Смекни!
smekni.com

Характеристика античного релігійного світогляду на прикладі старод (стр. 8 из 8)


ХI Заключение

Надеюсь, что главная идея эпистемлогической основы показана вполне ясно, и в свете ее прочие элементы религии могут рассматриваться как служебные, второстепенные, а также содержащие в себе возможности манипуляции людьми, ограничения их свободы и решения с их помощью совершенно чуждых духу самой религии задач. Именно в той второстепенно-прикладной части и находится потенциальность сектанства, межрелигиозной ненависти, нетерпимости, фанатизма и идиотизма. Именно ритуально-политическая часть религии легко подвержена вирусу этих страшных заболеваний. Эпистемологический же и основной элемент религии способен вырабатывать иммунитет, исцеляющий больных правоверных от тех недугов и поддерживающий само тело религии живым в веках.

Будда и Христос были учителями-реформаторами традиций своих народов, религии которых подцепили (к их времени) вирус ритуализма, механистичности, пустой догматичности и нетерпимости. Те доктора как раз и лечили своих соотечественников от тех болезней стимулируя интеллект и возвышенную духовность, своим примером показывая возможность и величие высшего знания, а также его практическую силу. И желающим понять их учения и подвиг следовало бы заняться философским рассмотрением сущности того, что они делали, а не последующих наслоений болезненных мозолей сектанства и идей исключительности и избранности последователей тех религий и их жрецов. Религия это дело личное прежде всего. Она преобразовывает личность, воспринимающую религию правильно, как средство умственного и духовного совершенствования и расширения знания человека, или религия способствует деградации личности, воспринимающей ее в механическо-ритуалистическом и иерархическом аспектах в отрыве от ее эпистемологического измерения. В истории имеются многичисленные примеры того и другого, и разумному человеку следует сделать разумный выбор в отношении к религии. Этот выбор было нелегко сделать для многих даже очень умных людей. Ницше например называл Христьянскую “религию религией рабов”, но, как мы теперь можем видеть, упускал из виду ее эпистемологический элемент. Едва ли кому придет в голову называть самого продуктивного философа ХIII века Св. Фому Аквинского или оригинальнейшего метафизика того же золотого века христьянской мысли Св. Бонавентуру рабами. Оба они были докторами философии и богословия Парижского университета и имена их пережили их уже на восемь столетий, а книги и сегодня переводятся на многие языки мира. Многие русские святые вызывали глубочайшее уважение людей, и несмотря на скромность их жизни, память об их чудесных силах, прозорливости и сбывшихся пророчествах и благословениях живет в народе русском и сегодня. Святой Сергий Радонежский, Святой Серафим Саровский ни у кого не вызывали ассоциаций бессилия или забитости или рабской неспособности выразить свое миросозерцание. К сожалению некоторым скромность и углубленность можут казаться признаками отсутсвия силы воли, качеством, свойственным запуганным и отчаявшимся рабам, однако, даже при рассмотрении наскоро жития русских святых, ни о ком из них нельзя сказать, что лишены они были силы воли или неспособны к сверхчеловеческим подвигам. Кроме того, люди эти современниками почитались за мудрецов, и руководства их и духовного совета искали и великие мира сего, которых не считают обычно безвольными рабами. А если гордый правитель и завоеватель склоняется перед скромным старцем-пустынником, то склоняется он не перед слабостью, а перед силой, которая выше его силы и разумения. Отсюда следует, что религия, понимаемая в своем существе, а не во вторичном элементе, вовсе не сковывает дух человеческий рамками, а скорее освобождает его от рамок, которые иначе человек не знает как преодолеть. Все дело в развитом понимании. Вивекананда писал в предисловии к своей Раджа Йоге:

Каждая душа потенциально божественна. Целью является выразить эту внутреннюю божественность, посредством контролирования природы: внешней и внутренней. Делайте это, трудясь, или поклоняясь, или посредством физичекого контролирования, или философствуя – одним из этих способов или всеми вместе – и будьте свободны. Это есть сущноть религии. Доктрины, или догмы, или ритуалы, или книги, или храмы, или формы суть второстепенные детали, не более.


1. Библиография

2. Августин, Город Бога, Исповедь, Трактаты (Учитель). [St. Augustine, City of God, Penguin Books, 1972, 1984]

3. Аквинский, Сумма Теологий [St. Thomas Aquinas, Summa Theologica, Christian Classics, 1981], Категоризация и методы наук [St. Thomas Aquinas, The Division and Methods of Sciences, Pontifical Institute of Mediaeval Studies]

4. Аристотель, Основные Работы (Органон(коллекция логических трактатов), Физика, Метафизика, Душа) [The Basic Works of Aristotle, Random House, New York, 1941]

5. Бонавентура, Путешествие ума к Богу, Спорные вопросы о Знании Христа, Спорные вопросы о таинстве Троицы [Itinerarium Mentis in Deum, 1956,1990,1998; Disputed Questions on the Knowledge of Christ, 1992; Disputed Questions on the Mistery of the Trinity, 1979, The Franciscan Institute St. Bonaventure University]

6. Буддийская Библия (сборник известнейших Буддийских текстов, под редакцией Д. Годдарда) [A Buddhist Bible, edited by D. Goddard, 1994, Beacon Press]

7. Бхикшу Нанамоли, Жизнь и учение Будды, согласно Палийскому канону [The Life of the Buddha According to the Pali Canon, translation from the Pali, selection of material and arranement by Bhikkhu Nanamoli, BPS Pariyatti Editions, 2001]

8. Вивекананда, Раджа Йога[Swami Vivekananda, Raja-Yoga, Copyright 1956 by Swami Nikhilananda; Ramakrishna-Vivekananda Center, New York, 1982,]

9. Йогананда, Автобиография одного йога[Autobiography of a Yogi, 1946 Paramahansa Yogananda, 1974, 1998, 2001 SRF], Бхагавад Гита (Господь говорит с Арджуной) [God Talks With Arjuna, The Bhagavad Gita, 1995,1999 SRF], перевод с английского А. Л. Кудлая, 2005, опубликовано в электронном формате библиотекой Ладошки, а также Монах.

10. Кудлай А.Л., Проблемы Религии, Озарение в эпистемологи Бонавентуры, Буддизм и душа, О начальных принципах (Ладошки, 2007)

11. Платон, Полное собрание сочинений, (Симпозиум)[Plato, Complete Works, Hackett Publishing Company, Indiapolis/Cambridge, 1997]

12. Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников (Великие Святые России), Сретенский Монастырь, “Новая книга”, “Ковчег”. 2000.

13. 12.Рид, Дуглас, Спор о Сионе, 1986 Йоганнесбург (Douglas Reed, The Controversy of Zion, 1956; published in 1972 by Dolphin Press Ltd.)