Смекни!
smekni.com

Христианство (стр. 3 из 7)

Вернёмся к тезисам Нагорной проповеди. Попробуем истолковать их более реалистично, приземлённо. Фанатик сочтет «ослабленное», свободное понимание христианства богохульством. Гуманно настроенный человек допускает, что каждый верит на свой лад, в силу своих умственных и моральных способностей. Ведь христианство и вчера, и сегодня неоднородно. В нём можно выделить по крайней мере следующие пласты:

· богословское христианство — изучившее корпус первоисточников своей религии и авторитетных комментариев к ним, строго соблюдающее каноны этой религии;

·народное христианство регулирует повседневную жизнь большинства населения стран христианской культуры, оно выборочно и упрощенно толкует заповеди Христа и прочих святых, тесно переплетено с пережитками язычества, новыми суевериями;

·свободомыслие, которое стремится преодолеть устаревшие в ходе истории формы религии, но для того, чтобы лучше понять и применить ее же долговечные идеи и принципы. Французский философ Ален (1868–1951) в этом последнем духе говорил: «Немного католицизма [или православия — С.Щ.] не принесёт вреда; это момент, это этап; Кеплер, Галилей, Декарт [и также верующие М.В. Ломоносов, И.П. Павлов, многие другие] превратили его в науку и образ мышления. Протестантизм тоже неплох — Кальвин сотворил из него право и республику. Только это этап, не забывайте. Это движение было прекрасно; всегда нужно преодолевать то, во что веришь; но как преодолевать то, во что не веришь?» («Колдуны, чудеса и боги», 1921).

Так что попробуем преодолеть непонятность, странность поучений Христа.

Кровная месть? В некоторых случаях она, конечно, неизбежна. Кто не «заработал» себе врагов, вряд ли имеет настоящих друзей. Надо уметь, иметь мужество защищать (если потребуется, силой) свои ценности (личности, семьи, родины). «Простите врагов ваших, но запомните их имена», советовал Джон Кеннеди. Однако прежде, чем начать враждовать, надо взвесить свои силы. В серьёзной борьбе пострадать, даже погибнуть могут обе враждующие стороны. Вы учли такой исход, затевая месть? Если да, то учтите ещё, что победить врага легче, если не будешь слишком сильно ненавидеть его (негативные эмоции мешают думать и принимать правильные решения). Отдаваясь мести целиком и полностью, вы встаёте на одну доску с противником. А он чаще всего этого не заслуживает. Равнодушие к врагу обычно обижает его больше всего. Какие-то выпады против вас вам самим выгоднее просто «не заметить», простить (меньше ненужных волнений, великодушие привлекает людей на вашу сторону). Так сам Христос сказал по адресу своих мучителей и убийц: Отче [Боже мой], прости им, ибо не ведают, что творят.

Выполнение церковных и иных обрядов? Да, обряды украшают жизнь, позволяют сменить надоевшую повседневность на возвышенное настроение ритуала. Но: Суббота для человека, а не человек для субботы,говорил Иисус по поводу важнейшего правила иудаизма — запрета работать по выходным. «Красным днём календаря» у христиан стало воскресенье. Ближе к христианству не тот, кто ревностно замаливает в церкви свои грехи, а тот, кто меньше грешит. Тезис: «Не согрешишь — не покаешься» — лукавство.

Отдайте кесарю кесарево, а Божье — богу, настаивал Иисус. Имея, как видно, в виду, не только необходимость выполнять законы государства, в котором живешь, в частности, честно платить налоги. За внешним законопослушанием надо различать более высокие цели и ценности — познания, сопричастности чему-то долговечному. Добиваясь благополучия, не разрушайте человеческих взаимоотношений, не «шагайте по головам», а то ведь не с кем будет наслаждаться жизненными достижениями.

Помощь ближнему? Тут важно быть добрым, а не добреньким. Если прощать людям всё, что угодно и выручать их из любых ситуаций, можно оказать им дурную услугу. Помогать стоит тем и тогда, кто самостоятельно не может помочь себе сам. Прощать мелкие грехи, но не спешить прощать явное предательство, неблагодарность, прочие проявления моральные уродства. Иначе мы поощрим их. Протестанты говорят: дарите голодному не рыбу, а удочку… А открытое зло надо подавлять без всякой пощады, давать ему урок ужаса!.. Памятуя, впрочем, что при этом так или иначе пострадают все участники схватки. Такова от веку земная жизнь.

Как видно, христианство предполагает свободный выбор человеком правильного поступка. Люди как бы сотрудничают с Богом в борьбе против сил зла, за добро. Противник Бога Дьявол искушает людей. Эта борьба вечно ведется с переменным успехом. Никто из смертных не имеет морального права считать себя безгрешным или же осудить другого человека как неисправимого грешника. Со временем каждому воздастся за его поступки согласно Божьему промыслу. Так христианин верит в целесообразность бытия, возможность преодоления хаоса в природе, обществе и душе человека.

Апостолы Иисуса Христа после его мученической кончины выбрали наиболее эффективную стратегию и тактику для проповеди нового учения, а оно само оказалось наилучшим образом приспособлено к международному распространению, массовому тиражированию. Апостолы разошлись по разным концам Римской империи, повсюду основывая христианские общины. Между ними завязывалась переписка, обмен кадрами проповедников. Репрессии против первых апостолов и их слушателей со стороны римских и местных властей использовались ранними христианами как аргумент «от противного» в свою пользу — пострадавшие за веру первыми вкусят райское блаженство (вспомним роман польского писателя Генрика Сенкевича «Камо грядеше?»).

