Смекни!
smekni.com

Христианство (стр. 6 из 7)

6. Православная церковь в России, СССР и Российской Федерации

Православие исповедуют в настоящее время большая часть следующих народов: греков, болгар, сербов, македонцев, черногорцев, русских, украинских, белорусов, румын, грузин. Разумеется, православные верующие и храмы имеются и в других частях света. Всего сейчас насчитывается 15 автокефальных (т.е. самоуправляемых) церквей: Константинопольская (главным образом православные греки, живущие в мусульманской Турции); Александрийская (Египет); Антиохийская (Сирия и Ливан); Иерусалимская (Палестин); Русская (расколотая после революции на Московский патриархат, заграничную — карловацкую церковь, затем еще Украинский патриархат); Кипрская; Грузинская; Сербская; Румынская; Болгарская; Элладская (Греция); Польская; Словацкая; Американская; Албанская.

Все православные церкви похожи: у них общее вероучение, порядок богослужений (в частности, пение без музыкального сопровождения); чины (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, диакон, священник) и одежды священнослужителей; убранство храмов. Главу каждой Церкви избирает Поместный собор из всех церковных иерархов; епископа назначают (рукополагают) другие епископы; епископ, в свою очередь, рукополагает священников своей епархии (церковной провинции). Православное духовенство делится на чёрное и белое (по цвету верхнего платья). Белое — это приходские и прочие священники (им разрешено и даже предписывается жениться). Чёрное — монахи, полностью посвятившие себя Богу, — давшие обеты безбрачия, нестяжания (отказа от личной собственности), послушания (уставам монастырей). Посты епископа и более высокие могут занимать исключительно лица монашеского звания.

Православная обрядность складывается из семи таинств. Обряды называются так потому, что в эти моменты церковной жизни благодаря видимым действиям священников и верующих незримо (тайно) осуществляется действие Святого Духа. Имеются в виду такие обряды, как:

·крещение,

·миропомазание,

·причастие (евхаристия),

·покаяние (исповедь),

·венчание,

·соборование (елеоосвящение),

·священство (рукоположение). Как видно, церковь помогает человеку пережить, осознать кульминационные моменты его жизни — рождение, взросление, брак; духовные кризисы, болезни; наконец, достойно встретить неизбежный уход из этого мира. Обратим внимание на то, что даже светские, государственные формы соответствующих ритуалов (регистрации новорожденных, браков; торжественные собрания по разным поводам; проводы в последний путь покойников копируют церковные действия по таким случаям). Например, съезды политических партий напоминают молебны; концерты по праздникам — литургии.

Православный храм — место публичного совершения обрядов, общения верующих со священством-клиром и, в конечном счете, с Богом. В восточной части храма располагается алтарь (греческое alta ara — вознесенный жертвенник). Он возвышается над полом храма на несколько ступеней. В русских храмах алтарь отделяется от остального помещения храма иконостасом — стеной, увешенной иконами, и оградой в виде невысокой резной решетки. В иконостасе 3 двери: центральная, двустворчатая (Царские врата); боковые (диаконские). Иконы на иконостасе размещены в соответствии с канонической иерархией: Христа Спасителя, Божией матери, архангелов, апостолов, пророков, святых. В северной части алтарной стены устанавливается жертвенник — стол для совершения проскомидии. Так называется первая часть главного богослужения — литургии (по-гречески именно «богослужение»). Во время литургии осуществляется таинство причащения, когда верующие едят хлеб и вино, символизирующие тело и кровь Христа (по-русски это обедня, а у католиков месса). Соответственно, на жертвенник ставятся священные сосуды (блюдо-дискос и чаша-потир). Эти и прочие священнодействия христиан явно восходят к дохристианским, античным и восточным мистериям. Однако в христианстве они выступают в облагороженном — символическом, эстетизированном виде.

В средней части алтаря, напротив Царских Врат, находится престол — квадратный стол, на который кладется своеобразная скатерть антиминс — шелковый платок с изображением Иисуса во гробе, а также Евангелие и крест для причащения верующих. У престола и совершается евхаристия. В восточной части храма, перед иконостасом расположено невысокое возвышение — солея. По ее краям, у стен отгорожены клиросы, где во время службы располагается хор. В центре солеи небольшой выступ — амвон, откуда священником читается Евангелие и произносится проповедь. Перед амвоном стоит узкий столик с покатой столешницей — аналой. Сюда кладется праздничная икона, посвященная данному дню церковного календаря; во время службы на аналой кладутся богослужебные книги. В процессе венчания священник обводит новобрачных вокруг аналоя. Снаружи к храму примыкает (открытое или крытое) крыльцо — паперть. Отсюда двери ведут в западную часть храма — притвор. Там совершаются панихиды (заупокойные службы) и некоторые другие богослужения. В притворе стоит невысокий стол с распятием — канунник.

Храмы на Руси строились её государями, прочими богатыми благотворителями и общинами верующих в честь памятных событий и посвящались тому или иному святому. Скажем, храм Спаса — Христу Спасителю; Успенская церковь — в честь Успения Божией Матери; Никольская — Св. Николая Чудотворца; Александро-Невская — Св. князя Александра Ярославича; и т.д.

