Смекни!
smekni.com

Основные принципы протестантизма, утвержденного Реформацией (стр. 2 из 3)

Курфюрст Саксонский, покровитель Лютера, тайно поместил его в отдаленный замок Вартбург, где теоретик Реформации занялся переводом Библии на немецкий язык. Когда император Карл V потребовал от князей Империи преследовать ересь Лютера и восстановить в своих землях католическое богослужение, 5 князей и представители 14 городов заявили протест, утверждая, что в вопросах совести невозможно подчиняться решению большинства. Их, а позднее и всех сторонников Реформации, стали называть протестантами.

В отсутствие Лютера в Виттенберге развернулось бюргерское движение во главе с Андреасом Карлштадтом и Габриэлем Цвиллингом, вылившееся в погром католических храмов. Таким образом, идея «духовного мятежа» (мирного пути Реформации) не получила широкой поддержки среди населения. В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном подняли восстание с целью возвышения рыцарства, провозгласив себя последователями Реформации.

Таким образом, стремления Мартина Лютера осуществить Реформацию мирным путем потерпели крах. Конфликт католиков и протестантов привел к войне в Германии, итогом которой стало заключение Аугсбургского религиозного мира в 1555 году, наделившего князей правом определять религию своих поданных по принципу: «чья власть, того и вера». Этот мир был непродолжительным: длинный ряд религиозных войн закончился лишь в 1648 году Вестфальским миром. Реформу Церкви на лютеранских началах провели монархи Скандинавских стран, став главами реформированных Церквей.

Лютеранские церкви иногда называют евангелическими, а также Церквями Аугсбургского исповедания (исповедание, ставшее первым официальным вероучительным документом лютеранства, было принято в 1530 году). В лютеранстве сохраняет силу принцип свободы личного толкования Писания, но на практике при рассмотрении конкретных вопросов вероучения большое значение имеет авторитет университетских богословов и предшествующий опыт лютеранских Церквей. Обряд конфирмации (обычно проводящийся в возрасте 14 – 16 лет) не рассматривается как таинство. Пасторы избираются общиной. Что касается богослужения, оно сохранило многие внешние атрибуты католичества, в том числе использование свечей, особое облачение духовенства; разрешена церковная живопись [5, c. 350].

Реформация в Германии не привела к полному освобождению от курии, к политическому единству. Более того, Реформация во многом послужила усилению раздробленности Германии. Тем не менее, деятельность Мартина Лютера высоко оценена его последователями, которые считают его первопроходцем в освобождении верующих от нравственного гнета католических догматов.

3. Реформация в Швейцарии: У.Цвингли и Ж.Кальвин

Начавшись в Германии, Реформация вскоре охватила Нидерланды, Англию, Францию, Швейцарию. Однако не во всех странах реформа церкви проводилась по лютеранскому образцу. Если Мартину Лютеру не удалось преобразовать иерархическую систему немецкой церкви, это смогли сделать реформаторы в Швейцарии. Экономическое и политическое положение Швейцарии во многом напоминало состояние Германии накануне Реформации. Швейцарские кантоны, хотя номинально и входили в Священную Римскую империю германской нации, в действительности были независимыми государствами, объединенные в союз для обороны. Кантонами управляла олигархическая верхушка из дворян, наживаясь на поставке швейцарских солдат-наемников иностранным государствам, что вызывало недовольство швейцарского бюргерства. Из-за нехватки работы наёмничество стало своеобразным промыслом швейцарцев. Сильные позиции в Швейцарии имела католическая церковь.

В Швейцарии возникло два других протестантских направления. Одно из них возглавил цюрихский священник Ульрих Цвингли (1484 – 1531), другое – действовавший в Женеве французский юрист, богослов, литератор Жан Кальвин (1509 – 1564). Во второй половине XVI веке после гибели У. Цвингли последователи обоих направлений объединились в одно течение – кальвинистов.

Объединению лютеранства с цвинглианством и кальвинизмом помешало непризнание последними реального присутствия Христа в Евхаристии. Кальвин рассматривал евхаристические хлеб и вино как символы духовного присутствия Христа, а Цвингли – лишь как символы тела и крови (по Цвингли, Христос, находясь на небесах, не может одновременно присутствовать в Евхаристии).

У. Цвингли не признавал ничего, что нельзя было, по его мнению, обосновать свидетельством Священного Писания, и потому отвергал церковную иерархию, монашество, поклонение святым, целибат. В то время, как Лютер охотно шел на союз с князьями, Цвингли был сторонником республиканизма.

