Смекни!
smekni.com

Истоки христианства (стр. 10 из 13)

Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря

Обрезание Господне и память святителя Василия Великого 14 января

Рождество Иоанна Предтечи 7 июля

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля

Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября

Покров Пресвятой Богородицы 14 октября

Святки

Неделя о мытаре и фарисее

Сырная (Масленица)

Пасхальная (Светлая) седмица.

Светлое Христово Воскресение.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Воины, стоящие на страже, от страха попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.

Воскресение Христово празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая).

Начало праздника.

Праздник начинается Христовым Воскресением, в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем. Служится особенная торжественная служба Светлая Пасхальная Заутреня. Служба начинается в полночь когда духовенство и прислужники в алтаре начинают петь стихиру тихо, потом все громче и громче, а потом в это пение включается и хорж.

С пением начинается крестный ход вокруг храма (три раза), с торжественным звоном в колокола. Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе» (три раза) и каждый раз молящиеся отвечают «Воистину Воскресе». Иногда это приветствие делается на других языках. Во время службы хор часто исполняет: (Пасхальный Тропарь) Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущым во гробех живот даровав. Слово св. Иоанна Златоустаго.

В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго» (347-407 г.) которое прекрасно описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику который держит в руках крест, целуют крест и христосоются с ним, а потом и с друг другом. Обыкновенно здесь же возле креста, всем дают красные яички. Заутреня продолжается около полтора часа. После Заутрени некоторые уходят домой и разговляются дома со своими родственниками и друзьями. Конечно здравый смысл говорит что для того чтобы чувствовать себя здравым и бодрым нужно перед Заутреней прилечь и поспать на несколько часов.

Светлая Пасхальная Седмица.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу. Конечно в Светлую Среду и Пятницу поста нет.

Пасхальный период.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!» Даже когда поднимают телефонную трубку то не говорят «алло», а говорят «Христос Воскресе!» Весь этот период связан с многими обычаями и традициями о которых можно было бы очень многое что написать и сказать. Пасхальные обычаи.

Как было сказано уже выше, Пасха празднуется семь дней. На первый день хозяйки — жены остаются дома, а знакомые мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Обыкновенная еда: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т. п. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Обыкновенно садятся за стол на пол часа и потом прощаются и гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых. Обыкновенно подарки в этот день не приносят. На второй день Пасхи полагается чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома, но это не практикуется. В наше время, в эти святые дни, многие сговариваются и просто ходят друг к другу в гости.

Значение Пасхи.

Воскресение Христово это самый большой праздник православных христиан. У западных христиан самый большой праздник Рождество Христово. Воскреснуть мог только Господь Бог, поэтому Воскресение Христово говорит что Иисус Христос действительно Господь Иисус Христос, Сын Господа Бога, Второе Лицо Святой Троицы. Западные христиане отошли от православного учения и мировоззрения и любят уменьшать, божество Господа Иисуса Христа и поэтому они меньше празднуют Его Воскресение, а иногда даже и замалчивают.

Православные христиане подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 48 дней. Потом есть целая серия праздников связаны с Воскресением Христовым и все они отсчитываются от него:Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим (суббота и воскресенье до Пасхи); Вознесение (в четверг, 40 дней после Пасхи); Святая Троица (Сошествие Святаго Духа на Апостолов, в воскресенье, 50 дней по Пасхи); Всех Святых (в воскресенье, неделя после Св. Троицы); Всех Святых в Земле Российской просиявших (в воскресенье, неделя после Всех Святых).

Рождество Христово 7 января.

Рождество Христово — «вторая Пасха»; великий праздник, святой день, чтимый более всех других дней года — после дня Светлого Христова Воскресения. Сын Божий «нас ради человек и нашего ради спасения» приходит во плоти на Землю, чтобы принести Себя в жертву за всех людей, — искупить их грехи Своею Кровию и указать путь ко спасению.

О Богомладенце помним мы постоянно, празднуя рождественские дни. А сам праздник — удивительно «детский», пожалуй, даже самый «детский» изо всех православных праздников. Посмотрите, как дети воспринимают Рождество! И все мы в этот день и накануне его — немного дети. Мы вместе наряжаем елочку — и сколько радости у всех!

В храме совершается самое важное, самое серьезное дело на свете — служение Божественной Литургии. Посреди храма, там, где обычно выставляется праздничная икона, стоит устроенная из еловых веточек, усыпанная звездочками пещерка. Не забыты и меньшие братья, свидетели Рождества: коровка и теленочек. Они тоже участвуют в торжестве. Может быть для того, чтобы лучше приблизиться к великой тайне? А для этого, по словам Христа, надо уподобиться детям.

Чтобы достойно подготовиться к празднику Христова Рождества, Святая Церковь установила время подготовки — Рождественский пост. Начинается он 28 ноября (15 ноября по церковному календарю), на следующий день после дня памяти святого апостола Филиппа, и продолжается сорок дней, подобно Великому посту, предшествующему дню Святой Пасхи. Во время всего поста следует воздерживаться от развлечений, пустой траты времени на удовольствия, от праздности — ведь настоящий праздник впереди.

Радость Рождества не вмещается в обычные временные рамки. И ожидание праздника «выплескивается» за пределы одного дня. Дней предпразднства — пять, и с каждым из них ожидание праздника возрастает. Все большее место в ежедневных богослужениях занимают песнопения, повествующие о Рождественских событиях, все строже становится пост. Последняя неделя перед Рождеством имеет своим прообразом Страстную седмицу. И трогательные, щемящие напевы Страстной положены в основу предрождественских песен.

Канун Рождества — Сочельник. В этот день Литургия соединяется с вечерней, которая знаменует собой начало следующего дня, ведь день церковный начинается с вечера. Следовательно, после торжественной Литургии и соединенной с ней вечерни, наступает время первого дня Рождества. Но пост пока не отменяется. В снедь нам предлагается особое предрождественское кушанье — «сочиво». Именно оно дало название кануну Рождества — Сочельнику. «Сочивом» называли на Руси сваренные с медом зерна пшеницы. И это не просто обычай. Как все, что освящено церковной традицией, трапеза сочельника имеет свое глубокое символическое значение. Мы поминаем сочивом (этой в своем роде кутией) Христа-Богочеловека, подобно волхвам, прозревая в Его Рождестве земной подвиг, смерть и Воскресение. Ведь зерно — это евангельский образ смерти и воскресения: «…аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, много плод сотворит…». В смерти Его — залог Его Воскресения и воскрешения нашего.