Смекни!
smekni.com

Религия в контексте общества потребления (стр. 9 из 9)

При рассмотрении "прочтения" человеком визуальных религиозных символов в потоке рекламной информации можно выделить основные модели осознания им символа:

Человек находится в "поле символа" (физически или психически), не осознавая смысла этого символа, хотя и будучи под воздействием этого символа как "знаковой вещи". В этом случае человек не осознает, что данный образ - символ.

Человек находится в "поле символа" и осознает действие силы этого символа на свое сознание. В таком случае человек будет в состоянии контролировать свои психологические установки, на которые идет сильное воздействие, и потому осознавать свою реальную потребность в том, что ему предлагает реклама с помощью символа.

И, наконец, человек может, не находясь в "поле символа", понимать его смысл.

Таким образом, использование религиозных визуальных символов в такой сфере современного коммуникативного процесса как реклама позволяет влиять на сознание человека, который находится под воздействием символа, но не может контролировать свои психологические установки. При этом визуальный религиозный символ формирует отношение человека к тому или иному товару, и, шире, к общественным ценностям и моделям.

В силу названных обстоятельств современное общество характеризуется появлением новых форм организации религии и их широким распространением. Традиционные религиозные институты под воздействием силового поля современного общества переживают значительные модификации. Церковь сегодня идет навстречу своему потребителю: таинства и священнодействия могут проводиться на дому и в удобное для прихожан время, священники освящают различные объекты светского характера. Современные религиозные организации, достаточно эффективно используют средства массовой коммуникации для саморекламы. Широко используются все возможные на сегодняшний день каналы СМИ: газеты, ТВ, Интернет. Кроме того, обсуждается возможность введения факультативного курса "Основ православной культуры" в школе, т.е. на тот контингент, который наиболее восприимчив к внушению. Все отношения в религиозных организациях строятся на коммерческой основе. Формула "деньги-товар" характерна для всех без исключения: требы, свечи, иконки, таинства и пр. имеют определенные расценки, соответствующие прейскуранты можно увидеть в любом приходе.

В заключение хотелось бы отметить, что социальный институт религии в современном мире переживает период глобальной трансформации, пытаясь найти свое место в обществе и по отношению к отдельному индивиду. Насколько эта позиция будет ориентироваться на современную потребительскую культуру - покажет время. Однако предпосылок для превращения религии в один из многочисленных объектов "купли-продажи", в "товар" сегодня в современном обществе достаточно много.

Заключение

Основываясь на задачах поставленных мной перед этой работой и в ходе решения заявленных во введении вопросов, оформились следующие выводы:

1. В ходе изучения подготовительной литературы было выявлено многообразие и неоднозначность определений различными авторами ключевой терминологии, что требовало обобщения мнений и интерпретации терминологии и общей проблематик.

2. Взаимоотношение религии и общества в современном мире, осуществляется в следующих параметрах:

В политике религия занимает позицию легитимности к наиболее весомым и обширным кругам, занимающим ключевые позиции во властной структуре, что позволяет ей расширять свои возможности во взаимодействии с определённым политическим классом.

В коммуникациях наблюдается активная интеграция религии в средства массовой информации, интернет, массмедиа. Этот интерес религии обусловлен популяризацией собственных религиозных идей, что привело к многообразию религиозных учений в современном обществе.

В современной культуре можно также выявить отпечаток многообразия духовных практик, вследствие тесной связи современного искусства и коммуникаций.

В экономике можно наблюдать двухстороннюю взаимосвязь. Которая выражается в том, что экономические структуры используют преемственность религиозной символики, в свою очередь религия использует экономические принципы для ведения, расширения и популяризации религиозных учений и собственных идей.

3. Резюмируя взаимодействие религиозных учений и современного общества, можно говорить о:

Открытости религии к потребителю.

Готовности религии к диалогу с наукой.

Направленности религии на личность.

Открытость к личному выбору, а следовательно к либерализации.

Активной популяризации и рекламе.

