Смекни!
smekni.com

Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина (стр. 5 из 8)

Эта "антиномия" живоносной смерти Богоматери не должна быть устраняема человеческими домыслами или пиетическими мышлениями, как это делают новые западные "догматы" об "immaculata conceptio" и об "Assumptio" (но без смерти), но надо держаться веры отцов и Предания Древней Церкви Христовой. Пресвятая Богородица не нуждается в ложной славе. Ее "блаженство" и Ее "слава", по святому Иоанну Дамаскину, есть прежде всего "бессеменное зачатие, Божественное вселение и нетленное рождение" Второго Лица Святой Троицы. С этим не сравнима никакая другая слава, или добродетель, или благодать, или энергия - Божественная или человеческая: "ибо Она была сосудом не энергии Божией, но существенно Ипостаси Сына и Бога" (А,6). Поэтому и смерть Ее не есть нечто бесславное для Нее, ибо через этот путь смерти уже прошел Сын Ее (D,1), и как Бог и Спаситель "Он разрушил смертию смерть" и "предтечей за нас телесно вошел во внутреннейшее за завесу", "в Святая Святых превыше небес" (С,12; см.: Евр.6:19-20). Поэтому Он Сам как Сын Ее и Спаситель приходит в час Успения Матери Своей (С,10), и, "служа Пресвятой и Божественной Матери, принимает владычными руками святую душу Ее" (В,5), и так, сопровождаемый всеми Ангелами и всеми святыми, возносит Ее не просто на небо, но "до самого Престола Своего" (В,11), вовнутрь сверхнебесной Святая Святых (С,12). При святом же погребении (В,12) "живоначального и богоприемного тела" (D,4) Богоматери Он тоже, как "новый Соломон - начальник мира", собирает в церковный собор все небесные чины Ангелов и святых и апостолов Нового Своего Завета, со всем святым народом в Иерусалиме (С,12), и так пресвятое и богоприемное тело "полагается во всеславный и сверхприродный гроб", откуда "после трех дней" в нетленности своей (В,10) "возносится в небесные обители" - к Единородному и возлюбленному Сыну Ее и Богу (С,14; D,2,4).

10. Было бы возможно сказать здесь еще много из богословия святого Иоанна Дамаскина, ибо богатство богопреданного богословия святых отцов неисчерпаемо, но мы не будем дальше распространяться. Ограничимся только напоминанием, что возможно бы было еще говорить о месте Богородицы в небесной "Церкви перворожденных" (D,2), и о ходатайстве Ее за Церковь на земле (С,8,16), и вообще о месте Богоматери во всей Церкви, которая есть Тело Сына Ее, от Которого Пресвятая Мать неотделима ("ибо нет расстояния между Материю и Сыном" - D,4), а также и о том, как Богородица есть "добротворитель всей природы" и всей твари (А,1; В,2; С,11,16), и еще о том, как Ей поклоняется вся тварь как - "Царице, и Госпоже, и Владычице, и Богоматери, и воистину Богородице" (В,12; С,14). Сколько еще можно было бы сказать о Пресвятой Богородице из богослужений нашей Святой Церкви, в которой столь много гимнов составил именно святой Иоанн Дамаскин! [70] И сколько еще из самой жизни Церкви, из ее вечного и повседневного опыта! Воистину честь, и величание, и слава, и благодать Пресвятой Богоматери в Православной Церкви не кончаются никогда. Ибо "честь, воздаваемая Ей, восходит к воплощенному из Нее Сыну" (ПВ IV,16; В,14). И не только честь, но и все другое, а прежде всего правильная вера (ορθο-δοξία) и благочестивое поклонение (προσκύνησις), имеющее всегда своим центром "великое благочестия таинство" Боговоплощения (ср.: 1Тим.3:16). Ибо вся тайна о Пресвятой Богородице сводится к "тайне Христовой" - тайне "из всего нового самой новой и единственно новой под солнцем" (ПВ III,1; А,2; В,9).

Список литературы

Изд. по: Афанасий (Иевтич), иером. Учение о Пресвятой Богородице у св. Иоанна Дамаскина // Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сб. работ. М., 2001. С.173-210. - Изд.

1. См.: Migne, PG 94,789-1228. Дальше мы это творение будем цитировать только как ПВ ("Точное изложение православной веры") с обозначением книги латинским числом и главы - арабскими числами. "Гомилии" же мы будем цитировать сокращенно: А ("На Рождество Богородицы"), В ("На Успение I"), С ("На Успение II"), D ("На Успение III") с обозначением арабскими числами параграфов в нашем издании [т.е.: Богородичные беседы святого Иоанна Дамаскина. Афины, 1970; настоящая статья написана как "Введение" в это издание. С русским переводом Слов на Богородичные праздники прп. Иоанна Дамаскина можно познакомиться в изд.: Творения прп. Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники / Перев. и коммент. свящ. М. Козлова, Д. Афиногенова. М.: Мартис, 1997. 351 с. - Изд.].

2. Полужирным шрифтом выделены те термины, на которых делается смысловое ударение: в первоисточнике они выделены курсивом или взяты в кавычки. - Изд.

3. См.: Притч.22:28. - Изд.

4. Слово III,41 // PG 94,1356.

5. Не входя здесь в раскрытие экклезиологии Дамаскина, указываем только на некоторые ее моменты, как, например, следующие строки или как те, которые находятся в Гомилии С,4, и в ПВ // PG 94,1432.

