Смекни!
smekni.com

Религия труда (стр. 5 из 5)

Все социальные классы, снизу до верху, превратились в работников.

«Категория работника не отменяется, а распространяется на всех людей.», писал Карл Маркс в 19-ом веке о будущем труда в общественных критериях..

Долорес МакКена, работавшая главным редактором трех крупнейших в стране книгоиздательств, - «Вы следуете общепринятым меркам жизни - боль­ше рабочих часов, больше денег. Затем обнаруживаете, что из вашей жизни ис­чезли друзья, семья, независимость, и сама работа все больше напоминает кон­вейерную линию. Вы пытаетесь начать иную жизнь, но, оставив работу, вы те­ряете не только престиж, ощущение власти, свободу в финансах, вы теряете свою личность, потому что она определялась окружающими и вами самими че­рез вашу должность и ваши заработки. Оставив работу, вы теряете себя. Для то­го чтобы решиться на такой шаг надо обладать железной волей - это почти ге­роический акт, окружающие воспринимают ваше решение, как вызов обществу, как предательство основных общественных ценностей. Вы ставите под сомне­ние идеалы и мечты миллионов - престиж, власть, деньги.»

С начала 70-ых годов, все население Америки, в независимости от при­надлежности к социальному классу, стало носить джинсы. Традиционно джин­сы носили ковбои, фермеры и шахтеры, джинсы были знаком принадлежности к рабочему классу, пролетариату и отсутствия привилегий. С 70-ых годов джинсы стали повседневной одеждой для всех классов, олицетворяя единое для всех со­держание жизни – труд, и гражданское бессилие, когда-то характерное только для пролетариата. В определенном смысле, Америка стала бесклассовым обще­ством, она создала один класс – класс работников.

В Советской России все классы также должны были превратиться в один класс – рабочий. Все виды деятельности стали пониматься как работа. Сущест­вовали работники науки и работники театра, работники кинематографа и работ­ники эстрады, музыкальные работники и мастера слова. Сталин, в своих обра­щениях к советскому народу, начинал свои речи словами «Работники и работ­ницы...».

«Только те, кто работает и полезен для общества, должен жить, остальных следует уничтожить», писал один из французских просветителей, Сен-Симон.

Этой заповеди Сен-Симона буквально следовали в фашисткой Германии и в Советской России. Советские плакаты 20-ых, 30-ых годов возвещали, - «Вла­дыкой мира станет труд».

Протестантская идея труда, как смысла жизни, противоречила православ­ной религиозной традиции, поэтому русская революция, в процессе вхождения в цивилизованный мир, который понимался прежде всего как мир индустриаль­ный, должна была применять насилие, как единственный инструмент изменения отношения к труду, что и привело к такому огромному количеству жертв. Граж­данская война в России формально закончилась в 1922 году, но продолжалась в других формах в течении почти двух десятилетий.

Демократическое же общество использовало человеческие ресурсы более экономично, оно создало атмосферу, в которой даже физически недееспособные стремятся быть вовлечены в трудовой процесс, никто не хочет быть в глазах об­щества, и в собственных глазах, парией, изгоем, извращенцем, социально пус­тым местом.

Алекс Токвиль писал в 1836 году, - «Что ошеломляет в США, это не оста­навливающееся движение и постоянные изменения, но сама жизнь чрезвычайно монотонна, потому что все изменения и непрекращающееся движение ничего не меняют в содержании, в сущности самой жизни. Человек находится в движении, но это движение чисто физическое, внутри себя он неподвижен.»

Токвиль назвал это вечное, не останавливающееся движение “dreadrevolution” - кружение на одном месте. Застывший, неподвижный внутренний мир нуждается в постоянной встряске, и движение, по крайней мере, создает ил­люзию того, что что-то происходит. Движением, действием исчерпывается все человеческое существование, остановиться, означает перестать существовать.

Социолог Вилкинсон в своей работе, посвященной американскому нацио­нальному характеру, «ThePursuitofAmericanCharacter», иронически отмечает - «Поражающую иностранцев динамику американской жизни можно определить формулой - «Wegettingnowherefast.», мы очень быстро движемся в никуда.»

Олдос Хаксли увидел еще в 1921 году, когда труд начал превращаться в единственное содержание жизни, не только в США, но и в Европе и России, - «С раннего детства людям будут прививать мысль, что счастья вне работы не существует. Власть имущие убедят массы в том, что они счастливы, только ко­гда они работают, и, в тоже время, каждый из них свободен, делать то, что он хочет. А все что они делают, достойно и значительно. Самые жалкие из них будут чувствовать себя центром вселенной и, работая по многу часов в день, убежденные в своей значимости, они действительно будут счастливы, как чело­век никогда не был. Они пройдут через жизнь в убеждении, что это единствен­ная, достойная человека форма жизни, и из этого счастливого дурмана не дано будет выйти никому.»