Смекни!
smekni.com

Христианство: история возникновения и античные критики (стр. 11 из 12)

Суда (Свида) – название византийского толкового словаря греческого языка, содержащего объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних авторов и т.п. материал (в осн. Античные традиции), сохраненный византийской наукой. Возник ок. 1000 г. Слово "суда" до 20 в. принималось за имя автора и читалось как Свида.

Владимир IСвятославич(? – 1015) - князь Новгородский c 969 г., киевский с 980. Младший сын Святослава. В 988 – 989 ввел в качестве государственной религии христианство. В русских былинах называют Красное Солнышко. Канонизирован русской церковью.

Евстафий Солунский (ок. 1115 – ок. 1195) , византийский церковный писатель. Архиепископ Солуни (Салоник) с 1178(?). Памфлет о падении нравов монашества.

Лютер Мартин(1483-1546), деятель Реформации[37] в Германии. Основатель лютеранства. Перевел на немецкий язык библию.

Кальвин Жан (1509-1564) – деятель Реформации, основатель кальвинизма. Француз. Став с 1541 г. фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Вольтер (1694 – 1778), французский писатель и философ-просветитель. Сыграл огромную роль в идейной подготовке Великой французской революции, в развитии мировой, в том числе русской обществ.-философской мысли.

Наполео́н I Бонапа́рт(1769-1821) император Франции в 1804 -1815 гг., французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

Маркс Карл (1818-1883) – основоположник научного коммунизма.

Энгельс Фридрих (1820-1895) - один из основоположников научного коммунизма, друг и соратник Маркса.

Дессау Герман (DessauH.) (1856 – 1932) – историк древнего мира. Занимался историей Рима времен Империи. Основной труд Дессау – «Избранные латинские надписи».

Фрейд Зигмунд (1856-1939) – австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа[38]. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. От разработанного совместно с Й. Брёйером "катартического" метода (отреагирование с помощью гипноза забытых психических травм) перешел к методу свободных ассоциаций как основе психоаналитической терапии. Универсализация психопатологического опыта привела Фрейда к психологизации человеческого общества и культуры (искусства, религии и т.д.)

Древс Артур (1.11.1865 — 19.7.1935), немецкий философ-идеалист. В основе бытия, по Древсу, лежит иррациональная и безличная божественная стихия, обретающая самосознание в религиозном и философском творчестве человека. С позиции этого "конкретного", или "динамического", пантеизма Древс выступил против христианства, утверждая веру в бессознательный божественный дух.


Литература

1. Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1985

2. А.Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М. Политиздат. 1990


[1]Правда, существовали обширные мастерские по изготовлению рукописей (известно, например, предприятие по изданию рукописей, принадлежавшее другу Цицерона Аттику), а отдельные библиотеки – государственные и частные – хранили у себя громадные количества рукописных свитков.

[2]Разумеется, на подборе источников сказалась историческая концепция автора.

[3] Документы свидетельствуют о разорении провинций, уменьшении народонаселения

[4]К этой школе принадлежал и А.Б. Ранович. Позиция А.Б. Рановича в отношении ряда проблем истории раннего христианства отразила не только современный ему уровень развития науки, но и определенные политические тенденции середины 30-х годов. Но каковы бы ни были общие установки А.Б. Рановича, которые не разделяют современные ученые, проделанный им труд по подбору источников периода раннего христианства не потерял своего значения и по сей день (автор введения к книге Рановича доктор исторических наук И.С. Свенцицкая)

[5]Ценность работы Рановича А.Б. "Античные критики христианства" в том, что в ней отражено восприятие христианства деятелями античной культуры в первые века существования новой религии, от практики ранних христианских общин до образования сильной церковной организации, показаны методы и направления религиозно-философской полемики на протяжении II- IV вв.

[6]Ареопаг - совет, один из древнейших судебных органов Афин.

[7]Основатель этого учения Арий отрицал единосущность бога-отца и бога-сына.

[8]Введение к изданию книги А.Б. Рановича "Античные критики христианства" от доктора исторических наук И.С. Свенцицкой.

[9]Большинство современных исследователей признает дату 177 – 178 гг. (прим. ред.)

[10]Гностицизм – религиозное движение поздней античности, вылившееся в ряд раннехристианских ересей.

