Смекни!
smekni.com

Ислам (стр. 3 из 5)

Основные догматы ислама состоят в следующем.

Бог (Аллах). Центральный догмат ислама заключается в том, что Бог один, и у Него нет напарников и сотоварищей. Кто заявляет, что у Бога есть напарники или сотоварищи, тот совершает грех «ширк», который, по словам Корана, не имеет прощения (см. суру 4:51).

Ангелы. Промежуточное положение между Богом Корана – Аллахом – и человечеством занимает иерархия ангелов. Архан­гел Джебраил обладает самым высоким рангом, все остальные ангелы занимают более скромное положение. К каждому человеку приставлены два ангела: один записыва­ет его добрые дела, другой – плохие. В низших рядах этой иерархии находятся джинны. Мусульма­не верят, что джинны были созданы из огня, они обычно злы и могут овладевать людьми.

Божьи пророки. По учению Корана, каждому народу Бог по­слал пророка с вестью о том, что есть только один Бог. Всего, как гласит исламское предание, было послано 124 000 пророков. Большинство из них осталось неизвестными, но многие стали персонажами Библии: Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Давид (Даун), Соломон (Сулейман), Иона, Иоанн Креститель и Иисус (Исса). Каждому пророку был назначен свой собственный век, и толь­ко Магомет был пророком на все времена. Он считается «Печа­тью пророков». Согласно некоторым исламским учениям, вся Веленная создана ради Магомета.

Священные Книги. Четырем величайшим пророкам были даны Книги, содержащие божественное откровение. К этим пророкам относятся Моисей, которому была открыта Книга Таура (Тора), Давид, которому был дарован Забур (Псалмы), Иисус, которому Бог открыл Инджил (Евангелие) и Магомет, получивший Коран. Из этих четырех Книг, по мнению мусульман, только Коран сохра­нился в неискаженном виде.

Судный день. Бог Корана провозгласил, что придет день, когда все предстанут перед Его судом. В тот день дела каждого челове­ка будут взвешены на весах. Те, чьи добрые дела перевесят пло­хие, получат в награду рай; те же, чьи злые дела окажутся тяжелее, будут отправлены в ад. Но то, каких дел в нашей жизни больше, – вопрос субъективный, и ответ на него известен только Богу.

Мусульманское благочестие основывается на так называемых пяти столпах ислама. Ими являются:

1.Исповедание веры провозглашением «Нет Бога, кроме Ал­лаха, и Магомет пророк Его».

2. Молитва (намаз). Она должна совершаться пять раз в день.

3. Милостыня и добрые дела.

4. Пост в течение месяца Рамадан, который состоит в воздер­жании от любой пищи от восхода солнца до заката.

5. Священное паломничество в Мекку (хадж) для поклонения Каабе.

Ислам предписывает мусульманину следующие обязанности.

Произносить шахаду. Слово шахада означает «свидетельство­вать». Во время этого ритуала человек произносит: «Свидетель­ствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его пророк». Искренне произнести шахаду – все, что требуется от человека, чтобы стать мусульманином.

Молиться (салят). Мусульманин каждый день должен произ­носить семнадцать канонических молитв – ракатов. Молитвы со­вершаются пять раз в сутки – на восходе Солнца, в полдень, в 3-4 часа дня, на закате и через два часа после заката. Во время каждой молитвы читаются определенные ракаты. Мусульмане могут молиться как поодиночке, так и группами. Перед молитвой каждый из них обязан совершить ритуальное омовение, которое называется гусл. Во время молитвы лицо мусульманина должно быть обращено к Мекке. Направление молитвы (кибла) указыва­ет ниша (михраб) в стене мечети. Полуденное богослужение в пятницу – единственное время, когда все мусульмане должны собираться в мечети.

Поститься (саум). В память о том, что Мухаммад получил Ко­ран в девятый месяц лунного календаря, рамадан, мусульмане обязаны поститься в дневные часы на протяжении всего этого месяца. Во время поста они воздерживаются от еды, питья, ку­рения и сексуальных контактов. После захода солнца все это раз­решается, но только до рассвета.

Подавать милостыню (закят). Мусульмане обязаны отдавать одну сороковую часть (2,5%) своих доходов бедным и нуждаю­щимся.

Совершать паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни обязан совершить путешествие в Мекку, если ему позволяют это здоровье и средства. Все паломники носят белые одежды, называемые ихрам, что упраздняет любые социальные и классовые различия между ними. Процедура посещения свя­тых мест обычно занимает больше недели. После паломничества каждый совершивший его получает звание хаджи.

