Смекни!
smekni.com

Профилактика беспризорности и безнадзорности, как социального явления (стр. 3 из 8)

Мощным фактором детской беспризорности, помимо неблагополучной семьи, в наши дни, несомненно, становиться нарушение прав ребенка в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья. В 2005/2006 учебном году ввиду ограничения приема учащихся в 9-11 классы и сокращение приема в профессионально-технические училища около 500 тыс. подростков в возрасте 14-18 лет были лишены возможности продолжать обучение. Из 670 тыс. детей и подростков, состоявших на учете внутренних органов, около 100 тыс. нигде не учатся и не работают, 127 тыс. живут в неполных семьях. В большинстве своем - это дети из асоциальных семей, где на их развитие и воспитание практически не обращается внимание. Оказавшиеся вне влияния семьи и школы, нетрудоустроенные, лишенные нравственно осмысленного досуга, эти беспризорные дети стали питательной средой для преступного мира[5].

Серьезным фактором беспризорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и переселенцев. В 2002 году их было более 1 миллиона, в том числе почти 300 тыс. из них дети.

Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число бродяжек, причем в ряде крупных городов детей используют как профессиональных нищих, взрослые, чаще всего выходцы из сопредельных государств.

Все эти факторы способствуют преждевременному психическому отдалению подростков от семей, которая, в свою очередь, осложняет их интеграцию в общество. Дети перестают нормально учиться, многие из них остаются неграмотными, педагогически запущенными. Ослабленные психические функции, серьезные нарушения физического здоровья, делают детей неспособными оказать сопротивление насилию со стороны социального окружения. Большинство беспризорных детей оказываются жертвами сексуальных посягательств, оказываются втянутыми в преступные группировки.

Наряду с этим, реально просматривается, тенденция повышения криминогенной активности детей младшего возраста. Количество подростков, совершивших общественно опасные деяния, по которым уголовные дела были прекращены или в возбуждении таковых было отказано только в связи с не достижением возраста наступления уголовной ответственности, увеличилось за пятилетие на 11.3% и составило 117.5 тыс. человек[6].

Продолжающийся распад семьи еще более увеличивает детскую беспризорность. В 2004 году из-за разводов более 600 тыс. детей до 18 лет остались без одного родителя. Семей, где детей воспитывает один отец, становиться все больше. Если в 2002 году их было 1.2%, то за последний год прирост составил более 32%, в то время как количество семей, где воспитывает одна мать, уменьшилось на 11.2%.

Увеличивается количество детей, рожденных вне брака (сегодня они составляют свыше 20% от общего количества родившихся детей). Дети из неполных семей находятся в более уязвимом положении по сравнению со своими сверстниками из полных семей. Им сложнее налаживать контакты, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Неполные семьи - это материальные трудности, суженый круг внутрисемейного общения. Более 50% несовершеннолетних правонарушителей - дети из неполных семей, более 30% дети, имеющие психические отклонения, выросшие в неполной семье, чаще всего без отца. Дети из таких семей, как правило, чаще всего без отца. Дети из таких семей, как правило, зачастую, пополняют ряды беспризорных детей.


1.3 Семья как дезадаптирующий фактор

Однако, по-видимому, есть условия, в которых повышается риск того, что семья не будет справляться с функциями заботы о новом поколении и управление их нравственным, эмоциональном, интеллектуальным и физическим развитием, в число таких условий входят следующие:

1. Социальные системы, разрушающие привычные условия существования и социального взаимодействия (миграция, безработица, военные конфликты).

2. Особая структура семьи (неполные семьи, семья с приемными родителями), как правило, в сочетании с бедностью, повышает риск открытой агрессии по отношению к детям или их заброшенности.

3. Представления о родительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумении воспринимать его как личность со своими особыми переживаниями и потребностями.

4. Высокая степень изолированности семьи от общества, закрытость ее для контроля или вмешательства со стороны органов социальной защиты и правопорядка, понижающая возможности интервенции.

5. Низкая ценность родительского вклада в ребенка в главе общества, не мобилизованность общественного мнения на предотвращение детской заброшенности и насилия.

6. Неэффективная деятельность государственных социальных контрольных институтов (милиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты)[7].

