Смекни!
smekni.com

Процесс становления и направления христианства (стр. 2 из 5)

Христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения. "Богооткровенные" догматы вероучения считаются неизменными. Поэтому основные нормы морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. Кроме того, в христианской морали есть такие нравственные наставления, которые отсутствуют в нерелигиозной морали. Например, учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам, непротивлении злу и т. д.

2. Направления христианства

Дав людям моральные правила, христианство смогло распространить свое влияние на огромных территориях. Наиболее многочисленным и организованным направлением христианства является католицизм. Центр католицизма и резиденция его главы — папы римского — Ватикан, город-государство в центре Рима. Это государство имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты власти, вплоть до гвардии и жандармерии. Светская власть папы в ее настоящей форме была установлена Латеранским договором 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI. В дальнейшем эти соглашения были узаконены специальной статьей в итальянской конституции 1947 г.

Папа через посредство римской курии (центральный административный аппарат католической церкви, состоящий из конгрегации, канцелярий, секретариатов, трибуналов, советов) руководит всей церковью и ее многочисленными организациями, действующими в подавляющем большинстве стран. Главных католических иерархов — кардиналов и епископов — папа назначает из представителей духовенства разных стран. Коллегия кардиналов (конклав) пожизненно избирает из своей среды папу, который с этого момента становится "викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом римской провинции, сувереном города-государства Ватикан".

По сравнению с православием католицизм имеет ряд особенностей в вероучении и культе. Разделяя общехристианский догмат о божественной троице, веру в истинность Библии и изложенную в ней систему мифов о сотворении мира и человека, католицизм признает, например, "исхождение духа святого" не только от бога-отца (как учит православная церковь), но и от бога-сына. Католики верят в существование чистилища (кроме рая и ада), признают непогрешимость в вопросах веры и морали папы римского.

Источником своего вероучения католики считают не только Библию, но и предание, церковную традицию, в которую они включают решения вселенских соборов и суждения пап. При этом право толковать Библию имеет только церковь. Духовенство выделяется своим обетом безбрачия и учением о запасе добрых дел — божественной благодати, которую распределяют священники.

Своеобразно отправляются в католицизме также таинства и обряды, общие для христианства. Например, таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду (в православии — только погружением в воду). Таинство миропомазания в католицизме, называемое конфирмацией, производится, когда ребенку исполняется семь-восемь лет (у православных — вскоре после рождения). Таинство евхаристии совершается на пресном хлебе (у православных — на квасном), при этом до недавнего времени только священники могли причащаться хлебом и вином, миряне же должны были причащаться только хлебом.

Широкое экзальтированное почитание Богородицы и учение о ее телесном вознесении; пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства для воздействия на верующих; чрезвычайно развитое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных; строго централизованная иерархическая организация во главе с "непогрешимым" папой римским — таковы характерные особенности католической разновидности христианской религии.

Наряду с католицизмом и православием существует протестантизм — направление христианства, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и последующего развития.

Протестантизм возник в конце XVI века, в эпоху Реформации, которая была первой решительной битвой европейской буржуазии против феодализма. Преддверие буржуазной революции не случайно приняло формурелигиозных войн — чувства и сознание народа были целиком охвачены церковью. Одним из первых шагов реформационного движения в Германии было выступление Мартина Лютера (1483—1546) против индульгенций. Лютер выступил против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между Богом и людьми. Лютер считал, что человек может спастись только посредством веры, которая непосредственно даруется Богом, без помощи церкви. Это учение Лютера о спасении, или оправдании верой в искупительную жертву Христа, стало одним из центральных догматов протестантизма.

Высшей точкой реформационного движения в Германии была Крестьянская война 1525 г., закончившаяся поражением восставших и гибелью их вождя Томаса Мюнцера. Лютер в это время выступил против народного движения и провозгласил безусловную покорность светским порядкам и властям как единственной опоре порядка и возможности "христианского смирения".