[11]О популярности Либания свидетельствует тот факт, что сохранилось до 500 рукописей его трудов, причем не только его речи и письма дошли до нас, но и 143 школьных упражнения.

[12] Перевод С.С. Аверинцева.

[13]Около 26 –36 г. н.э. – распятие Иисуса Христа.

[14]Константинополь - столица Византийской империи. Основан Константином I в 324 - 330 гг. на месте г. Византий, который в свою очередь основан около 660 г до н.э. Царьград (в русских литературных текстах в средние века). Константинополь в 1204 году стал столицей Латинской империи крестоносцев. Отвоеван византийцами в 1261 году. В 1453 году взят турками. Переименован в Стамбул. 1453 - 1918 – столица Османской империи, затем до октября 1923 года – столица Турции.

[15]В Иерусалиме около 15 тысяч христиан и около 40 христианских храмов.

[16]Христианская католическая религияи язык для поляков – фундаментальные ценности. Религия определяет национальную особенность - польскость, польский дух. Эта религия надгосударственная, во все века, с 966 года (года крещения Польши) , отстаивающая верховность духовной власти над светской. Принятием документа Дагоме Юдекс в X веке Польша объявлялась духовной провинцией Святого Престола во главе с римским епископом – папой. Жители Польши выделяли подушно по 1 денарию престолу Св. Петра. Верховным судьей поляки считали духовную власть. Религия учила, что человек верующий подобен Богу, личность человека и его душа священны. Поэтому поляк не терпит несвободы, насилия, лжи, нравственно брезглив и бесконечно предан своей Родине (Поляки на Енисее, Красноярск, "Дом польский", 2003).

[17]Филиокве - добавление, сделанное в 7 в. западно-христианской (католической) церковью к христианскому "Символу веры" 4 в., в догмате Троицы: об исхождении святого духа не только от бога-отца, но "и от сына". Филиокве не приняла православная церковь, что позднее послужило одним из поводов для разделения церквей.

[18]Крещение – одно из главных христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой). Крещение господне, один из двунадесятых православных церковных праздников, отмечается верующими (6) 19 января церемонией освящения воды (иордань).

[19]Раскол – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковные реформы Никона 1653-1656 гг.

[20]Баптизм – разновидность протестантизма. Возник в начале 17 в. В 1970-х годах баптистов приблизительно 27 млн. человек, в т.ч. 24 млн. в США. В России появились в 60-х годах 19 в. Упростили культовую и церковную организацию; крещение совершают над взрослыми.

[21]Апостолы (от греч. посол) – в раннехритианской литературе бродячие проповедники христианства. В Новом завете 12 апостолов – ближайшие последователи ("ученики") Христа.

[22]Деяния апостолов – анонимное раннехристианское сочинение, включенное в Новый завет; продолжение евангелий; повествует о распространении апостолами христианства после смерти Христа. Вопрос о времени написания спорен. Преобладает датировка – 2-я четверть 2 в.

[23]Легат (в Др. Риме) назначавшийся сенатом посол или уполномоченный.

[24]Всадники – в ряде античных государств (Афинах, Риме и др.) наряду с аристократией привилегированное сословие с высоким имущественным цензом.

[25]Институции - (наставление) название элементарных учебников римских юристов. Наиболее древние – институции Гая.

[26]Здесь "институт" -совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений (институт брака, институт наследования и т.д.).

[27]Софистика – 1) рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики (употребление софизмов). 2) учение др. греч. софистов 5- 4 вв. до н.э. Софизм (уловка, выдумка, головоломка) – мнимое доказательство, в котором обоснованность заключения кажущаяся.

[28]Софистика вторая (софистика новая), течение в др.-греч. литературе эпохи Римской империи (возникло в нач. 2 в.), стремившееся обобщить многовековой опыт античной риторики, сделать традиционную культуру слова средоточием возрождаемого "эллинства" и обрести в ней иллюзорную замену утраченной политической свободы и гражданской морали. Новая волна софистики второй (т.н. поздняя софистика) в 4 в. обусловлена борьбой язычества против христианства (Либаний, Юлиан Отступник и др.). Практика и теория софистики второй были восприняты византийской литературой.