Смекни!
smekni.com

Взаимоотношение церкви и государства на территории Калужской области с 1917 по 1940 годы (стр. 6 из 18)

Владыка ответственен перед Богом. Он «есть пастырь овцам» (Иоанн. 10, 2) В это страшное время всенародного бедствия, усиливается молитва о спасении и помощи. Вдохновляет Господь Своего верного раба и рождаются в эти грозные годы слова будущего акафиста. И вслед за святителем Феофаном мы повторяем обращенные к Необоримой Заступнице земли Калужской слова: «. . . защити ны, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых. . . ». В 1927 г. владыка становится архиепископом Псковским и покидает Калугу, но в сердце его остается убежденность, что Сама Пречистая будет «ходатайствовати о граде Калуге и всех людех страны сея».

Жребий исповедничества приходит к святителю в 1937 г., когда став митрополитом, он переезжает в Нижний Новгород. Современный исследователь пишет о последних днях жизни священномученика: «Летом и осенью 1937 года прошли массовые аресты священнослужителей и мирян. 25 июля 1937 года митрополит был арестован и помещен в спецкорпус Нижегородской тюрьмы. Сразу же после ареста митрополита стали подвергать жестоким пыткам. Его поместили в подвальную камеру, которую заливали водой. . . Как всегда во время гонения на Церковь, власти обвиняли православных в политических преступлениях и как всегда – вымышленных. Митрополит обвинялся в том, что он будто бы «проводил активную к-р деятельность, направленную на свержение Советской власти и реставрацию капитализма в СССР».

21 сентября 1937 года Особой Тройкой областного управления НКВД митрополит Феофан был приговорен к расстрелу, и 4 октября приговор был приведен в исполнение.

Жизнеописание священномученика Августина (Беляева)

Александр Александрович Беляев родился 28 февраля 1886 года в селе Каменка Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье протоиерея Александра и его супруги Евдокии. У них было пятеро детей. Александр был самым младшим. Когда Александр был еще подростком, в дом к родителям ходил странник, которого многие почитали за благочестивую и праведную жизнь и который не раз, обращаясь к мальчику, называл его архиереем. По окончании Кинешемского духовного училища Александр поступил учиться в Костромскую Духовную семинарию, а затем в Казанскую Духовную академию, которую окончил в 1911 году и был направлен преподавать русский язык и литературу в Пензенское епархиальное женское училище. Впоследствии он стал преподавать и в мужском учебном заведении Пензы. После смерти жены Александр Александрович прошел путь от священника до епископа. Не раз арестовывался, был в ссылке, сидел в тюрьме. По окончании срока заключения в концлагере (недалеко от станции Лодейное Поле Ленинградской области), в 1934 году преосвященный Августин был назначен епископом Калужским и Боровским. Служил епископ в Калуге, в храме великомученика и Победоносца Георгия. 2 апреля 1936 года преосвященный Августин был возведен в сан архиепископа. А осенью 1937 года среди духовенства, верующих и жителей Калуги начались аресты. В осеннюю ночь владыка был арестован. После ареста владыка был сразу допрошен. И затем допросы продолжались весь месяц.

Следователь: - Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие требует от вас дать правдивые показания по этому вопросу.

Владыка Августин: - Контрреволюционной деятельностью я не занимался и виновным себя не признаю.

Следователь: - Вы врете, следствие располагает точными данными, что вы действительно занимались контрреволюционной деятельностью, прекратите запирательство и дайте правдивые показания по этому поводу.

Владыка Августин: - Контрреволюционную деятельность я отрицаю, и ее не проводил.

Некоторые из арестованных были сломлены условиями тюремного заключения, некоторые поддались льстивым посулам следователей и согласились стать лжесвидетелями и оговорить себя и других. Подписанные ими показания, "свидетельствующие" об антигосударственной деятельности архиепископа Августина, были ему затем предъявлены.

Следователь: - Вы были ознакомлены с показаниями ряда обвиняемых, которые изобличали вас как руководителя контрреволюционной церковно-монархической организации, вам устраивали очные ставки, на которых вы разоблачены как организатор и руководитель контрреволюционной церковно-монархической организации, дальнейшее запирательство совершенно бессмысленно, следствие предлагает дать правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности.

Владыка Августин: - Контрреволюционной деятельностью я не занимался и виновным себя не признаю. Если мне будут еще устроены очные ставки, я и на них буду отрицать свою виновность.

19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина к расстрелу.

21 ноября 1937 года его дочь Нину вызвали в НКВД и стали спрашивать, кто бывал у владыки, и, добиваясь ответов, угрожали арестом. Следователи предполагали страданиями дочери сломить волю архипастыря и заставить его оговорить себя. Допрос длился долго, но не к чему не привел. Заметив, что Нина увидела стоящий в углу посох владыки, следователь сказал: "Возьмите его, он ему больше не понадобится". Затем подписал пропуск Нине на выход из здания НКВД и сказал, чтобы она принесла отцу чистое белье. На вопрос, что будет с владыкой, следователь ответил: "Подумайте лучше о себе, его вы больше не увидите". На следующий день Нина принесла владыке в тюрьму чистое белье, а ночью приговор был приведен в исполнение [5, 6].


ГЛАВА 3. Мученический и исповеднический подвиг священнослужителей и монашествующих Калужской епархии

Преподобномученик Исаакий Оптинский (Бобриков, 1865 - 1938гг.) -архимандрит, последний настоятель старой Оптиной Пустыни. Родился архимандрит Исаакий ( в миру Иван Николаевич Бобриков) в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии, в крестьянской семье. Родители его были благочестивыми и глубоко верующими людьми. Иван в 1884 году поступил в Оптину Пустынь еще при жизни преподобного старца Амвросия. Архимандрит Исаакий Второй принял обитель под свое управление после кончины настоятеля архимандрита Ксенофонта (+ 30 августа 1914 года). На его долю досталось самое тяжелое в истории Оптиной время - Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года и затем гонения на Церковь. Архимандрит Исаакий вместе с братией испытал все те скорби, которые обрушили на них враги Православной веры и Церкви. Он переносил их с мужеством непоколебимого в вере монаха. Не отступая ни на шаг, не прячась от гонителей, он показывал пример исповедничества. После "разгона" монастырь продолжал сокровенно жить в Козельске и его окрестностях. В то время оптинские монахи, шамординские монахини на все брали у него благословение. Когда власти, грозя ему смертью, предложили куда-нибудь уехать, отец Исаакий ответил: "От креста своего не побегу". Он несколько раз был арестован, получал злобные предупреждения и, наконец, приобщенный к фальшивому делу о контрреволюционной деятельности подпольного монастыря в городе Белев, был приговорен к расстрелу тройкой УНКВД по Тульской области 30 декабря 1937 года. Приговор был приведен в исполнение 8 января 1938 года, в день Собора Пресвятой Богородицы. Расстрелянного вместе с другими мучениками, его тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе [7].