт между Религией и Атеизмом. Да и сам атеизм в последнее время сдал свои позиции — однако, нужно признать, не Православию (да и вообще не христианству). Свято место пусто не бывает. Вторая половина ХХ века ознаменовалась ростом интереса к духовному, лишь незначительная часть волны которого пошла в сторону христианства; основное направление этого движения случилось на Восток.