В первой половине XVI века реформационное движение стало быстро распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, в скандинавских странах, в Прибалтике. Отдельные лютеранские общины появились в Польше, Венгрии, Франции. В это же время в Швейцарии возникают новые разновидности реформационного движения — цвинглианство и кальвинизм.[4]

Гораздо большее распространение получил кальвинизм. Жан Кальвин (1509—1564), отрекшись от католицизма, с 1536 г. обосновался в Женеве, где возглавил реформационное движение. Одним из основных догматов его учения является тезис об "абсолютном предопределении": еще до сотворения мира Богом были определены судьбы всех людей (кому предназначен рай, кому — ад), и никакие усилия, никакие добрые дела не могут изменить предначертания Бога. С самого начала кальвинизму стали свойственны подробная регламентация общественной и личной жизни верующих в духе благопристойности, имеющей очень узкие и строгие рамки. Инакомыслие

пресекалось самыми жестокими мерами. В соответствии со своим учением кальвинизм изменил культ и церковную организацию. Иконы, облачения, свечи и т.п. были упразднены. Основное место в богослужении заняло чтение Библии и пение псалмов. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники, которые составляли консисторию, ведающую религиозной жизнью общины.

Реформация в Англии началась по инициативе правящих верхов. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой английского короля. Были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу казны. Но при этом объявлялось о сохранении всех католических догматов и обрядов.[5]

Организационные формы современных протестантов весьма разнообразны — от церкви как государственного учреждения (Швеция) и до полного отсутствия объединяющей организации (квакеры), от больших конфессиональных (Всемирный союз баптистов) и межнациональных (экуменическое движение) объединений до мелких изолированных сект.

Наиболее крупным протестантским движением является лютеранство. Лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах. Наиболее влиятельны они в скандинавских странах (Исландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Германия). Самой влиятельной лютеранской организацией на территории бывшего СССР является Эстонская евангелическая лютеранская церковь.

В современном кальвинизме существуют реформаторские и пресвитерианские церкви (а также конгрегационализм), которые распространены, в большинстве своем, на территории Англии и США.

Англиканская епископальная церковь является государственной церковью Англии. Церкви того же вероисповедания существуют в США, Индии и других странах, по большей части в бывших колониях Британской империи. В Штатах англиканство представлено Протестантской епископальной церковью США, которая ведет большую миссионерскуюдеятельность в странах Азии и Африки, в Латинской Америке.

К протестантам относят и старокатоликов — сторонников отколовшихся от римско-католической церкви направлений. Старокатолическая церковь сложилась на основе оппозиции решению Ватиканского собора 1870 г. о непогрешимости папы. Основные ее центры находятся в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах. Старокатолики не признают непогрешимости папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, целибат для духовенства. Старокатолики близки англиканам и поддерживают с ними постоянные контакты.

Во времена Реформации сложилось течение меннонитов. Оно возникло в Северной Германии после поражения в Крестьянской войне 1525 года. Его основателем был голландец Менно Симоне, призывавший к непротивлению, отвергавший борьбу со злом в мире. Меннониты не верят в предопределение, придают большое значение личной вере (вплоть до приоритета над священным писанием). Среди меннонитов распространены мессианские и хилиастические представления. Приверженцы этого направления христианства живут, по преимуществу, в США и Европе и ведут активную миссионерскую деятельность.

Во многом смыкается с другими протестантскими организациями баптизм. Разделяя догматы о троице, божественном происхождении Христа и т. п., баптисты отрицают роль церкви как посредника между Богом и людьми, проповедуют принцип оправдания верой. Они верят в предопределение, но признают свободу воли человека. Значительно упрощен культ — они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены молитвенными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом. Среди верующих баптистов главенствует принцип взаимопомощи и поддержки. В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США, кроме того, он представлен в Англии, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР, Австралии. В 1905 г. был создан Всемирный баптистский союз, объединивший различные направления.