Готовности существовать в рамках экономических принципов общества потребления.

Список литературы

1. Кокс Х. Мирской град: секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте.

2. Лакан Ж. Семинары. Книга 17: Изнанка психоанализа (1969/70). - М.: Гнозис/Логос, 2008

3. A. B. Дьяков Философия постструктурализма во Франции.

4. Жан Бодрийяр. Система вещей. Издательство "Рудомино" Москва 2006г. [3]

5. Жан Бодрийяр. Революция неопределённости. [4]

6. Жан Бодрийяр. Общество потребления 1970. [5]

7. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества.

8. Б.В. Марков. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. Научное издание Издательство “АЛЕТЕЙЯ” Санкт-Петербург

9. Мишель Фуко. Слова и вещи. 1994 "A-cad" Санкт-Петербург 1999г.

10. Wikipedia.ru. [6]

11. Й. Кунде. Стокгольмская Школа Экономики 2005г. [7]

12. Игорь Джохадзе. ЛОГОС 5 (50) 2005г. [8]

13. Борунков Ю.Ф. Яблоков И.Н. и др. - Основы религиоведения. Высш. школа 1994г. [9]

14. Илья Ильин. Постмодернизм. Словарь терминов. Москва: ИНИОН РАН (отдел литературоведения). 2001г. [10]

15. Бергер П. Секуляризация и проблема убедительности. http://www.nuntiare.org/librory/nz_2_1. htm. [11], [12].

16. Филипп Х. Локхаас. Движение New Age. http://blagovestnik.org/books/00151. htm. [13].

17. Сафонов А.Г. Эволюция психопрактик в оккультных и эзотерических системах современности. http://www.countries.ru/library/religio/occul. htm [14].

18. Александр Мень. История Религии. Москва 2001г. [15]

19. Влияние визуальных религиозных символов в рекламной коммуникации на формирование ценностных установок потребителей. Москва 2007г. [16].

20. Смольская Е.П. "Массовая культура": развлечение или политика? М.: Мысль, 1986г.

21. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Центр, 1997г.

22. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998г. № 3.

23. Вебер М. Основные социологические понятия // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990г.

24. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000г.

25. Ильин В.И. Социальное неравенство. М.: Институт социологии, 2000г.

26. Ильин В.И. Социальное неравенство: деятельностно-конструктивисткий подход. Доклад.М., 2000г.

27. Маркс К. Экономические рукописи 1857 - 1859 годов (Первоначальный вариант "Капитала". Часть 2 // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т.46. Часть 2. М.: Издательство политической литературы, 1969г.

28. Народное благосостояние: Методология и методика исследования. М.: Наука, 1988г.

29. Типология потребления. М.: Наука, 1978г.

30. Потребности, доходы, потребление. М.: Наука, 1979г.

31. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983г.

32. Кармин А.С. Культурология.2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство "Лань", 2003г.

33. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. № 4.1992г.

34. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: 1990г.

35. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: 2004г.

36. Митрохин Л.Н. Философия религии. - М.: 1993г.

37. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. - М.: 2004г.

38. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996г.

39. Хосе Ортега-и-Гассета. Эссе на эстетические темы в форме предисловия.

40. Хосе М. Вегас. "Новая эра". Вызов христианству. “MILITIA DEI”, Санкт-Петербург, 2006г.

41. Уильям Г. Макдауэлл. Движение Новый Век. www.eresi. tora.ru

42. Делез Ж. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип: Специализированная информация по общеакадемической программе "Человек, наука, общество: комплекс. исслед. ": Сокр. перевод-реферат / Введ. М.К. Рыклина. - М.: ИНИОН, 1990г.

43. Деррида, Ж. Глобализация. Мир. Космополитизм. Пер. с фр.Д. Ольшанского // "Космополис". - 2004г.

44. Теория религии. русский перевод 2000г.

45. Вебер М. Исследования по методологии наук - М.: ИНИОН, 1980г.