Смекни!
smekni.com

Ислам как религия. Мусульманское вероучение и культ (стр. 2 из 4)

Получаемые Мухаммадом откровения обычно записывались, а также заучивались. Позже различные откровения были собраны в Коран. По поводу времени этого события существуют различные мнения. Одни утверждают, что оно состоялось при Абу Бакре, тогда как другие настаивают на периоде правления Умара. На сегодняшний день существует соглашение, что Коран в своем теперешнем виде был создан при Усмане. Мусульмане убеждены, что содержание Корана нельзя изменять, поскольку он был дан Богом, и что в нем явлено последнее откровение Бога.

Приверженцы ислама несут 5 основных обязательств перед Богом, которые они должны чтить. Обычно их называют пятью столпами ислама. Первая обязанность известна как свидетельство веры, иначе шахада. Все мусульмане должны произносить следующие слова, составляющие суть того, что означает быть мусульманином: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха». Эти слова следует произносить при обращении в мусульманскую веру и когда нужно подтвердить свою приверженность исламу.

Шахада подчеркивает как раз то, что для мусульман существует один Бог и что единобожье является основой их веры.

Вторым столпом веры является ритуальная молитва. Мусульмане могут обращаться к Богу в любое время суток, но 5 раз в день должны молиться посредствам особых формул (ракатов), повернувшись при этом лицом к Мекке. Молитвы к тому же сопровождаются преклонением колен и простиранием ниц. Такую молитву именуют, салят. Перед творением молитвы нужно совершить ритуальные омовение, которое служит более для создания у верующего ощущения духовной чистоты, нежели для совершения настоящего омовения в целя телесной чистоты. Ритуальное (малое) омовение именуют вуду, а большое или полное – гусл. Если мусульман творит молитву вне мечети, он выбирает по возможности чистое место и расстилает молитвенный коврик, символ духовной чистоты.

Ритуальные молитвы возносятся 5 раз в день: на заре (салят ас – субх), в полдень (салят ас – зухр), после полудня (салят аль – аср), при заходе солнца (салят аль – магриб) и в начале ночи (салят аль- иша). Наверное, многим знаком звук, которым муэдзины с минарета призывают верующих к молитве. Главное, пятничная молитва совершается в полдень, и, как правило, люди идут в мечеть, где службу ведет имам. Обычно служба заканчивается проповедью – толкованием нескольких стихов из Корана.

Другой обязанностью является милостыня, именуемая закят. Мусульмане могут жертвовать деньги или имущество в благотворительных целях в любое время, но закят является обязательным для всех. Обычно это налог в виде 2,5% от доходов. В некоторых общинах закят может достигать 10%. Может различаться и имущество, с которого взимается налог в виде закята.

Понятие закята основывается на представлении о том, что приобретаемое людьми богатство обусловлено в конечном счете щедростью Бога, следовательно, необходимо делиться нажитым добром с нуждающимися. Закят идет не только на поддержку малоимущих, но и на оказании помощи в деле распространения ислама. Закят распространяют по-разному. У некоторых принято передавать деньги мечети, которая использует их по своему усмотрению. В других общинах люди сами решают, как им следует распорядиться деньгами. Бывает и так, что закят взимается самим государством.

Четвертый столп веры заключается в соблюдении поста в 9 месяц исламского календаря, месяц рамадан. Взрослые мусульмане постятся с восхода до заката все 30 дней, полностью воздерживаясь от пищи и питья. Время смены дня и ночи часто определяется тем, различает ли глаз человека соединенные вместе черную и белую нити. Соблюдение поста оказывается не легким делом, особенно если учесть царящую во многих мусульманских странах жару, так, что больших трудов стоит человеку не есть и не пить днем. В рамадан мусульмане проявляют огромную выдержку, как физическую, так и духовную, придаваясь при этом размышлениям о Боге и религиозной жизни. После захода солнца мусульмане ежедневно в месяц рамадан слегка перекусывают, прерывая пост, а затем, ближе к ночи, плотно едят всей семьей. Вечером люди стараются посетить мечеть, чтобы помолится и отметить особые даты этого месяца. После ночного сна встают до рассвета, чтобы успеть подкрепиться, поскольку есть придется лишь вечером. В конце рамадана устраивают праздники, в один из которых отмечают Ночь могущества (Лайлат ал – кадр) когда Мухммад впервые получил откровения от Бога. Она занимает особое место в мусульманской молитвенной практике и предстает «лучше тысячи месяцев» (Коран 97:3). Многие мусульмане проводят эту ночь в мечети, где хафиз, знаток чтения Корана, оглашает его до самого рассвета. Ночь могущества празднуется на 27 день рамадана. Завершается пост большим торжеством, когда собирается вся семья и все дарят друг другу подарки. Это праздник Ид аль – фитр.

