Смекни!
smekni.com

Апологетика православия в Интернет-пространстве: история, тенденции, развитие, перспективы (стр. 7 из 8)

Нужно трезво признать факт распространения в Европе, в Северной Америке и на территории бывшего СССР самых разнообразных восточных религий и псевдовосточных учений: буддизм, кришнаизм, даоизм, тантризм, шаманизм и множество других «измов» проросли и укрепились в европейской цивилизации. Православие в России также столкнулось с этой проблемой, обобщенно назвав это движение «оккультизмом» (в этот собирательный образ, впрочем, входит множество других религиозных и псевдорелигизных детищ самого Запада: сатанизм, саентология, нью эйдж, неоязычество, каббала, астрология).

Православие оказалось не готово к новому противнику. Во-первых, он не один, его, образно говоря, — целая армия. А во-вторых, для ведения полноценного диспута нужно, прежде всего, настолько разобраться в сущности новых религиозных учений, чтобы можно было увидеть в их фундаменте ошибки, противоречия и благоглупости. Но попробуйте разобраться сразу в нескольких десятках вероучений, вчитаться в их «священные» книги и стать вровень с их собственными апологетами! Это практически неосуществимо. Но, тем не менее, это надо делать. И религиозные форумы — прекрасная возможность приобретения опыта диспутов с апологетами «оккультизма». Думается, это должно стать одним из основных направлений развития апологетики Православия (причем, не только в Интернете) на ближайшие годы, а то и десятилетия.

Что касается «межхристианских» богословских споров, то Интернет вполне способен внести свою лепту в идеологическую борьбу Православия с католичеством, протестантством и разнообразными «христианскими» и «евангелистскими» сектами. Однако существенно новые формы подобной апологетики пока еще не возникли.

Буквально в последние дни в пространстве Интернета появился новый апологетический ресурс — сайт В.Ю.Пименова «Православная апологетика» (www.apologia.sobor-spb.ru). Основная направленность сайта — антисектантская; автор разместил на сайте несколько своих работ, в которых он делится опытом общения с сектантами, указывает на эффективные методы критики основных идеологических положений, принятых в той или иной секте, и предостерегает профессиональных апологетов и миссионеров-любителей от возможных ошибок в деле обращения сектантов в единственно правильную религию.

Выводы

Современным и эффективным может быть только тот процесс, который соответствует уровню и достижениям современной науки, научно-технического прогресса. Несомненно, это относится и к пользованию Церковью современными средствами массовой коммуникации и носителями информации.

На сегодняшний день влияние всемирной компьютерной сети Интернет на жизнь человека и общества вышло далеко за рамки просто современного средства массовой коммуникации и информации. Сегодня Интернет представляет собой совершенно новое пространство жизнедеятельности человека. И это пространство стремительно расширяется с каждым днем.

На наших глазах формируется виртуальный мир, со своим языком, своей культурой, своими правилами. К сожалению, следует признать, что основы устройства этого мира в большей степени нехристианские. Интернет-пространство, таким образом, является необъятным полем для миссионерской деятельности. И несомненной задачей Православной Церкви является выработка единой стратегии такой деятельности.

Процесс освоения Русской Православной Церковью Интернет-пространства идет с несомненным успехом — созданы прекрасные православные сайты, на некоторых приходах и в ряде православных учебных заведений открыты Интернет-центры — все это представляется полезным, но недостаточным. Сегодня назрела необходимость создания единого общецерковного Интернет-проекта, который объединил бы усилия всех синодальных органов и церковно-общественных организаций в данном направлении.

Церкви сегодня нужен собственный современный Интернет-портал, который сочетал бы в себе информационные и научно-образовательные разделы, поисковую систему, каталог православных Интернет-ресурсов, сервис бесплатной почты, форумы, чаты и ряд соответствующих сервисов. Такой сетевой ресурс мог бы успешно служить делу миссии и положительно влиять на жизнь самой Церкви.

Среди целей Интернет-православия нужно назвать следующие:

— создать и систематизировать максимальное количество православных ресурсов сети Интернет вне зависимости от языка, на котором сделаны эти сайты;

— использовать предоставленные Интернетом возможности для пропаганды православной религии и возвращения иноверующих и сомневающихся в лоно Церкви;

— предоставить православным пользователям сети Интернет свободный и удобный доступ к собранным в Сети данным;

— связать в единую сеть православные ресурсы Интернет путем обмена ссылками между православными сайтами.

На основании проделанной нами работы можно сделать вывод, что Интернет — прекрасное средство для апологетической работы. Можно назвать следующие причины этого. Во-первых, специфика общения через Интернет такова, что, прежде чем ответить на сложный вопрос — есть время подумать. Во-вторых, беседа остается надолго доступной многим людям и может принести несомненную пользу уже после того, как она отзвучала. В-третьих, Интернет-общение способствует заинтересованности в продуктивном диалоге. И, что не маловажно, пространство Интернета становится все более доступным и многочисленным.

