Смекни!
smekni.com

Ислам как религия. Мусульманское вероучение и культ (стр. 3 из 4)

Многие шейхи утверждают, что ведут свой род от религиозных учителей, живших во времена Мухаммада, а значит, от самого Мухаммада. Получается, что в некоторых случаях религиозную преемственность от шейха к шейху можно проследить на протяжении веков.

Религиозные общины вырастали вокруг известных шейхов. Такой наставник давал духовные знания и наставления не только ученикам, но и живущим по соседству мирянам. Косяк каждой общины, составляли постоянные ученики, религиозные аскеты. Они подчиняли себя софийской дистиплине и в итоги сами становились учителями. Общину обычно поддерживала группа мирян, поставляя еду и необходимые вещи.

Подобно представителям мистических течений других религий, суфии отвергали внешние формы и обычаи правоверной религиозной традиции. Они стремились обрести опыт непосредственного общения с Богом, необремененный обрядовостью основной традиции. С этой целью они прибегали к приемам психотехники. Суфии совершали длительные молебны и придавались созерцанию, размышляя о содержимом Корана. Одной из любимых практик был зикр, иначе «памятование». Этот обряд заключался в неоднократном повторении одного из имен Бога, что являла собой вид духовного созерцания. Некоторые суфии утверждали, что одна из целей подобной практики состоит в обретении определенного единения с Богом. Подобные заявления правоверные мусульмане порой рассматривали как еретические, за выражение таких взглядов подвергали осуждению и даже наказанию.

Одним из самых прославленных софийских мистиков был аль-Газали (1058/59–1111) родом из Туса (Иран). Он был ученым мужам, написавшим множество книг. Преподавал в Багдаде, где обрел известность с помощью своего учения и писательской деятельности. В 1095 году в его жизни происходит перелом. Его перестает удовлетворять сравнительно благополучное существование, добытое праведными трудами, и он решает порвать с прежним укладом жизни. Газали начинает вести жизнь странствую суфия, довольствуясь в пути самым малым. Посетив Сирию, Иерусалим и Мекку, он затем возвращается в Иран, где основывает софийское братство. Последние годы аль-Газали вновь возвращается к преподавательской деятельности, но умеряет в 1111 году. Пожалуй наиболее известным его трудом является «Воскрешение наук о вере» («Ихйя ‘улум ад-дин»; написан в 1095–1105).

Устройство

Мечеть или по-арабски масджид, занимает особое место в мусульманском обществе. Исторически сложилось так, что это нечто большое, чем просто молельня. По этому многие мечети обрастали пристройками, выполнявшими определенные задачи. мечеть служила тем местом, где дети получали религиозное образование, где люди всех возрастов постигали Коран и учились читать, писать и говорить по-арабски. Кроме того, там можно было уединится на некоторое время, чтобы предастся размышлением в тиши, или обсудить религиозные вопросы. Многие мечети имели при себе школы, некоторые еще служили местом для судебных разбирательств.

Большинство мечетей имеют пространственные помещения для молитвенных собраний, часто куполообразное, и один либо несколько минаретов. Основной облик мечети определяется внешним видом дома Мухаммада в Медине. Мечеть отличает отсутствие на ее стенах каких-либо изображений или картин. На стенах могут быть написаны изречения из Корана, а пол молитвенного помещения устлан коврами, но в ней нет никаких изваяний. В молитвенном помещении отсутствуют сидения, столы или иная мебель. Мусульмане молятся, обратившись лицом к Мекке, а направление указывает проем в стене (михраб). Обычно внутри имеется деревянное возвышение (минбар), откуда ведется проповедь послеполуденной пятничной молитвы, когда мусульманская община собирается в мечете. Мусульмане дорожат пятничной службой. Прежде всего, в мечете собираются мужчины, но могут присутствовать и женщины, хотя они, как правило, молятся отдельно от мужчин. Перед ритуальной молитвой принято совершать ритуальное омовение, для чего в мечете есть помещение с водопроводом. Перед входом в молитвенное помещение снимается обувь. От мусульман не требуется обязательного посещения мечети для совершения закята или ритуальной молитвы, но присутствие на пятничной полуденной молитве считается крайне желательной.

Хотя можно выделить некий свод общих для всех мусульман верований, вместе с тем в отношении того как происходило становление самого вероисповедания, имелись существенно различные точки зрения, что привело к образованию 2 ведущих течений ислама, суннизма и шиизма. Возникновение расхождений между ними берет свое начало с непреодолимых разногласий по поводу того, кому следовало возглавить мусульманскую общину после смерти Мухаммада.