Что касается Ж.Кальвина, он был аскетом, желая, чтобы люди проводили больше времени в размышлениях о Священном Писании, пребывали в постоянном страхе перед грехом. В своих теоретических взглядах он исходил из того, что в мире властвует абсолютное божественное предопределение. Судьба каждого человека предопределена заранее, и ничто не может изменить предначертанное. Кальвин полагал, что еще в своей земной жизни человек способен узнать, избран ли он или обречен. Определяющим показателем считался успех в мирских делах. Отсюда стремление добиться наивысшего успеха в своей профессии.

Что касается организации кальвинисткой церкви, ее основу составляла община верующих, которые самостоятельно избирали пресвитеров. Они руководили жизнью общины, строго следили за соблюдением моральных заповедей и нравственностью ее членов. Проповедники-пасторы избирались из наиболее образованных членов общины. Пресвитеры и пасторы составляли консисторию – орган, руководивший духовными и светскими делами общины. Для решения теоретических вопросов веры собирались съезды кальвинистских пасторов – конгрегации. Независимость общин от какой-либо верховной власти, принцип выборности делали кальвинистскую церковь более демократичной, нежели католическая и лютеранская.

Идеи Жана Кальвина имели большой успех в основном среди городского населения Европы, получив распространение в Нидерландах, на юге Франции, в Англии, в ряде немецких княжеств [6, с. 428].

4. Влияние реформационных процессов на развитие капиталистических отношений в Западной Европе

Анализ влияния протестантизма на становление капитализма был проведен немецким социологом, историком культуры Максом Вебером в знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма». Для характеристики капитализма Вебер использовал известную проповедь Бенджамина Франклина: «Помни, что время – деньги…деньги по природе своей плодоносны и способны приносить новые деньги…помни пословицу: кто пунктуально отдает долги – хозяин чужих кошельков … кто зря тратит один грош в день, тот в год тратит бесплодно шесть фунтов стерлингов, тот, кто бесплодно растрачивает время стоимостью в 5 шиллингов, тот теряет 5 шиллингов и мог с тем же успехом бросать их в море…» [7, с.304].

Протестантская этика – идеал философии скупости. Все нравственные правила имеют утилитарный характер: честность полезна, ибо она приносит прибыль (а также трудолюбие, добропорядочность, прилежание). Высшее благо этой морали, отмечает Вебер, состоит во все большей наживе, при отказе от даруемого деньгами наслаждения, в рационализации жизни. Кальвинизм провозгласил этику, сочетавшую набожность, самоограничение, упорный труд, бережливость, оправдание богатства. Такая этика как нельзя лучше отвечала интересам бюргерства эпохи раннего капитализма, которое считало пышные богослужения расточительством и было заинтересовано в постоянном приращении денежных средств с тем, чтобы вкладывать прибыль в производство, постоянно увеличивая его объемы.

Кроме того, протестантизм утверждает, что мирская жизнь в глазах Бога важна так же, как и монашеская. Любая профессия – призвание от Бога, и человек должен выполнять свою работу как религиозный долг. Учение Кальвина о предопределении заставляло его последователей постоянно беспокоиться о том, относятся ли они к избранным. Взаимоотношения Бога и человека определены предельно жестко – есть избранные и неизбранные, ничего изменить нельзя, но ведь можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо исполнять профессиональный долг и избегать наслаждений – и в совокупности это приведет к приращению богатства.

Опираясь на Ветхий Завет, Кальвин считал знаком избранности успех в делах, в том числе и материальный. Но христиане не должны были праздно наслаждаться нажитым богатством, напротив, они должны расширять дело, заниматься благотворительностью.

Такое отношение к жизни порождает дисциплинированность, предприимчивость, инициативность, стремление к успеху. Для рационального капиталиста деньги превращаются из цели в средство, главное для него – создание промышленного предприятия для выпуска новых товаров, создание новых рабочих мест, совершенствование средств труда.

Кроме того, считается, что протестантизм заложил основы современного общества потребления с его обожествлением материальных ценностей и непрерывной жаждой удовлетворения материальных потребностей. По Максу Веберу, безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того его «духу». Капитализм можетбыть идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регламентированию. Капитализм безусловно тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности. И таковым он должен быть. Ибо в рамках капиталистической системы хозяйств предприятие, не ориентированное на рентабельность, неминуемо осуждено на гибель [8, с. 47].