Смекни!
smekni.com

Из истории Духовной семинарии в Воронеже (стр. 5 из 5)

Несколько единиц хранения посвящено принятию в Семинарию,45 отлучке из нее,46 увольнению. Так, в 1787 г. священник Преображенской церкви Белолуцкой слободы Г. Григорьев просил уволить из Семинарии своего сына, взятого в 1784 г., который до сих пор ничему не научился за слабым «понятием», а читать и писать посредственно умел. Консистория предписала семинарскому правлению составить справку о его обучении и поведении с мнением о возможности учиться в дальнейшем.47


Литература

1.Олейников Т.М. Воронежский архиерейский дом в XVII и XVIII вв. // ВС. Воронеж, 1913. Вып. 12. С. 288 – 289.

2.Сборник Русского исторического общества. СПб., 1887. Т. 56. С. 320 – 321.

3.Архивные документы позволили нам уточнить фамилию этого митрополита (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф.178. № 980.1. Л. 143; ГАВО. Ф. И-182. Оп.7. Д.60. Л.144).

4.Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т.1. С.110.

5.ОД и Д. Т.2. Ч. 2. С.321-322.

6.Пекарский П. Указ. соч. С. 240. Здесь выдающийся историк культуры ошибочно указал, что Т.П. Постников уехал в начале 1725 г. в Воронеж в качестве домашнего учителя.

7.Болховитинов Е.А. историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С.65.

8.Поликарпов Н. Учреждение Воронежской Семинарии (1745 г.) // ВЕВ 189б. № 19. С. 802.

9.Никольский П. 150-летие Воронежской Духовной Семинарии// ВЕВ. 189б, № 17. С.660-661.

10.Олейников Т.М. Указ. соч. С. 291.

11. Там же.

12. Там же. С. 307; Глазьев В.Н. Епископ Иоаким (Струков) (1730-1742)// Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней: Историко-биографические очерки// Под общей редакцией митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова). Ответственный редактор иеромонах Митрофан (Шкурин). Редактор-составитель А.Н. Акиньшин. Воронеж, 2003. С.126.

13.Никольский П. 150-летие Воронежской Духовной Семинарии. С. 661-663.

14. Комолов Н.А. Воронежские архиереи середины XVIII века// Из истории воронежского края. Воронеж , 1998. Вып. 7. С. 65-66; Он же. Епископ Вениамин (Сахновский) (1742-1743)// Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. С. 128-130, 133-135.

15.Никольский П. 150-летие Воронежской Духовной Семинарии. С.666-667.

16.Поликарпов Н. Учреждение Воронежской Семинарии (1745 г.). С.805-807.

17.Никольский П.В. История Воронежской Духовной Семинарии. С.31-32.

18.Краткие сведения о состоянии Воронежской Духовной Семинарии при ее учреждении и в отчетном 1898/9 учебном году// ВЕВ. 1899. № 20. С.808.

19. Поликарпов Н. Учреждение Воронежской Семинарии (1745 г.). С. 806, 809.

20. Олейников Т. Из прошлого Воронежской Духовной Семинарии// ВЕВ. 1910. № 30. С.877.

21. Комолов Н.А., Комолова Э.В. Епископ Иоанникий (Павлуцкий) (1761-1763) //Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. С. 158.

22. Инструкция Св. Тихона 1-го об учреждении в городах Воронежской епархии словенских школ и о том, как учителям в них поступать// ВЕВ. 1882. № 1. С.1.

23. Олейников Т. Из прошлого Воронежской Духовной Семинарии. С.873.

24. Олейников Т.М. Указ. соч. С. 306-309.

25. Там же. С. 298.

26. Там же. С. 309-310.

27. Никольский П. Инструкция преосвященного Тихона II (1768-1775), данная Воронежской Духовной Семинарии// ВЕВ. 1898. №.11. С. 483 – 485.