Шииты убеждены, что с уходом из жизни пророка предводителем общины должен был стать Али, его двоюродный брат и зять. В действительность Али удалось стать лишь 4 халифом, но шииты не считают первых 3 законными избранниками общины. Когда после смерти Усмана, 3 халифа, его сменил Али, не все мусульмане последовали за новым избранником. Были и те, кто поддержал Муавию, двоюродного брата Усмана, в его притязаниях во власть в общине. В итоге произошло военное столкновение 2 лагерей, приведшее к убийству Али в 661 году. Муавия сумел прибрать к рукам общину. Он стал халифом, основав исламскую династию рода Омейядов. Однако остались мусульмане, считавшие, что с Али и его семьей обошлись не справедливо, и продолжавшие хранить ему верность. Более того, они хотели видеть халифом его сына Хусейна. Однако в 680 году верные Омейядом войны убили Хусейна. Шииты неизменно чтили Али, веря, что сам Мухаммад желал видеть его своим преемником.

Среди самих шиитов имели расхождения в вопросах наследования власти, что привело к различным течениям внутри шиизма. Но все они сходятся в том, что главой мусульманской общины должен быть потомок Али, называя такого вождя имамом. Расхождение среди шиидских течений связано с тем, кто был имамом в то или иное время. Многие мусульмане, например, посчитали Мухаммада аль – Бакира (ум. В 732), внука Хусейна, 5 имамом, а другие поддержали Зейда ибн Али (погиб в 740 году), его родного брата. Расхождение в вопросе, кому быть седьмым имамом, привели к делению группы, известной как исмаилиты. Они способствовали установлению Фатимидского халифата, также основанию университета аль – Азхар в Каире. Исмаилиты выработали ряд особых верований, отличных от вероисповедания, разделяемого большинством мусульман. Другое шиидское течение включает дюженников (араб. Иснаашариты (имамитами), разделяющих учение о 12 имамах, последнего из которых провозгласили «скрытым», ожидая его возвращения.

Обратившись вновь к вопросу наследования Мухаммаду, мы видим, что сунниты, преобладающие в мусульманском мире, смотрит на первых трех халифов иначе, чем шииты. Они считают, что Абу Бакр не стремился стать халифом, но, ощущая ответственность за судьбу молодой мусульманской общины, хотел ее сплотить. В любом случаи, Али казался в ту пору слишком юным, что бы занять место халифа. Сунниты считали случившееся избрание приемника Мухкммада вполне обоснованным. Сунниты хотели подчеркнуть, раз Мухаммад является «печатью Пророков», то не кому не дозволено «наследовать» ему духовно, но только в отношении руководства мусульманской общиной. Сунниты утверждают, что они, как основное течение ислама выражают традиционное его понимание, воплощая собой, те ценности и верования, что запечатлены в откровениях Мухаммада.

Важной особенностью исламского уклада жизни является исламское право (шариат), где определенны не только общие нравственные основы, но и некоторые частные стороны того, как мусульмане должны себя вести. При жизни Мухаммада мусульманская община видела в нем пример для себя и по возможности подражала его образу жизни. Даже потом, после смерти Пророка, те, кто знал его или слышал о его нормах поведения, могли опираться на это знание, решая, как им поступить в трудном положении. Они всегда могли вообразить, как бы повел себя Мухаммад на их месте. Первые 4 халифа могли быть советчиками и в случаи необходимости выносить решения на основании того, как бы поступил в подобной ситуации сам Мухаммад.

Но чем больше времени проходило после смерти Мухаммада, тем труднее было представить, как мог бы действовать Пророк в случившейся ситуации. Назрела необходимость утвердить систему исламского права, которое определяла бы должное поведение в любых жизненных ситуациях. Правоведение состоит в изучении и анализе тех основ, опираясь на которые можно создавать законы, и исламское правоведенье выдвинулась на передний план.

Исламское законодательство по мере своего развития в различных странах принимало своеобразные черты. В одной культурной среде выделялось одно, в другой – иное. Все это рождало определенные неудобства, поскольку, например, один и тот же проступок в 2 культурах контекстах толковался различно. Постепенно пришло толкование того, что исламское право, способно сплотить исламское общество, дав ему единообразное законодательство. Одним из ведущих ученых и мыслителей в области правоведения был аш – Шафии (ум. 820). Он ратовал за единообразие в судебной практике, пологая, что существует 4 способа (основы или «корня», усуль аль – фатх) установление законна.

Первый связан со ссылкой на откровения в Коране. Но священная книга большей частью давала указания по общим, нравственным и религиозным вопросам, в меньшей степени затрагивая конкретные ситуации, которые могли бы возникнуть в жизни. В Коране можно видеть конечный источник закона, но, согласно Шафии, существуют и другие области, могущие оказаться так же полезными. Образ жизни пророка и то, как он вел себя в различных жизненных ситуациях, известны как сунна. Сами поступки и суждения Мухаммада запечатлены в преданиях, именуемых хадисами. Не все хадисы имеют для мусульман одинаковую силу. Исламские ученые мужи разработали разветвленную систему проверки верности хадисов посредствам приемов, выясняет цепочку передатчиков самих приданий со времен Мухаммада.