Смекни!
smekni.com

Образы Бога и Дьявола в живописи ХХ-ХХI века (стр. 7 из 10)

Имя Сатаны, как Бафомета приобрело широкую известность после судебного процесса над тамплиерами. Тогда оно связывалось с идолом, которому по версии обвинения те поклонялись во время "черных месс". Но тогда его внешность еще не было окончательно устоявшейся. Рыцари под пытками выдавали весьма противоречивые сведения о его облике. Но со временем этот портрет принял постоянную форму: морда козла, иногда искаженная в направлении пущей зловещности: на лбу - пентаграмма, между рогов - огонь, человечий торс, украшенный женскими грудями, козлиные ноги с копытами, хвост, крылья за спиной.

Надо сказать, что даже когда Дьявол изображался уродиной, в его облике сохранялся, не выветривался до конца некий шарм и интересность, которая продолжала привлекать достаточно уважительного внимания. И уже в средние века появлялись предположения, что страшный вид Дьявола - это клевета, наводимая на него врагами. В действительности же он великолепен. Имея свой собственный индивидуальный образ, Дьявол, сверх того, обладал способностью изменять свою наружность по желанию,- мог менять и объем, т.е. в этой своей способности он совершенно не ограничен. Частенько он, по уверениям христианских писателей, использовал эту способность для соблазнения праведников: к отшельнику он приходит обольстительной женщиною, к отшельнице красивым навязчивым юношей. А иногда, что уж мелочиться, прямо чтобы скомпрометировать их. Крылья - это древний символ божественной власти, который имели на своих плечах многие месопотамские божества, а оттуда они перешли на плечи многих персонажей западной части Восточного полушария. Отметим, что приблизительно до XII века Сатана обычно изображается со стандартными ангельскими крыльями, а позже - с перепончатыми, как у летучих мышей.

Рога являются древним символом могущества и плодородия. И хотя в животном мире рога украшают только травоядных, но для символа это не имеет значения.

Многоликость. Нередко Сатану изображают не с одним лицом. Данте дал Люциферу три лица, смотрящие в разные стороны на одной голове. Объяснялось это аналогией с христианской троицей.

Более того: еще в апокрифическом евангелии от Никодима, памятнике VI века, упоминается "трехглавый" Вельзевул.

Трехликость символизировала триаду во всех ее проявлениях: прошлое - настоящее - будущее, творение - поддержание - разрушение, небо - земля - преисподняя... Встречалось и такие такое толкования: три аспекта луны и лунная власть над элементами; море - земля - небо (такова была семантика трезубца Посейдона).

Дьявольские "вилы" отчасти производны от древнего трезубца Посейдона или Шивы, отчасти - от символов смерти Христианами он воспринимался, как орудие, используемое в Аду для мучения проклятых. До XVII века православным монахам запрещалось пользоваться вилкой из за сходства ее с трезубцем.

2.3 Паул Клее

Швейцарский живописец и график Пауль Клее (1879 – 1940) также относится к числу основоположников современного искусства. В 1911 году он работал в Мюнхене вместе с Кандинским, который именно в это время совершал свой "скачок в абстракцию". Ещё раньше (начиная с 1902 г.) Клее разработал свой индивидуальный стиль отображения подсознательного и фантазий в искусстве. На одном из полотен Клее в качестве символа священного центра представлен человеческий пупок. Профессор Ноттс объясняет:

"Загадочная фигура на картине держит в горсти сияющий пупок - тот внутренний божественный свет, откуда исходит всё знание... Идея о таком центре имеет огромное значение во всех мистических системах. Знаменитый мистик г-жа Е. П. Блаватская, хорошо известная и Клее и другим, писала в "Разоблаченной Исиде":

Древние помещали астральную душу человека или его самосознание, в ямку на животе. Брахманы разделяли это представление наряду с Платоном и другими философами. Пупок рассматривался как "солнечный диск", трон внутреннего божественного света.

Блаватская представляла для Клее несомненный интерес, ибо раскрывала таинственные силы, свидетельствующие о том уровне человеческого сознания, с которым Клее всегда ощущал близость. В своих работах художник обычно вырывает вещи из их непосредственного окружения и помещает в бесконечно расширяющиеся царства, добиваясь эффекта тесного соприкосновения земли и космоса, живого и мёртвого, прошлого и настоящего

В своей работе «Демоны» (1925). Паул Клее изобразил нечто абстрактное состоящее из глаз, знаков препинания, лент и различных узоров, выполненных в черно-белой цветовой гамме. В этой работе мы не найдем канонических черт присущих Дьяволу автор подошел к образу Сатаны совершенно с другой стороны, представив его в виде набора символов.