Раскрывая эти факторы, необходимо, на наш взгляд, главным образом остановиться на семье - как на источнике детской безнадзорности. Обратить внимание на проблемы взаимоотношений родителей и детей, на невыполнение родительскими семьями своих функций - как немаловажный фактор возникновения безнадзорности.

При всей неоднозначности жизни, ее экономических, социальных и политических катаклизмах и, соответственно, сложностях, переживаемых семьей, единственной непреходящей ценностью, приоритетом государственной политики и семейных отношений остается ребенок, его воспитание, формирование его нравственных, моральных, этических, гражданских качеств, его личности.

Общеизвестно: семья - это тот самый первичный коллектив, где, прежде всего, происходит воспитание и социализация ребенка. Современная наука рассматривает семью двояко: как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, и как малую группу, члены которой связаны между собой родственными связями, брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Ковалев СВ. предлагает такое видение проблемы успешного семейного воспитания: «Во-первых, наличие семьи, как единого целого и психологической общности. Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие отношения между взрослыми членами семьи. В-третьих, оптимальный воспитательный климат, благоприятствующие развитию ребенка отношения между родителями и детьми. И, в-четвертых, четкая система воспитательных воздействий, целенаправленное применение методов воспитания»[8].

Именно в такой последовательности видит С.В. Ковалев факторы, способствующие эффективности семейного воспитания. Мы думаем, что первичным может быть только психологическая общность членов семьи, все остальное вторично, производно: и культурная общность, и единые доходы, и стандарты к воспитанию и воспитания, и многое другое.

При этом довольно трудно развести «нормальный семейный климат» и «оптимальный воспитательный климат». Думается, что эти вещи взаимосвязанные и взаимозаменяемые. Что касается «воспитательных воздействий», то в семье нужны не воздействия, а налаженная система общения, в основе которой все та же формула Макаренко А.С. - любовь, доброта, уважение.

Искусство строить, корректировать, развивать семейные отношения как раз заключаются в том, чтобы накапливать совершенствовать положительные тенденции воспитательной практики в каждой отдельно взятой семье, гасить, нивелировать тенденции отрицательные, избавляться от негативного опыта.

Формирование личности под влиянием семьи, ее психологической организации, имеет обычно длительную, включающую ряд этапов, историю, уходящую, как правило, в детство ребенка.

Именно на ранних стадиях развития, под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущимися малозначительными факторов, возникает и неблагоприятное для дальнейшего развития психологическое новообразование, которое впоследствии может привести к безнадзорности несовершеннолетнего подростка. Попадая в стихию неупорядоченных влияний, патологическая форма личности все более отклоняется от нормы, и аномальное качество, укрепляясь в системе личности, продолжает прогрессивность уже даже при отсутствии тех факторов, которые первоначально вызвали его к жизни.

Анализ условий и механизмов возникновения и развития неблагоприятных личностных качеств, детерминирующих отклоняющее поведение подростков, выявляет, по определению целого ряда авторов, поразительное сходство социально-психологических условий жизни в родительской семье.

Дело заключается в той атмосфере, которая окружает детей, характере общения с родителями, в психологических характеристиках этих отношений, а именно - атмосфере непонимания и неприятия. По смыслу высказывания А.С. Спиваковской, формирует ребенка в процессе его жизни и деятельности родительская любовь, и часто, путь этого формирования оказывается не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым[9].

Привлечь к анализу некоторых неблагоприятных типов семейных отношений, позволяющих увидеть причину семейной дезорганизации и установить ее связь с различными составляющими личности ребенка, старались многие исследователи. Но, описывая ту или иную патологию, каждый характеризовал совершенно разные отношения неупорядоченных явлений с факторами, которые их детерминируют.

К примеру, И.А. Горковая, выстраивает типы семей делинквентых подростков по признаку сплоченности семьи. По сути, автор создает некую иерархию степеней сплоченности, с помощью которой можно проследить определенную взаимосвязь между устойчивостью и полнотой структуры семьи и положением ребенка[10].

По результатам исследования А.Я. Варм и А.С. Спиваковской, тому или иному типу семейной дезорганизации соответствует определенный тип определенного родительского поведения.

А.И. Захаров в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», включает в число проблемных семей те, в которых психологические напряжения не только не находят своего разрешения, но и имеют тенденцию к нарастанию, затрагивая как сферу отношений, так и психологическое состояние людей, в том числе детей, которые ее составляют[11].