Смекни!
smekni.com

Религия в контексте общества потребления (стр. 7 из 9)

Для New Age характерно тяготение совмещать несовместимое и рационализировать иррациональное. Ньюэйджеры стремятся придать вес своему учению не только с помощью философских обоснований и мистических практик, но и обращаясь к науке. Даже в физике пытаются отыскать "принцип дао". Движение претендует на "синтез между научной мировой цивилизацией и универсальной трансцендентной религией", - по словам его идейного вдохновителя Кристофера Доусона. То, что идея установления связей между научными открытиями и мистикой принадлежит движению New Age, не удивительно, ведь это возможно только в его мировоззренческой системе.

В основе космоса лежит изначальная единая энергетическая структура. Это и есть, согласно New Age, божество, божественная энергия. Значит, то, что открывается в религиозном опыте, хоть и высшая, но все же составляющая этого, материального мира. Духовное бытие, качественно, онтологически иное по отношению к физическому, отсутствует в системе New Age. По большому счету, нет мира духовного, есть только материальный. А значит, то, что переживают мистики религии, становится объектом изучения ядерной физики. Духовный мир можно зафиксировать, поставить над ним опыт, то есть изучать с помощью средств чисто посюсторонних. Он дан нам в ощущениях, хоть и вооруженных техникой - таков радикальный позитивизм от New Age.

В мире New Age нет места тайне, все рано или поздно, познаваемо. В такой системе Творец оказывается лишней "идеей", ведь человек может собственными усилиями влиять на окружающую действительность. Например, произвести некоторые манипуляции над водой и изменить её структуру. Будет ли осуществляться такое "освящение" с помощью молитвы или экстрасенсорного воздействия - не важно, ведь в идеологии "Нового века" выбор технологии не имеет принципиального значения.

Парадоксально, но, несмотря на радикальное расхождение с мировоззрением христианства, идеи соединения науки и мистики от New Age прижились и на православной почве (популярность среди верующих М. Эмоту с его теорией памяти воды), такие излюбленные им понятия как энергетика и аура.

А вот еще риторика во вкусе New Age: все состоит из вибраций - космос, земля, люди и животные, вибрации порождают "звук мира". Подобное мы можем встретить в герметическом оккультизме. Алхимики и маги полагали, что грубая материя и чистейший Дух всего лишь два полюса одного и того же мира, разница между которыми определяется характером вибраций единой мировой субстанции.

Как было уже сказано, неотъемлемой чертой "Нового века" является его противопоставленность христианству и полемика с ним. Попробуем оценить, убедительна ли его доктринальная позиция в этом вопросе. В целях пропаганды своих идей New Age стремится показать, куда катится этот мир, полный вражды, насилия и глобальной несправедливости. Причем, в этом его состоянии оказываются виноваты традиционные религии, и главным образом христианство.

Основными идеями подобного агитационного материала являются идеи антипатриотизма и воинствующего пацифизма. Желающим принять "веру" "Нового века" будет предложено несколько правил, которым нужно следовать в повседневной жизни, например, не смотреть теленовостей и не читать газет, участвовать в массовых мероприятиях New Age и т.п.

В своих целях New Age эксплуатирует самые острые и волнующие темы современности, актуализацию которых приписывает себе: внутренняя и международная политика, загрязнение окружающей среды, истощение запасов энергетического сырья, экономическая несправедливость. А в последнее время - это, как нетрудно догадаться, глобальный экономический кризис, события 11 сентября, влияние медийной среды, и в связи с этими проблемами, обличение институтов власти, официальных и теневых. Агитационный продукт создает впечатление неопровержимого факта, которое распространяется на утверждения дискредитирующие христианство. Наука доказала, что Бога нет - вот суть рассуждений New Age на эту тему. Человеку необходимо отказаться от христианства, - говорит New Age, - как от мифа, подавляющего истинное осознание человеком самого себя.

Однако, христианство совершенно не отрицает того, что человек удивителен, необычайно силен и прекрасен, даже более, нежели предполагает New Age, потенциально он обладает всеми возможными совершенствами. Но христианство, в отличие от New Age, реально и зрело смотрит на вещи, на состояние природы человека: в своем номинальном состоянии он не совершенен и не самодостаточен - Бог является источником бесконечных даров. Но в пылу полемики ньюэйджеры принимают свои фантазии за неоспоримый факт. В библейском повествовании и вообще в христианстве они видят лишь астрологические символы, которые якобы не были поняты христианами. Библию объявляют смесью астрологии с мифологией. Историческую реальность Христа вообще отрицают и утверждают, что "христианская доктрина" была сформулирована лишь на I Вселенском Соборе в 325 г. История предшествующих веков христианства в упор не замечается проповедниками New Age. В поиске смыслов, сокрытых от толпы и открытых узкому кругу избранных, проявляется гностическая специфика его доктрины - подобным идеям столько же лет, сколько и самому христианству.