2.4 Борис Валеджо

Борис Валеджо (Boris Vallejo) родился в 1941 году, в семье преуспевающего адвоката в Лиме, Перу. С раннего возраста он интересовался искусством, но свою карьеру хотел связать совершенно с другим: он семь лет учился играть на скрипке, надеясь стать исполнителем. Тем не менее, Валеджо отвернулся от искусств и в течение двух лет посещал школьный курс начальной медицины. Позже он нашел хорошее применение полученным знаниям, особенно в области анатомии. После двух лет, при поддержке друзей и коллег, которые заметили, как хорошо он рисует, Валеджо поступил на отделение изобразительных искусств в Национальную Школу Искусств в Перу - художественный колледж, где он получил пятилетнее образование. Ему не потребовалось много времени, чтобы получить престижную золотую медаль за превосходную учебу. В 16 лет Валеджо получил приглашение на учебу во Флоренцию, но он отказался от предложения. Валеджо быстро заработал доверие как художник, и в 1964 он собрал портфель с частью своих работ и эмигрировал в Соединенные Штаты. Он надеялся на более успешную карьеру, чем мог когда-либо иметь в Лиме. Он научился работать в сжатые сроки и делать быструю, бессмысленную работу, которая не требовала никакого вдохновения. На смену рождественским открыткам, рекламе обуви и галстуков пришли сборники комиксов. Борису нравился этот вид изобразительного искусства, наблюдения за выпирающими мускулами героев и за фантастическими монстрами, он думал, что сможет рисовать не только подобные вещи, но даже более лучшие. Его уверенность в себе была небезосновательной. Когда он принес некоторые эскизы монстров в Marvel Comics, он сразу же понял, что им нравится его работа, и они хотят от него дальнейшего развития этого направления. В рамках данного художественного жанра фантастические создания Валеджо - реальные и мифические животные или демоноподобные герои типа Конан-Варвара - постепенно стали эталонами.

Валеджо рисует в жанре фэнтези по двум причинам. Во-первых, он хочет работать как живописец, а во-вторых, он предпочитает реалистическую живопись с природой и людьми в качестве главных объектов. Он живет в идеальное для себя время из-за роста популярности литературы и живописи жанра фэнтези. И вместе с тем растут его мастерство и знания.

Вероятно, одна из наиболее типичных фигур у Валеджо - этакий благородный дикарь, воплощающий невежество, почти нечеловеческую силу, однако с его особенностями и отражая кое-что, чего, возможно, не было в характере истинных, исторических варваров. Это "кое-что" - неподдельная простота и благородство. Кроме этих персонажей другие мужские фигуры редко появляются на его рисунках. Антагонисты - обычно различные монстры, фантастические персонажи, созданные на основе нескольких уже не существующих животных. В специальном "зверинце" Валеджо имелось множество существ: ручная собачка амазонки с крыльями летучей мыши, головой льва и туловищем ящерицы, жуткий шестиногий монстр с туловищем орла и головой ягуара или пантеры, покрытый кожей динозавра и похожий на лягушку, или хамелеон, подобный традиционному кентавру и единорогу, или один из их родственников вроде крылатых демонов: наполовину женщина, наполовину - хищная птица.

Валеджо реалистично изображает всякую нечисть, такое ощущение, что писали их с натуры. Борис Валеджо это отдельный мир, мир фэнтези.

Работа Валеджо «Собирательница» (1995). Под этим названием имеется в виду собирательница черепов, которые вешаются на шею ее боевого коня. Борису нравиться изображать рваные крылья. Такие крылья не могут выдержать полет, но обладают каким-то странно привлекательным для глаза свойством. Притягательность стиля фэнтези состоит в том, что физическая достоверность здесь не является обязательным условием художественной правды. Рваные, неровные крылья, которые мы можем увидеть у девушки, являются атрибутом демона, да и в облике самой собирательницы мы можем разглядеть демонические черты. девушка восседает на «боевом коне», хотя данное существо назвать конем очень затруднительно, оно также несет в своем облике черты демонического, но сказать, что это олицетворение дьявола все таки нельзя.

Работа Бориса Валеджо «Калевала» (1992) о персонаже из финского национального эпоса. Для автора этот персонаж представляется высокого роста. с длинным хвостом. рогами. а также с чешуей на ногах, все перечисленные выше элементы обычно приписывались дьяволу и его приспешникам.

2.5 Михаил Шемякин

Родился в 1943 году в Москве, в семье актрисы и военного. В 1957 поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на живописный факультет, но в 1959 был исключен за "формализм". В 1964 стал одним из основателей группы мастеров неофициального искусства "Санкт-Петербург". В 1971 г. эмигрировал, жил в Париже. В 1980 переехал в Нью-Йорк. С 1971 года выставки произведений Шемякина ежегодно проходили в Париже, Токио, городах США, Италии, Англии, Израиля, Бразилии и др. странах. Произведения Шемякина имеются практически во всех крупных музеях мира. Михаил Шемякин разработал эскиз памятника, который по замыслу автора памятник называется "Детям - жертвам пороков взрослых", а в народе, его немедленно прозвали просто "памятником порокам". И неслучайно, ведь эта огромная композиция, раскинувшаяся на достаточно обширной территории, почти вся посвящена старательному, живописному изображению пороков. Их тринадцать, чертова дюжина. Они стоят полукругом, возвышаясь, как бы нависая над двумя детишками, мальчиком и девочкой. У детей глаза завязаны, а руки вытянуты. То ли они играют, то ли что-то ищут. Создается жуткое впечатление: полукруг пороков наступает на маленьких, беззащитных детей, находящихся в центре композиции. Получается, что пороки большие, а дети маленькие и поэтому выходит, что памятник поставлен не детям, а пророкам. Это произведение искусства получило огромный резонанс в обществе, обсуждалось на различных конференциях, форумах, нашлось много недовольных. Как график Михаил Шемякин создает произведения с резким противопоставлением светлого и темного. Это живопись с "чертовщинкой", борьбой темных и светлых сил производят впечатление феерии, карнавала, не зря многие работы автора посвящены этому древнему празднику.