Смекни!
smekni.com

Религия труда (стр. 4 из 5)

Убеждала и сама практика жизни, в которой иммигрант из Ирландии, при­бывший в Америку без гроша в кармане, Джеймс Карнеги, стал королем стали, конторский клерк Джон Рокфеллер, нефтяным королем, а механик по починке велосипедов, Генри Форд, превратился в короля американской автомобильной промышленности.

Их идеи были более весомы, чем библейские догмы, так как они подтвер­ждались самим существованием огромных индустриальных империй, которые они создали.

Форд, больше чем другие лидеры американской индустрии, сделал для пропаганды самоотверженного труда, поэзии созидания, он говорил о труде и производстве в терминах протестантизма, и в стране, по преимуществу протес­тантской, его логика была неотразима, - «Если ты рабочий, клерк, инженер, врач, юрист или полицейский, ежедневно выполняющий изо дня в день одну и ту же монотонную работу, мало чем отличающуюся от работы на конвейере. Твоя работа - это божественное провидение, это не только твой общественный долг, это твое предназначение на этой земле».

Протестантизм Форда был данью традициям прошлого, его практицизм был фундаментом будущего. Форд был одним из первых, кто увидел в исполь­зовании науки в практике производства мощный инструмент изменений, не только изменений индустриальных, но и изменений самого общества. Наука не только должна создавать новую технологию, новые машины. Наука должна по­мочь организации всего процесса труда.

В чем цель научной организации труда? Сведение всего многообразия че­ловеческих отношений на предприятии к единым для всех нормам. Научная ор­ганизация труда это формализация, бюрократизация трудовых отношений, бла­годаря которой можно добиться тотального контроля над производством и ра­ботником.

В труде ремесленника существовал немалый элемент непредсказуемости, его эффективность определялась индивидуальностью работника, а деловые от­ношения, складывающиеся на основе человеческих пристрастий, чувств, эмо­ций, были неопределенны и неконтролируемы.

Следствием индивидуализированного подхода была низкая производи­тельность труда. Поиск каждым работником оптимальных форм индивидуально приводил к большим тратам средств и времени, так как каждое решение было уникальным, характерным только для данного работника, и поэтому неэффек­тивным.

Ремесленное хозяйство базировалось на многообразных персональных контактах, которые требовали постоянной импровизации в принятии разнооб­разных решений.

Научный же подход сводит многообразие к единству, выявляя в бесконеч­ном разнообразии то, что в нем есть общее.

Наука, использованная в организации трудовых отношений, применила единый, не изменяющийся, общий для всех параметр – количественную оценку задач, операций и результатов труда. Существует широко распространенное мнение, что бюрократия направлена против интересов людей. Долой бюрокра­тию - лозунг бунта против порядка, который не учитывает индивидуальные осо­бенности людей. Но в массовом производстве индивидуальный подход стал не­возможен, он противоречит основному принципу массового производства - уни­фикации всех форм отношений.

Результатом бюрократизации стал неизмеримо большая производитель­ности труда, нежели в персонализированном процессе, что привело к невидан­ному в истории роста благосостояния индустриальных стран. С другой стороны работник должен отказаться от своей индивидуальности, стать не размышляю­щим винтиком машины, и выполнять работу, так же точно и вовремя, как и ма­шина? Система превращения человека в винтик была разработана Фредериком Винслоу Тэйлором, основоположником идеи научного управления. Генри Форд начал широко применять систему Тэйлора.

Стахановское движение в Советской России, которое также использовало методики Тэйлора, имело ту же цель, повышение производительности труда, хотя внешние формы его были другими. Американский менеджмент, также, как и советские командиры производства, были вынуждены отказаться от системы Тэйлора – в ней была слишком наглядна ее цель - «выжимание пота», интенси­фикация эксплуатации работника.

Прямое давление на работника сменилось гораздо более мягкой и менее заметной системой психологического контроля, которая была названа “заботой о людях”.

Фирма WesternElectric заказало исследование эмоциональных, индивиду­альных факторов, влияющих на производительность, известному социологу Эл­тону Майо, которым были разработаны рекомендации, позволяющие создать эмоциональный комфорт для работников. Майо, подводя итог своей работе, писал в массовой прессе, - «Мнение, что условия труда улучшились, ошибочно. Контроль стал менее заметным, но более эффективным, почти тотальным, изме­нились лишь внешние формы», отметил.

В результате использования достижений психологической науки в произ­водстве США достигли самого высокого уровня производительности труда, ко­торая сегодня выше на 15%, чем в остальных индустриальных странах. Интен­сивность труда увеличилась на 40%.