Структура исламских организаций в России

Распад СССР содействовал дроблению структуры исламских организаций в России, в первую очередь Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). В каждой суверенной республике появилось свое самостоятельное духовное управление. В августе 1992 г. из ДУМЕС выделилось Башкирское и Татарское духовные управления. Молодые имамы Поволжья, Сибири, центральных регионов России встали в оппозицию с центральным руководством. Возник «Координационный Совет глав региональных духовных управлений мусульман Европейской части бывшего СССР и Сибири» (ВКЦ).

С 1991 по 1994 гг. из ДУМЕС выделились Башкирское, Татарское, из ДУМ Закавказья – Нахичеванское, из ДУМ Северного Кавказа – Дагестанское, Ингушское, Кабардино-Балкарское, из ДУМ Средней Азии и Казахстана – Таджикское, Узбекское, Казахстанское, Кыргизстанское управления мусульман. Были учреждены несколько региональных управлений без национально-государственной принадлежности, например, Духовное управление мусульман Центральной части России с резиденцией в г. Москве, самостоятельные управления в Сибири (г. Омск), Нижнем Поволжье, г. Санкт-Петербурге.

В этнически многообразных регионах наблюдается дробление духовных управлений и битва за приходы. Вокруг мусульманских общин образуются коммерческие структуры, идет передел мусульманской собственности, усиливается борьба за власть. Однако наблюдается и встречный процесс возвращения мусульманских приходов под крыло исторически сложившихся центров духовного управления. Например, еще в 1995 г. состоялось 1-е Всероссийское совещание Общественно-полити­чес­кого движения «Союз мусульман России». Однако пока общероссийские мусульманские движения весьма слабы и разрознены. Это создает заметные трудности во взаимоотношениях государства (в том числе и его правоохранительных органов) с российским исламом.

Псевдоисламские деструктивные культы

В настоящем разделе для сведения сотрудников правоохранительных органов собраны главные священные вероучительные источники, используемые и весьма вольно трактуемые псевдоисламскими экстремистами и террористами для оправдания своих деяний. Кроме того, здесь помещены некоторые альтернативные священные исламские нормы позитивного содержания.

Хотя Руководство Российской Федерации прилагает все усилия для позитивного решения кавказских проблем, диверсионно-террористическая деятельность бандформирований в Чечне продолжается. Юг России захлестывают потоки наркотиков, оружия, фальшивых денежных знаков. Не прекращается финансовая подпитка экстремистов из-за рубежа. В 2002 году на юге России зарегистрировано более 250 преступлений террористического характера, что составляет почти 80% от всех аналогичных правонарушений, совершенных в стране. Кровавая и античеловеческая деятельность религиозных фанатиков трагически задела и иные регионы России, в том числе нашу столицу.

Сотрудникам органов внутренних дел, потому, что им приходится нередко в самых разных ситуациях беседовать с мусульманами, полезно знать особенности исламского учения, по-своему трактуемые и активно применяемые экстремистами. В этих встречах необходимо помнить, что международный и местный терроризм нередко опирается на особенности самых разных вероучений для оправдания своих зверств. Поэтому правоохранительным органам России надобно стимулировать и использовать, на благо Отчизны, все источники социального мира и гражданского единения. Среди них важнейшее место имеют три традиционные для России культуросозидательные религии (православие, ислам и буддизм), – охранители духовной безопасности нашего общества.

В начале 90-х годов в связи с развалом СССР резко активизировались псевдоисламские агрессивные культы. Их адептами проповедуются идеи широкой исламизации населения, осуществляется разжигание сепаратистских настроений, активно применяется прозелитизм. Конечной целью этих культов является установление теократического исламского государства на территории мусульманских регионов России. Следует отметить, что в своей организационной деятельности их руководители активно контактируют с лидерами преступных группировок, наркомафией, а в ряде случаев происходит слияние криминальных и религиозных структур. Кроме псевдоисламских, на территории России действует и много иных деструктивных культов.

Напомним, что в своем историческом и духовном развитии ислам, по отношению к источнику божественной власти, разделился на три главные группы: суннизм (лидером может быть потомок Мухаммеда, его родственник); шиизм (лидером может быть только прямой потомок Мухаммеда по линии Али, четвертого праведного халифа, женатого на дочери пророка); хариджизм (лидером может быть любой мусульманин, избранный на общем собрании). В исламе имеется также множество мелких течений, групп и сект.

В Аравии, в ходе борьбы за независимость, сформировалось одно из наиболее нетерпимых и экстремистских направлений – ваххабизм. В основе его лежит стремление к возврату чистоты ислама (в понимании ваххабитов), враждебность к иноверцам и иным толкованиям ислама, агрессивные прозелитизм и миссионерство. Ваххабиты и прочие экстремистские псевдоисламские течения основывают свои учения, в частности, на принятом в Шариате делении всего мира на три группы народов и стран: принявшие это вероучение, политически покорившиеся исламским государствам (покоренные неверные), зона религиозно-политической войны (так называемый «джихад»).