Смекни!
smekni.com

Ислам (стр. 2 из 5)

Содержание проповеди Магомета в Медине было преимущественно рели­гиозно-политическим. Его деятельность имела основополагающее значение для последующей истории арабов. Магомет сделал следующее:

• провозгласил единственность Бога (Аллаха), Создателя Все­ленной и справедливого Судьи мира;

• объявил войну идолопоклонству своих соотечественни­ков;

• организовал арабское общество как исламскую общину мусульман, то есть преданных Аллаху (однако ему не уда­лось заинтересовать еврейские и христианские общины и проникнуть в них);

• создал войско с жесткой дисциплиной, и в результате завоевания Мекки (630 г.) и других военных действий (зачастую весьма беспощадных) добился объединения всех, ранее разъединен­ных, арабских племен.

У Магомета было 11 жен и несколько дочерей (его сыновья умирали в младенчестве). Магомет скончался 8 июня 632 года, неожиданно для себя и своих сторонников, не успев оставить однозначных стратегических распоряжений.

Священные писания ислама

Ислам называют религией священной книги. Имеется в виду священная книга мусульман – Коран. Коран считается небес­ной книгой, которая была дана Магомету ангелом Гавриилом в ме­сяце Рамадан. Мусульмане верят, что Коран является точной ко­пией оригинала, который находится на небесах, написан Аллахом на жемчужном полотне алмазным пером.

По общепринятым научным данным Коран приобрел современный вид в годы правления третьего преемника (халифа) Магомета – Османа (644 – 656), после того как в Коран был внесен материал, собранный предыдущими хали­фами. Этот материал состоял из проповедей Пророка, широко рас­пространенных как в письменной, так и в устной форме. Проповеди, как правило, носили характер дискуссий, но записывались только высказывания Пророка. Коран состоит из упорядоченных не по смыслу, а по длине 114 глав (сур), у каждой из которых есть свое название. Вся многообразная религиозная литература мусульман, составляющая письменную традицию ислама, основана на Коране.

Основными особенностями учения Корана являются:

-единственность и неприступность Бога;

-вера в ангелов;

-вера в непосредственное влияние Бога на человеческую ис­торию через пророков Ветхого Завета, Иисуса (Ису) и, на­конец, величайшего из всех пророка Магомета;

-принятие Ветхого и Нового Заветов как пророческих книг, но вера в исключительность и превосходство над ними Ко­рана;

-вера в воскресение мертвых и будущий суд;

-вера в то, что Бог полностью определяет жизнь людей (аб­солютное предопределение, «кишмет»).

Мусульмане считают, что «Коран – это речь Аллаха, Его последняя книга, завершающая цепь Божьих посланий, после него не будет других книг. Он содержит всю информацию, необходимую человечеству вплоть до Судного дня. Коран – единственная книга Всевышнего Аллаха, дошедшая до нас в том виде, в котором была ниспослана, т.е. Коран сегодня единственная книга, не написанная человеком и не искаженная им исходя из своих ограниченных интеллектуальных способностей…» (из книги «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова, Махачкала, 1999 г.).

Мусульманская религия имеет два основных источника: Коран и Сунну. Сунна – это путь, указанный Пророком, нормы поведения и богослужения, которых придерживался и которые одобрял Магомет. Сунна изложена в хадисах. Хадис – это предание о словах и действиях Магомета. Трактовки Сунны в разных течениях ислама различаются.

Особое значение для мусульман имеет Шариат. По мнению мусульман, Шариат – это «комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение как на уровне каждого человека, так и на уровне общества». Соответственно, за выполнение требований Шариата мусульманин получит «большое вознаграждение от Всевышнего Аллаха по Его Милости на этом и на том свете, а за его несовершение будет наказан по установленному Им порядку (по справедливому воздаянию)» (из книги «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова, Махачкала, 1999 г.). Законы Шариата сформированы во времена раннего средневековья в период рабовладельчества и родоплеменного общественного строя, священны и обязательны для всех мусульман, установлены навечно, законсервированы и не подлежат никаким изменениям.

Ветви ислама

Ислам, в силу отсутствия в нем четкой и устойчивой священной структуры, сразу после смерти Магомета стал раскалываться на течения, по-разному отвечавшие на вопрос о том, кто должен считаться первым калифом, т. е. наследником Пророка, поскольку он перед смертью не успел назначить своего преемника.Наиболее крупные из этих течений – сунниты и шииты. Суннит­ский ислам придерживается основных положений Корана. Сун­ниты утверждают, что у религиозно-политических вождей му­сульман (халифов) нет необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Магомета.Сунниты настаивали на том, что наследника Мухаммеда должна избирать община.