Хотя самой трудолюбивой нацией считаются немцы, но они работают все­го 1500 часов в году, а американцы 2000. Количество отпускных дней в году у американцев 10, у европейцев от 30 до 40. Сокращается и количество празд­ников. Да и сами праздники стали настолько скучны из-за формализации чело­веческих связей вне работы, что многие предпочитают работать в праздники, чтобы чем-то занять себя, иначе им предстоит провести много часов перед теле­визором, переходя с одного канала на другой.

Во времена Токвиля страх перед богом заставлял американца-пуританина находиться в непрерывном процессе служения богу - Работе.

Сегодня американец также служит своему Делу, правда, он не апеллирует к закону божью, он говорит себе, - «Ishouldkeepmyselfbusy», я должен быть все время занят, как будто также, как и его далекие предки-пуритане, боится на­казания небес.

Чем богаче становится общество в целом, тем больше энергии и времени необходимо чтобы приобрести аксессуары своего социального статуса и соци­ального престижа - дом, машина, счет в банке. Чтобы соответствовать повы­шающемуся с каждым годом стандарту жизни и приобретать все, что связано с демонстрацией социального статуса, необходимо работать уже не 40, а 70, 80 или 100 часов в неделю, и сократить до абсолютного минимума часы, отведен­ные для самой жизни.

Необходимо безостановочно двигаться вверх, необходимо подниматься с одного экономического уровня на другой. Остановка означает поражение. Нель­зя быть привязанным к какому-то одному месту, нужно двигаться вперед, иначе богатство, всегда лежащее где-то впереди, останется недосягаемым. Но для чего нужно богатство. Для того чтобы создавать все большие богатства. Цель - сама деятельность в создании богатств, в конечном счете, само движение, и есть цель.

«Работа для американцев главная радость жизни, в работу они превраща­ют и отдых... Если они путешествуют, то делают пять, шесть сотен миль в день, останавливаясь только, чтобы сделать фотографии, и узнают о том, где они по­бывали, только когда дома рассматривают фотографии. Если они занимаются спортом, то вкладывают такую энергию, которая может убить лошадь», пишет английский социолог Горер.

Cпорт воспринимается как форма труда, в нем, также, как и в работе, ста­вятся определенные задачи, которые должны быть выполнены в обозначенные сроки, и разрабатывается наиболее эффективная методика. Американец подсчи­тывает сколько миль, за какое время он прошел, проехал, проплыл, какое место занял и, готовится к тому, чтобы в следующий раз пройти, проплыть, проехать быстрее за меньшее время. Особое место занимает марафон, который проводит­ся на всех уровнях, в графствах, городах, штатах и интернациональный марафон в Нью-Йорке. Движение - главная ценность национальной культуры, тот не аме­риканец, кто не стремится двигаться в физическом и социальном смысле впе­ред, вверх к новым победам.

Эта жажда движения слышна в балладах Элвиса Пресли, Боба Дилана и Керуака, главный мотив народной, фольклорной музыки, “countrymusic” – до­рога.

Многие улицы американских пригородов являются хайвэями, бесконеч­ные прямые линии дорог создают ощущение бесконечности – они ведут к дру­гим дорогам, к другим хайвэям, и это дороги в никуда.

Американец находится в постоянном движении - ремонт дома и машины, улучшение газона перед домом, поездки на машине, часто без какой-либо опре­деленной цели, и многочасовой гипноз калейдоскопа образов на телевизионном экране - эрзац движения.

В повседневном американском словаре очень мало пассивных форм, скажем, слово загорать - это пассивная форма, в американском лексиконе она превращена в активную, «Iworkonmysuntone”, Я работаю над красивым зага­ром. Я не общаюсь, а делаю контакты, - «Makecontacts». Даже проституция ут­ратила свои пассивные формы.

Когда-то проститутки считались пассивными “жертвами общества” и, действительно, они и были пассивными жертвами обстоятельств своей жизни. Сегодня проститутка – это businesswoman, она, одновременно, и товар и инди­видуальный предприниматель, она работает, действует. Сам термин проститут­ка, сменился на другой – “sexworker”, т.е. работник секса, человек действия. Любая деятельность получает общественное признание, если она приносит вы­сокие доходы, а работница секса, получающая от 300 до 1000 долларов за час труда, не может не вызывать уважения.

Но, если даже труд, работа не приносит никаких ощутимых результатов, он обязателен для каждого, вне зависимости от принадлежности к определенному классу.

Антрополог Эдвард Холл, - «Я знаком с дамой, главой одного из крупней­ших книжных издательств. Она наследница огромного капитала, оставленного ей родителями. Тем не менее, она работает и работает тяжело. Она озабочена своим делом не только в рабочие часы, оно заполняет все ее время. Ее доходы, от того, что она делает, выглядят жалкими крохами в сравнении с тем, что она уже имеет. Но другой жизни, жизни вне дела, вне действия, вне работы для нее просто не существует».