Вывод о мифическом происхождении христианства ньюэйджеры делают из того, что многие символы, присущие христианской религии обнаруживаются в предшествующем религиозном опыте человечества и в явлениях природы. Например, символика чисел, креста, соляризация богов, культ умирающего и воскресающего бога, дающего в пищу людям свою плоть и т.д. Значит, делает вывод New Age, христианство - сплошное заимствование из языческих религий.

Все выглядит вполне логично. Но с точки зрения христианина важны не символы сами по себе, его также не интересует их происхождение и древность, а только то, а точнее, Тот, Кто через них Себя являет, проявляет в мире, Кто сделал их Своими, являющими реальность иного бытия. Для христианина символ - онтологически присущая миру реальность, он не выдумывается, а изначально заложен в структуре мироздания Творцом и промыслительно открывается человеку. Символ воспринимается в христианстве как откровение Божие, послание, обращенное к сознанию. Весь космос имеет смысл как существующий для человека, как система символов, в которых в тварных проявлениях открывается ему Бог. Во Христе раскрывается смысловая полнота символов, исторически присутствующих в человеческом роде. Эта их всеобщность, которая сходится во Христе, как в фокусе, поражает взгляд христианина и говорит ему о действии Бога в истории. Христос есть исполнение чаяний, как иудеев, так и язычников, античной философии и учености, Он - есть высший универсальный Смысл и Истина - в этом и суть того, что стремилось донести человечеству христианство с первых веков своего существования. Поэтому, более вызывающе по отношению к христианству выглядят не обвинения и "компромат" "Нового века", а следующие обстоятельства.

Многообразие вер и духовных практик ставит человека перед неизбежностью подвига поиска истины, выбора и ответственности вечной участью за своё решение. Но современный индивид, принадлежащий обществу потребления, совершенно к этому не склонен. Психология "фаст-фуда" и супермаркета, глубоко укорененная в сознании индивида, заставляет реализовывать те же подходы и в религиозной сфере. Она располагает к легкому решению "духовного вопроса", требует быстрого, удобного и разнообразного удовлетворения духовных потребностей без затрат времени и сил на выяснение истины. Проблема выбора, сопряженная с проблемой истины, снимается с повестки дня и объявляется несуществующей. И уж тем более удовлетворение духовных потребностей не должно быть сопряжено с неприятными для такового индивида факторами. Поэтому, идея раскрытия собственных божественных возможностей, иллюзия человеческого всесилия для него, безусловно, привлекательнее, чем познание своего реального состояния, с его грехами и несовершенствами.

В мире массовой культуры не замедлил появиться и массовый культ, который предоставил носителю массового сознания требуемый синтез прагматизма и мистицизма. Начав с протестной контркультуры, New Age стал индустрией, которая превращает всё, что попадает в её орбиту, в элементы массовой культуры. Предельное устремление "духовной" индустрии - улучшение качества жизни, какими бы промежуточными целями она ни руководствовалась - повлиять на жизнь мира или обострить его восприятие. Все идеи, позаимствованные New Age, независимо от того, восходят ли они к философским взглядам прежних эпох или восточным культам, адаптируются им под вкусы современного индивида и его психологию. Так, доктрина реинкарнации и кармы, ужасающая для индуса и буддиста, в New Age приобретает романтический и оптимистический характер путешествия во времени и приключений души в разных телах.

В New Age трансформируется и гностическая идея элитарного тайного знания, открытого только узкому кругу посвященных. Теперь в "тайную доктрину" может стать посвященным любой желающий, имеющий минимум средств и времени на покупку соответствующей литературы или посещение сайта в Интернете.

Эволюционизм предстал в неожиданном ракурсе эволюции от человека к богу, причем исключительно за счет его собственных человеческих усилий. При всем при этом горизонтальная сетевая структура New Age ни к чему не обязывает: если надоела одна практика, идея, группа, её можно сменить на другую - в идеологии New Age все средства хороши. Возможно и создание собственной религиозной системы на основе нескольких существующих. Такой индивидуальный синкретизм характерен для человека "супермаркета", наполняющего свою корзину предметами различного целевого назначения. Эту подвижность индивида исследователи обозначили как феномен религиозной мобильности и отметили его соответствие культурным ценностям нашего времени.