Старший апостол Пётр проповедовал в самом Риме (и потому считается небесным покровителем Западного мира — первым папой Римским); по приказу императора Нерона его казнили, распяв головой вниз. Наёмный убийца в Иерусалиме по приказу царя Ирода Агриппы поразил мечом апостола Иакова старшего (его останки были перенесены в Испанию, чьим небесным покровителем этот святой с тех пор считается). Иоанн, прозванный Богословом, — любимый ученик Христа. Он написал больше всех текстов Нового завета, в том числе наиболее эмоциональное Евангелие и фантастический Апокалипсис (по-греч. «Откровение» о судьбах мира и конце света), замыкающий Новый завет. Писательскому творчеству, очевидно, способствовала ссылка на скалистый остров Патмос в Эгейском море, где Иоанн и умер в весьма преклонных летах.

Левий Матфей до встречи с Христом служил сборщиком податей — мытарем. Общественное мнение в Иудее относилось к представителям этой профессии весьма недоброжелательно (что-то вроде русского народного выражения «менты поганые»). Прислушавшись к словам Христа, Матфей бросил на дорогу сумку с деньгами и отправился дальше собирать мудрые мысли, а не деньги (что по-своему символично).

Апостол Павел (в язычестве Савл) лично не знал Христа. Первоначально он учился в школе раввинов — иудейских священников и появление христиан встретил крайне враждебно. Однако впоследствии перешёл на их сторону и больше всех апостолов сделал для крещения язычников. Он первым из апостолов-миссионеров избрал путь на Восток (отсюда большая близость этого духовного образа славянам, в том числе нашей России). Из 21 библейских послания апостолов 14 написано им. Одно из его посланий галатам гласит: Нет уже [для нас] ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужчин, ни женщин, ибо все вы одно во Христе Иисусе. Он проповедовал христианство в Сирии, Малой Азии, Греции, на Кипре, Италии. Павел развивал христовы идеи духовности и доброты: Если я говорю на языках людей и ангелов, а любви не имею, то я медь звенящая и кимвал бряцающий [а не настоящий человек]. Если я ... проник во все тайны, и обладаю всей полнотой знания и веры, ... а любви не имею, я ничто. ... Любовь великодушна, независтлива, она не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своей выгоды, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине; она ... на всё надеется, всё переносит! (Первое послание Павла к коринфянам).

Апостол Андрей именуется Первозванным — потому, что они вместе с братом Петром первыми откликнулись на призыв Христа пойти за ним (были рыбаками, выбирали сети, когда Иисус обратился к ним: Идите за мной! Я сделаю вас ловцами человеков). Впоследствии Андрей забрался с проповедью новой веры дальше всех апостолов на восток — в Причерноморье, на Босфор и в Скифию. Поэтому он считается основателем Константинопольской церкви — первого оплота православия и, следовательно, духовным покровителем Руси-России (хотя версия про его путешествие к восточным славянам по Днепру, в Киев и Новгород явно легендарна). Его убили, распяв на косом кресте (который символизирован Андреевским флагом русского военного флота). В Скифии, по преданию, миссионерствовал и апостол Филипп. До Индии, Месопотамии и Армении дошли с проповедью христианства апостолы Варфоломей (по-еврейски «сын Толмая»; собственное имя Нафанаил) и Фома (по прозвищу Неверный — он уверовал в чудесное Воскресение Христа позже всех апостолов — только после того как не только увидал, но и потрогал его, ожившего после казни).

В первых общинах христиан преобладали униженные и угнетённые элементы Римского мира — бедняки, рабы, вольноотпущенники и т.п.; женщин было куда больше, чем мужчин (и в дальнейшем идеи Христа попадали в отдалённые от его родины страны чаще всего с поверившими в них женщинами, их малыми детьми). К сильным личностям всегда тянутся слабые (о некоторых апостолах нам почти ничего не известно, кроме их имён; должно быть, они оказались пассивными поклонниками, своего рода «массовкой» нового учения). Поскольку первые христиане отказывались поклоняться римским богам и обожествленным императорам, власти Рима сначала преследовали их (вплоть до выбрасывания на арены цирков в качестве жертв хищных зверей на гладиаторских играх). Однако со временем именно в христианстве наиболее дальновидные властители Рима разглядели идеологию, способную как-то сплотить раздираемую на части, рушащуюся империю, примирить все населявшие её племена и народы. В христианских общинах к тому времени числилось куда больше знатных и богатых лиц. Подавляя восстания в Иудее 66–73 и 132–135 гг., римляне физически истребили состоящие из евреев христианские общины в Палестине. Среди христиан стали преобладать бывшие язычники, полностью разорвавшие с иудаизмом. После кончины очередного гонителя христиан императора Диоклетиана в борьбе за престол выиграл претендент, привлекший на свою сторону христиан — Константин I (Великий) (285–337). Придя к власти, он до смерти остался язычником, но в 313 г. Миланским эдиктом законодательно уравнял христианство в правах с другими религиями, издав эдикт о веротерпимости. В конце IV века новой эры очередной император Феодосий пошел дальше — признал христианство единственной официальной религией Римской империи, а языческие храмы приказал закрыть. Завоевав сердцевину наиболее цивилизованного тогда мира — Средиземноморье и окончательно отколовшись от иудаизма, христианство превратилось в мировую религию. Как видно, именно христианские идеи лучше всего подошли для культурной и политической экспансии наибольшего масштаба.