В заключение, хотелось бы выразить надежду, на то, что все те новые возможности, которые появятся у них благодаря Интернету, будут эффективно употребляться во благо Церкви и общества.

Литература

1. Бердяев Н.А. Наука о религии и христианская апологетика // Путь, 1927, № 6.

2. Иванов Д. История Интернета как история мифов // НГ, 2002, 2 февраля.

3. Каариайнен К., Фурман Д. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. — М.—СПб., Летний сад, 2000.

4. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы // Критика и эстетика. — М., 1979.

5. Кривушина В.Ю. Русское православие: идеологическая конструкция и Интернет // Вестник Евразии, 2003, № 3. С. 107—131.

6. Кураев А. Небо выше, чем казалось в твоей секте // Источник: "Российская Газета", http://www.rg.ru/2004/10/28/kuraev-propovednik.html

7. Кураев А. Человек приходит в мир // Той повеле и создашася. — Клин, 1999.

8. Ломоносов М. Стихотворения. — М., Советский писатель, 1948.

9. Лученко К. Новые религиозные сайты // НГ-Религии, 2002, 17 апреля.

10. Мазуренко И. Православный Интернет сегодня // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/cgi-bin/рress.cgi?item=3r050201104149

11. Максимов Ю. Принципы использования научного материала в христианской апологетике // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/рut/ aрologetika/nauchmetod.htm

12. Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., Юрист, 1994.

13. Митрохин Н. Интернет — миссионерское поле или зона межконфессионального противостояния? (на примере сайтов Русской православной церкви) // Интернет и российское общество. — М., Гендальф, 2002.

14. Модель Л. Религиозный Рунет, или не молитесь в Интернете // Планета Интернет, 2001, № 4. С. 28-31.

15. Московский А.В. Существует ли научная альтернатива дарвиновской концепции эволюции? // Рождественские чтения 97. — М., 1997.

16. Муравник Г.Л. Творение и эволюция: опыт преподавания в православной школе // Рождественские Чтения 98. — М., 1998.

17. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины // Эл. публикация httр://www.lib.eрarhia-saratov.ru/books/14o/osiрov/veritas/contents.html

18. Основы Социальной концепции РПЦ // Эл. публикация www.mssian-orthodox-church.org.ru

19. Перфильев Ю. Сеть и ловцы человеков// Планета Интернет, 2001, №4, С. 19-27.

20. Православие: Рro et contra. Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви. — СПб, 2001.

21. Православная церковь и Интернет // Мир ПК, май 2003.

22. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Соч.: в 5 т. 3-е изд. — СПб., 1905.

23. Сирин Е. Св. Творения. Т. 3. — М. 1852.

24. Смолич И.К. История русской церкви. 1700-1917. — М., 1996.

25. Хомяков А.С. Полное собр. соч. Т. 2. Изд. 3. — М. 1886.

26. Шаховской Иоанн, архиепископ Сан-Францисский. Сектантство в Православии и Православие в сектантстве // Эл. публикация http://apologia.sobor-spb.ru/sekto/text/raznoe/prav.htm

27. Обширнейшая Православная библиотека — www.wco.ru/biblio

28. Официальный сайт Московской Патриархии — www.russian-orthodox-church.org.ru

29. Поместные Православные Церкви — www.рravoslavie.ru

30. Православный Календарь — www.days.ru

31. Православный форум Андрея Кураева — www.kuraev.ru/forum/index.рhр

32. Проект «Orthodoxy Foto» — www.foto.orthodoxy.ru

33. Сайт «Отец Андрей Кураев» — www.kuraev.ru

34. Сайт «Православная апологетика» — www.apologia.sobor-spb.ru

35. Электронная библиотека «Митрополит Сурожский Антоний» — www.metroрolit-anthony.orc.ru

Православный форум диакона Андрея Кураева

Приложение А

Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия IІ

к пользователям Интернета

Из доклада Святейшего Патриарха

Московского и всея Руси Алексия II

на Юбилейном Архиерейском Соборе

Русской Православной Церкви

13-16 августа 2000 г.

Дорогие братья и сестры во Христе, пользователи Интернета!

Вот уже почти 10 лет минуло с той поры, когда Русская Православная Церковь с великой радостью встретила тысячелетний юбилей Крещения Руси. Эта радость умножалась еще и тем, что наша Церковь, пройдя через тяжелейшие испытания, мученичество тысяч своих чад, наконец, явила миру торжествующую силу всепобеждающего Креста. «Врата адовы» не одолели ее, по обетованию Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и не смогли помешать ей в ее миссии «благовествовать мир дальним и ближним» (Еф.2:17). Мира, о котором говорит святой Апостол, невозможно достигнуть методами социальных, политических или экономических преобразований. Его нельзя учредить указом или распоряжением даже самого авторитетного деятеля. Он недоступен пытливому уму исследователя, потому что не относится ни к одной из категорий мира сего. Принесенный на землю родившимся Спасителем, он является сиянием вечного Небесного Царствия в душе всякого человека.