Последний столп веры ислама – паломничество в Мекку, известная как хадж. Хотя само это событие отмечается ежегодно в одно и то же время, каждый мусульманин обязан совершить по меньшей мере одно паломничество в своей жизни. Хадж приходится на 12 месяц (зу – ль – хиджжа) исламского календаря на определенные дни. Мусульманам разрешается совершать паломничества в Мекку в любое время, даже без обязательного посещения святых мест. Это так называемое «малое паломничество» (умра), которая не равносильна полному хаджу. В 632 году Мухаммад совершил хадж в Мекку, который послужил основой для выработки самых распространенных ритуалов паломничества. Все взрослые мусульмане обязаны совершить полный хадж, если они не больны и имеют средства на такое путешествие. Прежде, до появления современных видов транспорта, это предприятие было крайне хлопотливым, приходилось долго добираться до места с караванами. Отправляющиеся в паломничества люди надолго разлучались с семьей, а само путешествие было довольно опасным. Им также нужно было обеспечить семью на время своего отсутствия.

Паломники посещают Мекку, соседние города и святые для ислама места. Для вступления в Мекку, полагалось облачаться в особые одежды и делать особые приготовления. Мужчины укутывались в белые, длинные куски материи (ихрам) и брили головы, а женщины могли надеть простое длинное платье, покрыв при этом голову. В Мекке паломники сначала посещали Каабу, большое каменное сооружение в виде куба, на время хаджа покрытое черной тканью. В одном углу вмурован черный камень, который, согласно приданию, дал Аврааму (Ибрахиму) ангел Гавриил (Джибрил). Сама Кааба находится в центре Заповедной мечети Мекке. Паломники 7 раз обходя Каабу, они направляются к 2 большим холмам ас – Сафа и аль – Марва. Они быстро проходят или пробегают между ними. Это действие совершается в память о матери Исмаила (библейского Исаака), метавшейся в поисках воды. Согласно приданию, в это самое время мальчик, ковыряя ногой песок, обнаружил источник Замзам.

Хадж состоит из установленного ряда посещений святых мест и обрядов, и следующим местом посещения для паломников является долина Арафата и Милостивая гора (араб. Джабал – ар – Рахман, т.е. Арафат). Здесь, согласно приданию, Мухаммад прочитал последнюю проповедь. С полудня до заката паломники придаются размышлениям о Боге. После посещения долины Арафат, паломники направляются обратно в Мекку. Они останавливаются в долине Мусталифа, а затем в долине Мина, где стоят 3 столба, олицетворяющие для мусульман мировое зло, в которые паломники бросают камни. По возвращении в Мекку происходит завершение хаджа в виде большего праздника Ид аль – адха. Однако некоторые еще отправляются в Медину, чтобы посетить места последнего упокоения Мухаммада. Совершения хаджа представляется столь важным для мусульман, что проделавшим такое паломничество разрешается добавлять к своему имени почетный титул – хаджи для мужчин и хаджа для женщин.

Некоторые мусульмане полагают, что, помимо названных 5 столпов веры существует еще один – джихад, борьба. У кого то может сложится впечатление, что джихад означает сражение, битву, но это не так. Верно, что на первых порах становления ислама, особенно из – за разногласий жителей Медины с мекканцами, мусульмане сражались, защищая свою веру. Но настоящая война не является единственным значением слова «джихад». Оно может еще означать психологическую и духовную борьбу в умах и сердцах людей против зла в них самих и в обществе в целом. Джихад может означать любое действие, выражающееся в борьбе во имя ислама. Поэтому, хотя джихад и не относится к столпам ислама, тем не менее все мусульмане обязаны «бороться» за веру и защищать ее от всяких действий, ее подрывающих.

Во многих религиях образовались мистические течения, существующие на ряду с тем, что можно назвать правоверием. В исламе такое течение известно под названием «суфизм». Это путь познания и аскезы, по средствам которых ищущий стремится к непосредственному, опытному постижению Бога. Вновь, как и в случаях с другими религиями, мы видим, как трудно уживались между собой правоверный, традиционный ислам и суфизм. Некоторые правоверные мусульмане остро ощущали тот вызов, что бросает традиционной вере суфизм. Суфии, в свою очередь, понимали, что их практика могла способствовать обновлению давней традиции.

Слово «суфий» происходит от арабского слова «суф», означающего «шерсть». В пользу этого говорит то, что ранние суфии нередко носили грубую власяницу. И действительно, простота жизненного уклада всегда сопутствовала суфизму. Обычно суфии вели аскетичный образ жизни, отличавшийся минимумом имущества и постоянным постом. Они придерживались мнения, что необходимо сторонится тенет материального мира, пологая, что, отбросив мирские желания, они приблизятся к состоянию познания Бога. Конечно, многие суфии ощущали собственное сродство с тем, что они считали добродетелями той жизни, что была во времена Мухаммада, когда только и могли утвердиться основы ислама.

Шейх (духовный наставник) стал занимать значительное положение в суфизме. Шейх – человек по-настоящему духовный, знающий ислам и Коран, способный наставить в вере и обучить тех, кто собрался вокруг него. Отчасти его роль заключалась в передаче своего духовного знания ученикам, которые со временем в свою очередь брали себе учеников. Таким образам возникла духовная преемственность между поколениями.