Смекни!
smekni.com

Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина (стр. 4 из 8)

7. Из-за этой непостижимой тайны воплощения Слова Божия Пресвятая Дева называется и есть "справедливо и истинно Богородица" - Θεοτόκος: "Если рожденное Отроча - Бог, то как же не Богородица родившая?" (А,4). Дева Мария есть действительно Богородица, ибо "не простого человека родила, но Бога истинного; не просто Бога, но Бога воплощенного" (ПВ III,12; В,3-4) и "не человека обожествленного, но Бога вочеловечившегося" (ПВ III,2). Другими словами, Богоматерь не родила просто богоносного или обоженного человека, но Самого Бога-Слово, Единородного Сына Божия, Который "благоволением Отца, не из соединения природного, но от Духа Святого и Марии Девы сверхприродно стал неизменно плотию (А,3)... ибо Сама Богоматерь сверхъестественно послужила тому, что Создатель создался и Бог Творец всего вочеловечился, обоживая воспринятое человечество, причем в то же время соединение сохраняет соединенные естества такими же, какими они вошли в соединение" (ПВ III,12). Эти последние слова Иоанна Дамаскина означают, что Божественная Ипостась Слова, единосущная Отцу по Божеству, воспринимает в утробе Девы человечество, полную человеческую природу, и становится Христос единосущным Матери и нам, соединяя теснейшим образом обе природы - Божественную и человеческую - в одной и той же Ипостаси Своей, без малейшего изменения или смешения природ и без потери их существенных свойств (В,1; ПВ III,3,6) [55]. Но в этом ипостасном соединении с Божеством человеческая природа возвышается до обожения. И поэтому называется еще Святая Дева Богородицею "не только ради Божеского естества Слова, но и ради обожения человека" (ПВ III,12) [56]. Ибо в утробе Богоматери человеческая природа через ипостасное соединение с Божеством восприняла обожение, стала "логосной" и "обожествилась и стала Богом и единобожной (ομόθεος) Логосу" (ПВ IV,18; С,2).

Пресвятая Богоматерь есть также и Христородица - Χριστοτόκος, "ибо Она Христа родила" [57] (и можно было бы Ее еще назвать "Христородицею, и Господородицею, и Спасителеродицею, и Богородицею") [58], но так как "нечестивый и богопроклятый еретик Несторий употребил это название к уничтожению названия "Богородица", то мы не называем Ее Христородицей, но более возвышенно - Богородицей. Ибо "христородицами" являются и другие матери пророков и царей (помазанников), но только одна Святая Богородица Мария есть воистину Богородица" [59]. Знаменитый богослов Леонтий Византийский запечатлевает святоотеческое об этом названии Предание такими словами: "Одно только самое собственное и самое главное и самое значительное имя Святой и Пречистой и Приснославной Девы - Богородица" [60].

8. Из тайны Божественного Воплощения знаем еще через святого Иоанна Дамаскина, что Пресвятая Богородица как и до рождения, так и в самом рождении, а также и после рождения была и осталась навсегда Девой: "умом, и душой, и телом приснодевствующая" (А,5). Ее приснодевство означает, что как в бессеменном зачатии Сына Божия от Духа Святого Она была "неискусомужна" (А,6) и "неискусобрачна" (В,14), так и в рождении "Рожденный сохранил Ее девство неповрежденным, один только пройдя через Нее и сохранив Ее заключенной (ПВ IV,14)... и отворил утробу, не повредив ключи девства" (В,9). Всякая другая дева по природным законам "рождением повреждает девство", между тем как Дева Матерь и Богородица "и прежде рождения - Дева, и в рождении Дева, и после рождения Дева" (С,2). Ибо рождение из Нее Богочеловека Христа было в то же самое время "ради нас, по нам и превыше нас", то есть и спасительно, и природно, и сверх природы: "оно - ради нас, потому что ради нашего спасения; по нам - потому что Он (Логос) соделался Человеком от Жены и родился в обычное время от зачатия; превыше нас, потому что родился не от семени, но от Духа Святого и от Святой Девы (= неискусобрачно) превыше закона зачатия (ПВ III,7) и "кроме болезней" (безболезненно) (С,13) [61]. Возможность такого рождения дал Святой Деве Дух Святой, - "очистив Ее и дав Ей силу как и принять, так и родить Слово Божие" (ПВ III,2), но также эту возможность дал Ей и Сам Единородный Сын Ее, - "естества нашего роды свободивый и девственную утробу освятивый рождеством Своим" [62].

