Смекни!
smekni.com

Возникновение христианства и основные этапы его развития до периода "разделения вер" (1054 г.) (стр. 4 из 5)

Одним из горячих противников Нестория был Евтихий, архимандрит в Константинополе. Опровергая его, Евтихий увлекся в противоположную крайность и начал учить, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было поглощено божеством, и потому в Нем следует признавать только одно божеское естество. Это лжеучение, известное под именем монофизитства, приняло более широкое распространение, чем несторианство. В Александрии в это время патриархом был Диоскор, не имевший такого глубокого богословского образования, каким отличался предшественник его святой Кирилл. Он принял под защиту лжеучение Евтихия и даже склонил в пользу его императора Феодосия. Тогда на защиту истинного учения восстали Флавиан, патриарх Константинопольский, и папа Римский Лев Великий.

Император Маркиан, по убеждению папы Льва Великого, созвал в 451 году в Халдиконе четвертый вселенский Собор, который осудил Евтихия и его единомышленников и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек. Кроме того, Собор составил 30 правил, относящихся к церковному благочинию; окончательно определил права и указал округи пяти первенствующих епископов (патриархов).

После Халкидонского Собора не прекратились волнения в Церкви. Главным предметом споров были сочинения трех учителей Сирийской церкви: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Среди этих церковных волнений взошел на престол знаменитый император Юстиниан I. Испытав некоторые частные меры к умирению Церкви, оказавшиеся безуспешными, он в 553 году решил созвать в Константинополе пятый Вселенский Собор. Отцы Собора осудили Феодора Мопсуетского.

И после пятого Вселенского Собора продолжались монофизитские споры и производили бедственные разделения в империи. Император Константин Погонат решил созвать для умиротворения Церкви шестой Вселенский Собор в 680 году в Константинополе. На этом Соборе было осуждено учение монофелитов и определено признавать в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое.

По истечении 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах для решения вопросов, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил пятый и шестой Вселенские Соборы, почему и называется пято-шестым. Собор принял в руководство для Церкви 85 правил апостольских, правила шести Вселенских, семи поместных Соборов и некоторых святых Отцов. Впоследствии эти правила были дополнены правилами седьмого Вселенского Собора и еще двух поместных. Эти правила лежат в основании церковного управления.

Седьмой Вселенский Собор был в 787 году в городе Нике по поводу ереси иконоборцев. Иконоборческая ересь возникла за 60 лет до Собора, при императоре Льве Исавре, который был противником почитания икон. Гонение Льва на святые иконы продолжали его сын Константин Копроним и внук Лев Козар. Супруга Льва Козара Ирина, ревностная почитательница икон, прекратила гонение и для умиротворения Церкви созвала Вселенский Собор, но котором была отвергнута иконоборческая ересь и определено поставлять в церквах вместе с изображением Честного и Животворящего Креста и святые иконы и воздавать им почитательное поклонение.

После седьмого Собора иконоборчество снова возникло и около 25 лет волновало Церковь. Почитание икон окончательно было восстановлено и утверждено на поместном Константинопольском Соборе в 842 году при императрице Феодоре. На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и прочими еретиками, установлен праздник Православия, который совершается в Православной церкви в первое воскресение Великого поста.[19]

Вслед за обращением в христианство Римской империи в начале IV в. за ней последовали другие европейские государства. Франкское королевство приняло христианство в конце V в., государство вестготов на Пиренейском полуострове и бургундов – в начале VI в., английские королевства – в начале VII в.

1.3 Период после Вселенских Соборов (IX—XI вв.)

В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переплавились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.[20]

В начале IX в. христианство приняла Дания, в 60-е гг. IX в. – Чехия и Болгария, на исходе X в. – Польша, на рубеже X-XI вв. – Венгрия, Норвегия, Ирландия, в первой половине XI в. – Швеция.

Христианизация ускорялась влиянием мощных христианских центров – прежде всего Римской империи, а позднее – папского Рима и Византийской империи. Народы, которые создавали варварские королевства на обширных землях Западной Римской империи, а впоследствии сокрушили ее, во многом восприняли римское цивилизационное наследство, в т.ч. и христианскую веру (франки, вестготы, лангобарды и др.). Церковная организация, принцип деления Европы на епископства выступили мощной централизаторской опорой новых варварских королевств. Церковь содействовала королевской власти, придавая ей сакральный, т.е. священный характер. В лице христианства новые государства получали мощную культурную и духовную поддержку.

