Смекни!
smekni.com

Образы Бога и Дьявола в живописи ХХ-ХХI века (стр. 9 из 10)

Как и в кинематографе, сети интернет, архитектуре, так и в живописи к XX веку многое меняется, хотя образы Иисуса выполняются в более каноничном виде, нежели образы Бога-отца. Так же существует большая разница между работами художников XX и XXI века. На современных выставках (последние 5 лет) художники представляли отдаленные от канона образы Христа, Бога, Дьявола.

На выставках была дана возможность представить себя Христом (что говорит об эгоизме нашего общества), также можно было попытаться разглядеть образ Бога-сына в инсталляции с рыбой, которой отрубают голову. В последнем случае Иисус показывается через вполне устойчивый символ, но в то же время в совершенно ином облике. Может подобно Ницше, который когда-то сказал о том, что мы убили Бога, автор хотел показать, что мы до сих пор убиваем Христа, убиваем религиозность. Можно сказать, что если в современном обществе есть спрос на «популяризованного» Христа, то соответственно есть и предложение. С одной стороны человек все более упрощает образы Бога и Дьявола, а с другой все более их усложняет и все дальше отходит от канонических изображений. Но в то же время, например плакат под логотипом «Coca Cola»: «This is my blood» на котором изображен Иисус, как поп- герой, выступает как бы в укор самому себе, ведь под этим плакатом подразумевается упрек потребителям, доверяющих коммерческой рекламе, в том, что для нее товары типа «Кока-колы» заменили собой святыню, логотипы известных фирм превратились в сакральные тексты, а само потребление материальных благ - в подобие сакрального таинства.

Если рассматривать образы наиболее каноничные, можно отметить работы Сальвадора Дали, отчасти Ренато Гуттузо, Марка Шагала. У этих художников сам лик Христа немногим отличен от канонического изображения, но в то же время кардинально меняется расположение образа на картине, а также обстановка вокруг него (хотя «Гиперкубическое тело» Сальвадора Дали каноничным не в коей мере назвать нельзя).

Дьявол в современной культуре изображается со многими атрибутами, присущими ему еще с древних времен, это и рога, копыта, длинные хвосты. уродливые морды и все это с обилием шерсти. Образ дьявола наиболее часто встречается в жанре фэнтези, а так же в компьютерных играх, в обоих случаях существует масса вариаций на тему Сатаны и его приспешников, они могут наделяться какими-либо атрибутами, будь то магическое умение или лишняя пара рогов, но выявить образ Дьявола всегда можно с легкостью. В современной массовой культуре дьявол иногда не изображается напрямую, а лишь подразумевается, например, под пороками, под какой бы то не было распущенностью и падением нравов в современном мире. Особенность жанра фэнтези состоит в том, что даже положительные персонажи наделяются демоническими чертами.

Как Бога, так и Дьявола художник XX века может изобразить в виде набора символов, графических фигур, примером тому могу послужить картины Макса Эрнста и Паула Клее.

В современном мире для изображения Бога, Дьявола нет никаких границ, современная культура позволяет нам самим выбирать, как мы видим эти образы, а средства массовой информации доносят наши «шедевры» к огромному кругу зрителей, к массе, которая уже решает признать тебя как великого художника, либо отвергнуть.

В настоящее время, кроме устоявшихся образов, Бога может олицетворять абсолютно любой объект. Кто-то считает, что это зеркало, кто-то, что треугольник, иные усматривают Бога в музыке. Так, например, символическое изображение Христа, как рыбы дошло и до наших дней, но довольно в преобразованном виде, теперь это не просто рисунок на стене, а целая инсталляция поражающая своей реалистичностью.

За многие века меняется и образ Господа, и его восприятие, так например, в Византии – Бог – вседержитель, во времена готики – страдающий мессия, в эпоху возрождения – идеал красоты и величия. В искусстве 20 века, такой определенности нет, может быть каждому, что мы имеем слишком много свободы и не умеем ей правильно распоряжаться. Выявить какие-либо черты характерные черты в изображении Бога в современном мире достаточно сложно, чаще всего подразумевая Бога – изображают Иисуса, и в этих картинах мы всегда сможем различить его лик (если конечно автор хотел этого).

В 20 веке приходят такие направления как экспрессионизм, кубизм, сюрреализм. В каждом из этих направлений, носивших абсолютно светский характер, были художники, обращавшиеся к образу Христа. И у каждого из них Его образ не связан с предыдущей традицией, словно в Новое время каждый хотел иметь своего Христа. У Поля Гогена Христос мужиковатый и грубый, как бретонский крестьянин. У Сальвадора Дали Христос вполне гармоничен, но весь антураж его картин похож на кошмарный сон, в котором распадается в воздухе, словно от взрыва, крест («Гиперкубическое тело») или растворяются, как в кислотной среде, стены дома («Тайная вечеря»). Христос у Марка Шагала — это еврей, гибнущий в огне холокоста, принимая на Себя все страдания человечества. Канонические изображения претерпели уже множество изменений, это и отход от идеи Христа, как композиционного центра, и радикальная смена окружающей обстановки Иисуса, она больше не вызывает умиротворения, а подталкивает на действия. Уже к концу 20 века, к началу 21 становится сложно выделить какие-то общие черты в изображении Бога. И живопись и скульптура и кинематограф представляют нам массу различных образов, символов, своих ассоциаций, через которые пытаются показать нам Бога, каждый своего.

