Смекни!
smekni.com

Происхождение ислама (стр. 2 из 3)

Наряду с Кораном важной частью религиозной литературы мусульман является Суина (Сокна), состоящая из священных преданий (хадисов) о действиях и поучениях пророка Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX в. мусульманскими богословами. Однако не все мусульмане признают Сунну; признающие ее называются суннитами и составляют значительное большинство в исламе[3,180].

В исламе вся жизнь человека рассматривается как служение богу. Мусульманин, по Корану, должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах, что земная жизнь дана человеку для приготовления себя к загробной жизни, которая дает испытания, предпосланные свыше; что каждый имеет божественное предопределение, предназначенное Аллахом; что праведники, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, а грешники — гореть в геенне. Мухаммед был посланником-пророком Аллаха, хотя до него на землю были посланы и другие пророки — библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их.

Аллах — высшее существо, обладающее человеческими моральными качествами, поэтому наиважнейшим догматическим и моральным предписанием в Коране является полная и безоговорочная покорность человека воле Аллаха. Он то гневается на людей, то прощает их; кого-то любит, кого-то ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к безнравственности и загробным мучениям. Тем не менее Аллах в Коране многократно именуется милостивым, прощающим и пр.


МУСУЛЬМАНСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ. КУЛЬТ. ОБРЯДЫ

В исламе отсутствует идеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Аллахом. Мусульманство, в отличие от других религий, не ставит таких задач, как самосовершенствование личности, оно требует только акта безусловной преданности Аллаху — верующий на протяжении всей своей жизни должен действовать именем Аллаха и для Аллаха, жить соответственно божественным заповедям. Ислам — религия с неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования, она, с точки зрения христианства, не позволяет верующему наполняться внутренним содержанием, смыслом и целью.

Для ислама характерна сложная обрядность. В богослужебном ритуале большое внимание уделяется чтению Корана, обязательна также ежедневная пятикратная молитва (намаз) в установленные часы, ритуальное омовение перед молитвой, налог (закят) в пользу бедных, ежегодный ноет (ураза, в десятом месяце — рамазане) в течение всего месяца и паломничество (хадж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен совершить хотя бы раз в жизни[5,327].

Каждое из этих предписаний допускает некоторые «смягчения», санкционированные духовенством; это связано с тем, что ритм современной жизни сильно изменился и не каждый мусульманин, работающий в организации со строгим распорядком дня, может позволить себе совершать пятикратные намазы; при отсутствии воды для омовения можно использовать песок или пыль; соблюдение поста необязательно для больных, путешественники могут и должны отслужить пост позже, сохраняя то же количество дней, которое установлено обрядом.

Мусульманская религия пропагандирует среди верующих священную войну за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить исторически обусловленные потребности арабов в объединении и освоении новых земель. Коран призывает воевать с многобожниками, истреблять их, грабить их дома в течение восьми месяцев в году (четыре месяца «запретные»). В этих «призывах» ярко проявляются фанатизм и нетерпимость к иноверцам. Некоторые мусульманские богословы и светские ученые по-разному толкуют заповедь джихада. В Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам относятся последователи племенных и политеистических культов. К людям же, «имеющим писание», то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, «которым ниспослано писание», — с иудеями и христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины. Говоря простым языком, ислам ведет своих последователей к слепой, некритической приверженности нормам морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и инакомыслящим, исключающей всякий диалог с ними[5,328].

В Коране есть указания, касающиеся семейно-брачных и имущественных отношений, торговли и ростовщичества, приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина.

В семейной морали и во взгляде исламской религии на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. В Коране множество стихоз (аятов) посвящено женщинам. Женщина - подчиненное существо, созданное Аллахом как источник наслаждения для мужчин: «Мужья стоят над женами потому, что Аллах дал одним преимущество перед другими» или «Женитесь на тех, кто приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех», «на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы». В Коране говорится и о затворничестве женщины, ношении паранджи, чадры, яшмака, но это не является специфическим исламским нововведением. Но все же Коран, по сравнению с патриархальным обычным правом, несколько облегчил положение женщины.

Коран подтверждает и узаконивает сословное неравенство, а также освящает частную собственность. Все мусульмане равны перед Аллахом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. При этом установлен обязательный налог в пользу бедных, призванный смягчать имущественные противоречия. Торговая прибыль объявляется вполне законной, но ростовщичество осуждается: «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество». Такое указание, по-видимому, является результатом компромисса между интересами, с одной стороны, торговцев, с другой — земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы[5,328].

Отсюда видно, что в основе ислама лежит простая и грубая идеология, понятная широкой массе верующих, особенно для кочевников и земледельцев Азии. Но при том, что новая религия сплотила воюющие племена, она же и обострила национальные противоречия в Аравии; в мусульманской религии произошел раскол, что способствовало возникновению множества течений и сект, главными из которых стали суннизм и шиизм. Несмотря на обилие в исламе различных течений, все мусульмане вес же принадлежат к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями и обычаями, общей историей и общими современными интересами.


РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ

Самый ранний и наиболее крупный раскол был вызван появлением шиизма («шия» в переводе с араб. — партия, секта). Шиитское движение породило недовольство персов к арабам-завоевателям, то есть это было своего рода первое проявление антиарабского движения в Иране.

В шиизме верят, что законными преемниками пророка Мухаммеда — имамами — могут стать только его кровные потомки, а «избранные» общиной халифы незаконны. Отсюда и отвержение шиитами Сунны, составленной при первых халифах из преданий о пророке. Шиизм дал еще несколько течений, господствующим из которых стало течение, признающее одиннадцать имамов - потомком Али; двенадцатый имам, по преданиям, таинственно скрылся еще в IX в., но скоро должен объявиться как спаситель мира — махди. Это течение очень быстро распространилось в Иране и с начала XVI в. стало там официальной государственной религией.

Другие ответвления шиизма оформились в разнообразные секты. Так, исмаилиты (по имени ее основателя Исмаила, VII в.) сегодня обитают в горных районах Афганистана, Бадахшапа и др. Религия исмаилитов основана на местных народных домусульманских учениях и верованиях.

Исмаилитская секта, в свою очередь, дала толчок для образования групп карматов и ассаеннов, а также последователей халифа Хакима, известной до сих пор как друзы (о Ливане) [4,215].

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большое количество мусульман, называется суннизмом. Его сторонники признают законность сунн. От суннизма образовалось мутапилитское течение (VIII — IXвв.). Эти сектанты утверждали, что Коран написан людьми, доказывали «справедливость» бога, наличие свободной воли у человека. Но в конце IX в. в халифате взяло верх реакционное фанатичное духовенство и мутазилиты подверглись преследованию. Учения этой секты повлияли на дальнейшее развитие мусульманского богословия.

В правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии. Школа маликитов, близкая к школе ханбалитов, получила господство в Северной Африке. Две другие школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского миpa, имеют более свободное толкование учения.

В тот же период в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма («суфи» — грубая шерстяная ткань). В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не предавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством, придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. На основе суфийского учения стали образовываться ордена странствующих монахов (дервишей), представители которых вскоре превратились в шарлатанов, обманывающих и обирающих народ [4,215].