Другая позиция у шиитов, последователей четвертого халифа Али – зятя Магомета. Шииты считали, что наследник должен состоять в кровном родстве с Пророком, следовательно, преемником должен стать его двоюродный брат и зять Али.Шииты возражают против выборности хамиров, полагая, что власть должна сохраняться в «семье пророка» в руках верховных правителей – имамов. Постепенно в шиизме сложилось представление об имамах как носителях «божест­венной субстанции». В среде шиитов возникли и другие учения, например, исмаилизм, факти­чески являющийся самостоятельной религией. Суннизм приняли главным образом арабы и турки, тогда как шиитами стали персы (иранцы).

В настоящее время сунниты составляют 80% всех мусульман и расходятся с шиитами во взглядах на многие вопросы, помимо разногласий по поводу первопреемника Магомета.

Например, сунниты и шииты не согласны друг с другом в том, что следует считать Писанием. Сунниты подчеркивают автори­тет письменных традиций, к которым относится не только Коран, но и сунна («обычай», от этого слова произошло название тече­ния). Сунна включает в себя хадисы – рассказы о жизни и выска­зываниях Магомета и его сподвижников. Сунна говорит многое, о чем умалчивает Коран. Сунниты также руководствуются прин­ципами, в свое время совместно разработанными старейшина­ми или богословами (улемами), которые основывали свои реше­ния на Коране, сунне и более поздних источниках.

Шииты, со своей стороны, больше опираются на авторитет отдельной личности, чем на единодушие старейшин. Иранский аятолла Хомейни, например, был шиитом. Изначально шииты ве­рили, что Бог говорит через имама, главу мусульманской общи­ны. Однако в IX веке двенадцатый имам исчез, и главным автори­тетом стали улемы, которые считали себя представителями ис­чезнувшего имама. Шииты ожидают возвращения двенадцатого имама, которого называют Махди, так же, как христиане ждут второго пришествия Христа.

Еще одно различие между этими двумя направлениями заключается в том, что сунниты убеждены в необходимости разделения свет­ской и религиозной власти, тогда как шииты настаивают, что и религиозная, и политическая власть должна принадлежать рели­гиозным лидерам.

В шиитском ис­ламе сильно развился мистицизм и общины монашеского типа. Этому благоприятствовало то, что в районах Сред­ней Азии (некогда областях Византийской империи) осело много сект христиан-монахов, которых привлекали неопла­тонические идеи и тайные религиозные античные течения. Мистицизм в исламе выражается в попытке человека соединиться с Богом посредством изучения Корана, под­чинения старейшинам и применения экзальтированной практики «зикр». «Зикр» является тщательно разработанными ритуалом и техникой молитвы, сопровождающейся перечислением «имен» Бога. Используя спе­циальные позы и движения, регулируя дыхание и концентрируя сознание, молящийся должен был устра­нить свое «я» и приблизиться к постижению Аллаха.

Мистики в исламе называются суфиями или дервишами (в переводе – нищими), а их учение – суфизмом. Суфизм – это третье, мистическое и очень разнообразное течение в исламе. Цель су­фиев – отречься от мирских привязанностей, научиться видеть во всем только Бога и достичь слияния с Его бесконечным существом. На протяжении IX – XIV веков образовались 12 главных братств, отличающихся особенностями устава и молитвенной практики. Во многих братствах кол­лективный «зикр» включал в себя и экстаз, достигаемый в своеобразном танце. Последователи извест­ного философа-суфия и поэта Джалаледдина Руми назывались кру­тящимися дервишами. Вращение вокруг себя при сопровождении музыки приводило их в состояние, которое они трактовали как соединение с Богом. Суфии существуют и поныне, в том числе и в нашей стране на Северном Кавказе. Некоторые направления суфизма смыкаются с демонизмом.

Кроме того, есть еще более мелкие мусульманские группы, например: ваххабиты (Саудовская Аравия), друзы (Ливан, Сирия и Северный Израиль), алавиты (Сирия) и ахмадия (Пакистан). На­конец, ислам сыграл важную роль в появлении двух новых рели­гий: сикхизма и бахаизма.

Вероучение и предписания ислама

Термин «ислам» означает «подчинение» (воле Бога), а того, кто подчиняется, называют муслимом (отсюда «мусульманин»). Ре­лигию ислама можно разделить на вероучение (иман) и предпи­сания (дин).