Календарь православной церкви — юлианский (по имени императора Юлия Цезаря), т.е. тот, что действовал ещё во времена раннего христианства. Сейчас в мире (в том числе в Российском государстве) применяется более точный астрономически григорианский календарь. Папа Григорий XIII в 1582 г. провел календарную реформу, исправив отставание счёта времени на 11 с лишним минут ежегодно. Тогда, в XVI в. это отставание составляло 10 дней, а к XX в. достигло 13 дней. Поэтому православные праздники и прочие даты обозначаются другими днями и часто месяцами (по-старому), чем это принято в государстве (по-новому). Кроме того, год церковного календаря начинается с 1 сентября (старого стиля, 14 сентября нового), т.е. с начало осени. В этот день церковь отмечает начало нового «лета», т.е. года (с рождества Богородицы). А завершается церковный год августом (Успением Божьей матери). Наконец, часть православных праздников имеют точные даты, а часть переходящие. Их даты отсчитываются от даты Пасхи и потому ежегодно меняются.

Годичный круг христианских праздников включает несколько сотен их, в том числе 12 важнейших. Самый главный среди них Пасха — воскресение Христа. Христиане празднуют его победу над смертью как залог бессмертия человеческой души. Пасха празднуется в апреле или мае, в разные воскресные дни этих месяцев. Ей предшествует самый длительный, в 40 дней Великий пост. Предыдущее пасхальному воскресенье именуется Вербным (вспоминается вход Господень в Иерусалим, т.е. явление его народу, который приветствовал его пальмовыми ветвями; они в России заменяются ветвями вербы — символом весеннего пробуждения природы). На 40 день после Пасхи празднуется Вознесение Господне на небо. На 50 день после Пасхи — второй по значению праздник — Троицы, когда на апостолов сошёл Святой дух. Завершение первого цикла полевых работ в середине лета позволяет украсить православные храмы на Троицу ветками берёзы, цветами и травой. Суббота накануне Троицы родительская. В этот день положено поминать усопших родственников, посещать кладбища. В первое воскресенье после Троицы отмечается День всех святых, после которого с понедельника начинается Петров пост — до дня Петра и Павла 12 июня. Все указанные праздники переходные. Остальные имеют постоянные дни. Рождество Христово 7 января нового стиля — третий по важности православный праздник. 5 дней до него и 6 после составляют Святки — дни веселья, игр, посещения и приёма гостей, дарения друг другу подарков. Канун Рождества — сочельник. Этим днем завершается 40-дневный пост (с 28 ноября). Крещение Господне или же Богоявление 19 января нового стиля (ритуальное освящение воды). 15 февраля нового стиля Сретенье Господне — день, когда в младенце Иисусе старец Симеон признал мессию — спасителя мира. Благовещение пресвятой Богородицы 7 апреля нового стиля (архангел Гавриил сообщил деве Марии о будущем рождении Иисуса). Преображение Господне (Спас) 19 августа нового стиля (молившийся в этот день на горе Фаворе Иисус был озарён чудесным светом в знак его божественной природы). Успение (кончина) Богородицы 28 августа, Рождество Богородицы 21 сентября. Воздвижение креста для распятия Иисуса 27 сентября. Наконец, Введение во храм Богородицы 4 декабря нового стиля (когда она была отдана на воспитание в ветхозаветный храм Божий и там подготовлена к тому, чтобы стать матерью мессии).

Многие (все самые почитаемые) христианские праздники совпадают с рубежами времён года, изменениями в природе, которые праздновали еще язычники. Поэтому на новую обрядность сплошь и рядом накладывалась старая (скажем, осуждаемые церковью гадания на Святки или же массовый поход на кладбища на Пасху).

История православной церкви включает в себя как положительные, так и отрицательные моменты. Церковь, с одной стороны, зеркально отражает судьбы всего общества. Например, во время и I, и II мировых войн одни священники уходили на фронт, в партизаны и воевали с оккупантами с оружием в руках, а другие служили для немецких захватчиков приветственные молебны. Но с другой стороны, эта же самая церковь остается одной и той же вот уже больше десяти веков — несмотря на смену культурных эпох, политических режимов, войны и мира, относительного благополучия и общественных кризисов. Человек может потерять всё — дом, семью, родину, но в своей церкви он всегда и всюду в мире найдёт приют, утешение и помощь. В меру своих сил, церковь символизирует единство нации, сближает людей, обеспечивает их взаимопомощь (через благотворительность), наполняет смыслом часть их досуга, уменьшает бремя жизненных тягот. Перед нами своего рода общенациональный страховой фонд. Важно только, чтобы участие в церковной жизни было добровольным, а не принудительным, как в прежние времена, когда Русская Православная церковь превращалась в одно из ведомств Российского государства, участвовала в репрессиях против инакомыслящих. Апологетами политической реакции выступали обер-прокурор Святейшего Синода Георгий Победоносцев и святотатец в священнической рясе Григорий Распутин. Духовные ценности христианства отстаивали, стремились обновить выдающиеся мыслители русского народа — Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, многие их единомышленники. С недостатками и даже пороками официального православия открыто боролись не менее выдающиеся интеллектуалы — Николай Лесков, Лев Толстой, Антон Чехов, Василий Розанов и многие другие.