Пресвятая Богородица, продолжает дальше свое изложение святой Иоанн Дамаскин, "пребывает и по рождестве Девой", то есть Приснодевой, - "не имевшая до смерти никакого общения с мужем" (ПВ IV,14). Годы земной жизни Сына Ее Она прожила вместе с Ним и в час Крестной смерти Его "те муки, каких Она избежала при рождении, претерпела во время страдания (Сына Своего), когда материнская жалость терзала Ее утробу" (ПВ IV,14; С,14) [63], после же Воскресения Его "Бога плотию умершего проповедала" (там же). Наконец, после Вознесения Сына Своего Богоматерь жила до Своего успения и переселения в Иерусалиме, "в божественном и многознаменитом граде Давидовом - Сионе"; "Сион - мать Церквей всей вселенной - был обиталищем Матери Божией" (С,4).

9. Всеславное Успение и чудесное Преставление (Μετάστασις) Матери Господа исповедует и проповедует святой Иоанн Дамаскин по "древнему и истиннейшему Преданию" Церкви Иерусалимской (С,4,18) и описывает подробно чудесные события в день Ее Успения, как это читатель может увидеть, особенно в третьем "Слове об Успении". Не будем здесь останавливаться на всех этих моментах, а рассмотрим только вопрос о смерти Богородицы, о погребении пречистого тела Ее и о переселении его на небеса.

Несомненный факт, по Дамаскину, что Богоматерь умерла смертию человеческою. Хотя Она и есть "источник Жизни", все же Она "к жизни через смерть приводится", и, хотя "в рождении (Сына) превзошла пределы естества, теперь Она подпадает под его законы и пречистое тело Ее подчиняется смерти" (В,10). Как мы уже это приводили выше, "как дочь древнего Адама, Она также подпадает ответственности отца" (С,2) [64], и "природно" святая душа Ее "разделяется от непорочного тела, тело же законному погребению предается" (В,10). Это "погребение" тела происходит, чтобы "составленное из земли снова возвратилось в землю" и там сняло с себя "тленность" (В,10; D,3) и оделось "в нетление", - в духовное тело нетления (там же; ср. и: ПВ IV,27).

И все-таки хотя святой Иоанн Дамаскин и говорит о естественной смерти Богоматери, в то же самое время он сам исповедует вместе со святителем Андреем Критским [65], что смерть Богородицы была "превыше нас" (υπέρ ημας). Ибо "бесконечная благость богоначальной слабости" (С,18) [66] Сына Ее "обновила естества" [67] и воистину все "соделала новым" (см.: Откр.21:5). Эта "слабость" Его есть именно спасительное и возвышающее истощание Его, снисходительное Его воплощение и смирение, спасительная страсть и животворящая смерть Его ради нас, но и превыше нас. Благодаря как раз этой "богоначальной слабости" Его после Воскресения Его, которым Он разрушил власть смерти, природа человеческая облеклась в бессмертие. "Обожествился я, человек, - пишет святой Иоанн Дамаскин, - и тленный обессмертился... снял с себя тление и оделся в нетление одеждою Божества" (С,12). И доказательством этого служат святые - живые члены вечно живого Христа, и прежде всех Его "Живоначальная Матерь" (В,5). Поэтому, как можно называть их "мертвыми", когда их Глава и Начаток – Христос - жив и животворящий? Их смерть, говорит Дамаскин, больше не смерть, но "прекраснейшее переселение, которое дает вселение к Богу" (В,10). И если это "дается всем богоносным служителям Божиим, - ибо дается, и мы в это веруем" (там же), - то как не дается еще больше Матери Божией? [68] И действительно, смерть "Живоначальной Матери" Господа настолько превосходит понятие "смерти", что больше и не называется "смертью", но "Успением", "Божественным преставлением" и "переселением или вселением к Господу" (В,10; D,1). Но если и назовем его "смертию", то уже "смертию живоносною" (С,2) и "началом второго бытия" (D,4) - вечного.

Если Бог благоизволил, чтобы святые Его и Сама Матерь Его "переселялись" через смерть в вечную жизнь, то это дело Его судеб и "постановлений" ("и следует Своего Сына постановлению" - С,2), но смерть уже не имеет над Богородицей, ни внутри Ее никакой власти, как об этом прекрасно говорит Дамаскин: "Сегодня жизни сокровище, благодати бездна, смертию животворной покрывается, и к ней неустранимо приступает Родившая Разорителя смерти, - если вообще надо называть смертию Ее всесвященное и живоносное переселение в другую жизнь. Ибо разве может быть подвластна смерти Та, Которая источила всем истинную жизнь?" (С,2). Матерь Ипостасной Жизни, "исполненную энергией Духа... и родившую Отчее Благоволение - Ипостась Бога Слова, Которая все наполняет... Как же Она может быть поглощенной смертью? Как Ее может принять ад? Как дерзнет истление приблизиться к живоприемному Ее телу? Все это чуждо богоносной душе и телу Ее. Смерть убоялась даже и смотреть на Нее, ибо от своего нападения на Сына Ее смерть опытом научилась и от этого опыта стала мудрее" (С,3) [69].