В мае 1982 года в Ватикане был образован Папский совет по делам культуры. Цель его - способствовать продуктивному диалогу Церкви с культурой, ориентировать культуру на поиски истины и истинных ценностей. Политика католической церкви заключается в желании вернуть Церкви былую славу покровительницы художников и искусства. Церковь отстаивает представление о том, что от Средневековья до наших дней религиозные ценности продолжают оставаться источником художественного творчества. С этой целью в Ватикане был создан Музей современного искусства. Основой музейной коллекции стали произведения с выставки современного религиозного искусства, организованной в 1973 году в Сикстинской капелле. В экспозиции были представлены произведения наиболее известных мастеров XX века: П. Гогена, А. Матисса, М. Шагала, Р. Гуттузо, Ф. Лете, П. Пикассо, С. Дали и других.

В современной живописи и графике отчетливо просматриваются два направления в развитии религиозной тематики. Одно из них - обращение к религиозному сюжету как к первоисточнику в авторской интерпретации и стилистики другое направление представляют художники, которые включают в композицию своих произведений уже известные образы искусства: иконы, памятники архитектуры и пластики, соединяя их со своим видением сюжета и вводя каноническое изображение святых. Произведения на религиозную тематику широко экспонируются на современных выставках, активно входят в быт.

Обращение художников к вечным темам, сюжетам и образам, возможно, является своеобразным поиском точки опоры в современном мире.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Ангелы в искусстве: Европейские художники/Сост. Э. Сандалова. - М.: Издательский дом «Крон пресс», 1997.-71с.

2) Антонова Ольга Абрамовна. Католицизм и искусство XX век. - М.: Мысль, 1985. - 175с.

3) Антонова Ольга Абрамовна. Современное зарубежное искусство о христианском гуманизме. – М.: Знание,1989. - 60с.

4) Батракова Светлана Петровна. Искусство и утопия. – М.: Наука, 1990. – 300с.

5) Бернен С.. Мифологические и религиозные мотивы в европейской живописи. – СПб.: Академический проект,2000. – 300с.

6) Библейские и мифологические сюжеты/Сост. Гвоздкова и др. – М.: Русское энциклопедическое товарищество,2002. – 32с.

7) Гентфюрер – Триер, Анна. Кубизм. М.: Арт-Родник,2005. – 65с.

8) Гибсон, Ян. Безумная жизнь Сальвадора Дали. – М.: Арт-Родник,1998. – 734с.

9) Дешарн Роберт и Никола. Сальвадор Дали. Пер. Серафима Савич. - М.: Эдита,1994. – 85с.

10) Дзери, Федерико. Сальвадор Дали. М.: Белый город,1998. – 48с.

11) Европейская живопись XII – XX веков. Энциклопедический словарь/Сост.Т.С. Воронина и др. М.: Nota Bene,1999. – 527с.

12) Живопись и кино: 1924 – 1991/Сост. Ж. Брето – Скира и др. М.: Музей кино,1994. – 48с.

13) Западное искусство XX век./Сост. Б. И. Зингерман. СПб.: Дмитрий Буланин,1999. – 218с.

14) Камминг, Роберт. Живопись. М.: Слово,1999. – 104с.

15) Керист, Хуан Эдуардо. Словарь символов М.: RELF – book,1994. – 603с.

16) Ковальский Н.А. Европа, культура, христианство//Свободная мысль,1995. - №6.

17) Кристиан, Джон. Символисты и декаденты. М.: Искусство,2000. – 40с.

18) Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии,1993. - №3.

19) Майнапар Александр Евгеньевич. Новый завет в искусстве. М.: Крон – Пресс,1998. – 349с.

20) Мерфи, Ричард. Мир Сезанна. М.: Терра – Книжный клуб,1998. – 191с.

21) Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Сов. энциклопедия,1992. – 1390с.

22) Одинцов М.И. Государство и церковь. М.: Знание,1991. – 90с.

23) Писманик М.Г. Религия в истории и культуре.– Пермь: Книжный мир, 1995.– 304 с.

24) Разлогов К. Боги и дьяволы в зеркале экрана. – М. Политиздат 1987 г. – 224 с.

25) Сандулов Ю. Дьявол. Исторический и культурный феномен. – СПб.: Лань, 1997. – 192 с.

26) Ульрих Бишофф. Макс Эрнст. Пер. Е.Г. Лейтес.-М.:Арт-Родник,2005. – 62с.

27) Фетисов Игорь Викторович. Западноевропейская живопись XX века. М.: Изобразительное искусство,1998. – 63с.

28) Ходаковский Евгений. Немецкая живопись. СПб.: Аврора,2002. – 286с.

29) Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон – пресс,1997. – 656с.

30) Шеваль, Дени. Пауль Клее. М.: Слово/Slovo, 1995. – 96с.

31) Шедевры искусства 20 века/Пер. с англ. Е.С. Гордон.- М.: АСТ-ЛДТ, 1996. - 511с.

32) Энциклопедический словарь живописи/Под ред. М.Лаклотта. М.: Терра,1997. – 1134с.

33) Энциклопедия живописи/Под ред. Н.А. Борисовской. М.: АСТ Трилистник,1997. – 521с.

34) Якимович Александр Клавдианович. Восстановление модернизма. М.: Галарт: Олма-пресс,2001. – 174с.

35) Якимович Александр Клавдианович. Магическая вселенная. М.: Галарт,1995. – 168с.