28. Акиньшин А.Н. Епископ Тихон II (Якубовский) (1767-1775) // Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. С. 183-187.

29. Акиньшин А.Н. Епископ Тихон III (Ступишин-Малинин) (1775-1788) // Там же. С. 192-193.

30. Гайворонский А.И. Золотые архивные россыпи: Из истории культуры воронежского края (конец XVIII – начало XX в.). Воронеж, 1971. С. 9-10, 15-16.

31. Веселовский Г.М. Город Острогожск (Воронежской Губернии) и его уезд// О времени и о себе (Острогожск в воспоминаниях и исследованиях краеведов). Б.м. б.г. С. 18; Склобовский Д.Я. Летопись города Острогожска и семи церквей оного// Там же. С. 109.

32. Акиньшин А.Н. Епископы Иннокентий (Полянский) (1788-1794) и Мефодий (Смирнов) (1795-1799) // Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. С. 203-204, 210-211.

33. Литвинов В.В. К истории Воронежской Духовной Семинарии (1793-1794 гг.) // ВС. Воронеж, 1914. Вып. 13. С.213-217.

34. Пархоменко В.А. К истории Воронежской Духовной Семинарии (архивная справка) // ВС. Воронеж, 1907. Вып. 6. С. 266.

35. Олейников Т.М. Указ. соч. С.309-312.

36. Там же. С. 304-305.

37. Никольский П. Зачисление приходских мест за учениками Воронежской Духовной Семинарии в XVIII и XIX вв. // ВЕВ. 1898. № 19. С. 752-758.

38. ГАВО. Ф. И-84. Оп.1. Д.239 (1777 г.), 522 (1783 г.), 779 (1789 г.), 850 (1791 г.), 914 ( 1793 г.), 936 (1794 г.), 939 (1794 г.), 974 (1795 г.).

39. Там же. Д. 12. Л. 1-2 об.

40. Там же. Д. 118. Л. 1-16.

41. Там же. Д. 1051. Л. 1-10 об. 47.

42. Там же. Д. 935. Л. 1-2.

43. Там же. Д. 1009. Л. 1-6. дело 1033 за 1798 г. о назначении семинариста пономарем находится на реставрации.

44. Там же. Д. 1035. Л. 4 об. – 5.

45. Там же. Д. 534 (1783 г.).

46. Там же. Д.529. (1783 г.).

47. там же. Д. 701. Л. 1-2- об.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги. Развитие духовного образования в Воронежской епархии конца XVII – XVIII вв. определялось общим правительственным курсом в этой сфере. Процесс организации в провинции духовных школ активизировался после издания Духовного Регламента. В свою очередь он во многом преломлялся через личность правящего архиерея, его образованность, степень интереса к вопросам образования. Влияла, наконец, и длительность пребывания на кафедре. Главы епархий, в том числе и Воронежской, назначали учителей, следили за ходом учебного процесса, изыскивали средства, даже выносили наказания провинившимся ученикам. Наибольших успехов дело духовного просвещения достигло при Святителе Тихоне I и архиереях последней четверти XVIII в.

Полная зависимость семинарий от правящих архиереев, недостаточность средств на содержание учебных заведений как до, так и после секуляризации, их сословная замкнутость, отсутствие единого централизованного руководства создавали серьезные проблемы в развитии духовного образования, восприятии населением семинарий как необходимых светочей просвещения. При Павле I в этом отношении были сделаны определенные шаги, уделялось внимание материальному содержанию и благоустройству семинарий и духовных академий, качеству образования, увеличению числа учащихся.1

К концу XVIII в. благодаря как изменению правительственной политики, так и значительным усилиям Е.А. Болховитинова, Воронежская Духовная семинария стала важным культурно-образовательным центром для местного края, выпускающим учителей для народных училищ, чиновников присутственных мест. 2Она формировала интеллектуалов, внесших значительный вклад в развитие общественной и литературной жизни в Воронеже и крае.