6. См.: Иоанн Дамаскин, св. Слово на Преображение, 6 // PG 96,556; на Великую Субботу, 30 // PG 96,632; и в защиту святых икон, 1 // PG 94,1284; а также каноны святого Иоанна Дамаскина на праздник апостолов Петра и Павла, 29 июня, песнь 3.

7. Ср.: Афанасий Великий, св. Против ариан III, 29 // PG 26,385: "Вся цель и весь характер Священного Писания в том, чтобы в нем обещание о Спасителе было двоякое: во-первых, что Он всегда был Богом и Сыном и Сиянием и Премудростию Отца; и во-вторых, что Он потом взял нас ради плоть от Девы и Богородицы Марии и стал Человеком".

8. См.: Гомилия В,4: "Один Христос, один Сын, Он же самый Бог и Человек; вместе Бог совершенный и Человек совершенный; весь Бог и весь Человек, но одна Ипостась сложная, из двух совершенных природ - Божества и человечества, и в двух совершенных природах - Божестве и человечестве; необнаженный Бог и непростой Человек, но один Сын Божий и Бог воплощенный, вместе Бог и Человек тот же самый". Ср. также: Богородичен Догматик, глас 8, творение Дамаскина: "Един есть Сын сугуб естеством, но не Ипостасию; темже, совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего".

9. И особенно свт. Кирилла Александрийского, который боролся больше всех в защиту православной веры о Богородице, но все-таки говорил: "Мы никогда никого из тварей не считали Божеством, ибо мы привыкли считать Богом Единого по природе и истинного; блаженную же Деву мы знаем человеком, как и мы" (Против Нестория I,10 // PG 76,57).

10. Эти явно христологические слова надо особо помнить нам, православным богословам, не только в отношении к протестантам, отрицающим всякое почитание Богородицы, или к римокатоликам, искажающим своими новыми "догматами" и своей "автономной мариологией" подлинное лицо Богоматери, но и в отношении к тем, которые хотят излагать учение о Богородице не как один из пунктов христологии, но ставя ее вне Предания, на почву явно внеправославной софиологии или самостоятельной антропологии и тому подобного. Истинная вера православного Предания Соборной и Апостольской Церкви Христовой провозгласила Пресвятую Богородицу "жезлом Православия" (το σκηπτρον της 'Ορθοδοξίας) именно устами свт. Кирилла Александрийского, одного из самых христологических отцов (см. его Слово на III Вселенском Соборе // Mansi 4,1253).

11. Это многозначительное, но почти непереводимое выражение употреблено свт. Фотием Константинопольским в его "Гомилии на Рождество Богородицы", §9 (Φωτίου Όμιλίαι, изд. В. Лаурдас. Фессалоники, 1959. С.96).

12. Иоанн Дамаскин, св. Слово на Великую Субботу, 1 // PG 96,601. Ср.: Гомилия С,7.

13. Ибо, по Дамаскину, "предопределение есть дело Божественного предзнающего повеления" (ПВ II,30), так как "Бог все предвидит, но не все предопределяет" (там же). Божественное же предзнание или предведение не есть принудительное, но предвидящее (προθεωρητική), по словам святых отцов. "Бог не желает, чтобы Он один только был праведным, но чтобы все по силе уподоблялись Ему" (ПВ IV,19).

14. Ср.: Иоанн Дамаскин, св. Слово о засохшей смоковнице, 3 // PG 96,581; и На Великую Субботу, 24 // PG 96,624.

15. "Ибо то, что делается по принуждению, не есть добродетель" (ПВ II,12).

16. Максим Исповедник, св. К Фалассию, 54 // PG 90,528.

17. Ибо, по словам отцов, "однозначительно - уничтожить свободу или уничтожить человека". (См.: Николай Кавасила // PG 150,638; и его же Слова о Богородице в новом изд.: П. Неллас. 'Н Θεομήτηρ. Афины, 1968, с интересными схолиями).

18. Особенно интересно толкование Рим.11:5 и 7 св. Симеона Нового Богослова, который в своем Втором нравственном слове толкует христологически всю историю рода человеческого, начинающуюся из ребра первого Адама и совершающуюся через ветхозаветные избрания и в конце завершившуюся в Богородице в мужа Богочеловека - Второго Адама, как Церковь, которая и есть самый Христос (см.: Sources chretiennes. №122. P.326-338).

19. О спасении Своем через Христа исповедала смиренно Сама Богородица во время Благовещения: И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк.1:47). В одной из стихир Предпразднства Рождества Христова Церковь поет: "[Вертепе, благоукрасися...] ...явися Господь из Девы Матере. Емуже, и приникши, рабски Мати поклонися, и привещаше к Держимому на объятиих Ея: како всеялся ecu Мне, или како прозябл ecu во Мне, Избавителю Мой и Боже?" [Минея. Месяц декемврий, 6. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира на И ныне, глас 6. - Изд.]. См. также, что пишет Хрисипп, пресвитер Иерусалимский (V в.) о том, как Христос спас Святую Деву "из падения, в которое и Ее поставила сродность Евы (праматери)" (Слово о Святой Марии Богородице, 2 // Patrologia Orientalis. Т.19. Р.338).

20. Ср.: Ис.11:1,10; Ирмос 4-й песни 1-го Рождественского канона прп. Иоанна Дамаскина, глас 1. - Изд.