Более медленными были темпы утверждения христианства в тех странах, где слабее ощущалось влияние Римской империи, Римской Церкви и где уровень общего развития был ниже. Это относилось к Британским островам, Скандинавии, Восточной Европе, где сильная центральная власть сложилась до принятия христианства.

Принятие христианства в той или иной стране наступало не сразу. Зачастую оно занимало длительный период. 100 лет потребовалось для победы христианства в Польше. Вскоре после введения христианства в Болгарии там произошло языческое восстание. В Швеции после принятия христианства король вынужден был пойти на компромисс с языческими кругами. Серьезный отпор распространившееся христианство получило в Норвегии. Обращение в христианство европейских стран и народов шло различными путями. В Венгрии, Польше, Швеции, Дании, где сильны были позиции язычества, поначалу крестились лишь сами короли, потом постепенно происходило крещение знати, а затем и всего населения. Там, где предпосылки к христианизации были сильнее, монарх сразу же крестился с дружиной. Именно так произошло в государстве франков при Хлодвиге. В Болгарии, находившейся под давним и сильным влиянием христианской Византии, в новую религию была сразу обращена вся страна.

Русь вместе с рядом стран и народов Восточной и Южной Европы, а также Северного Кавказа и Передней Азии оказались под влиянием Византийской империи. Оно стало сказываться значительно позднее по сравнению с Западом, по мере формирования и укрепления самой Византийской империи и ее Церкви. Поэтому возникновение централизованного государства в этих регионах часто предшествовало их христианизации. Так было и на Руси.

Начало проникновения христианства в земли восточных славян восходит к начальным векам новой эры. В Северном Причерноморье новую веру проповедовал один из христианских апостолов – святой Андрей Первозванный. Более широкое проникновение христианства на Русь произошло в 60-х гг. IX в., после того, как русская рать под предводительством князей Аскольда и Дира совершила поход на Константинополь. В результате русские вожди заключили с Византийской империей мир, одним из условий которого стало принятие Русью христианства. Русь получала своеобразное «дипломатическое признание», доступ на греческие рынки, а Византия замиряла опасного соседа, направляла его в русло своего религиозного и политического влияния. Это был компромисс, выгодный обеим сторонам.

В Киеве появился присланный из Византии митрополит. Русская епархия пополнила список других новообращенных византийских епархий. К этому времени Русь, где появилось два крупных государственных объединения с центрами в Киеве и Новгороде, вошла в тесные политические и торговые контакты со странами Европы и Передней Азии. Благодаря этому на Руси появлялось все больше христиан, в основном купцов из Византии, Франкской империи, Болгарии, Сербии и других стран, где христианство давно и прочно вошло в жизнь народов. Многие вчерашние язычники нередко возвращались на Русь уже новообращенными христианами и распространяли новую веру у себя на родине. Особенно интенсивно этот процесс шел в высших слоях древнерусского общества – среди князей, бояр, дружинников, купечества. Крещение в 60-х гг. IXв. русских князей Аскольда и Дира придало ему дополнительный стимул. Однако христианство продержалось в Киеве не более 20 лет. В 882 г. пришедший из Новгорода князь Олег захватил Киев, утвердил там новую династию и восстановил главенство языческих волхвов. Войско Олега в основном состояло из язычников: отрядов новгородских словен, кривичей, подвластных восточным славянам угро-финских племен, а также варягов. Таким образом, языческий Север победил христианизирующийся Юг.

Однако уничтожить новую веру было не так-то просто. Хотя видимые следы христианства были уничтожены, оно сохранилось в душах многих людей. В первой половине X в. в Киеве уже существовала большая христианская община, был построен христианский храм Святого Ильи. Среди приверженцев христианского вероучения было немало знатных руссов. Христиане вместе с язычниками давали присягу в соблюдении договора, заключенного в 944 г. князем Игорем с Византией. Это означало, что язычество и христианство имели в это время на Руси равные права.