Смекни!
smekni.com

Развитие Физики во второй половине ХХ в. (стр. 2 из 9)

По свидетельству британского премьер-министра Уинстона Черчилля, принимавшего участие в Потсдамской конференции, Трумэн, получив известие об успешном испытании атомной бомбы под Лос-Аламосом, сообщил Сталину о существовании «нового оружия необычайной разрушительной силы» и был чрезвычайно удивлен, что Сталин не задал ему ни единого вопроса(1. с. 435-436). А объяснялось это просто: в СССР тоже полным ходом велись работы в этом направлении. Уже в 1942г. советское правительство располагало информацией о секретных работах ученых США и Германии по созданию нового, сверхмощного оружия. Одним из первых ученых, обративших на это внимание, был ученик И.В.Курчатова Г.Н.Флеров, открывший вместе с К.А.Петржаком в 1940г. новый тип радиоактивных превращений – спонтанный распад ядер урана. В апреле 1942г. Флеров, уже призванный в армию, зашел в библиотеку Воронежского университета и обнаружил, что в американских физических журналах перестали публиковать статьи по исследованию урана. Напрашивался вывод о том, что эти исследования засекретили в связи с начавшимися работами по созданию ядерного оружия. Можно было предположить, что и Германия с ее блестящими физиками и инженерами не осталась в стороне. Эти соображения Флеров изложил в письме И.В.Сталину, которое, наряду с данными разведки, оказало влияние на принятие решения о начале работ по созданию атомной бомбы – Советского атомного проекта(9. с. 308). В Москву были вызваны А.Ф.Иоффе, В.И.Вернадский, В.Г.Хлопин и П.Л.Капица для обсуждения перспектив развития ядерной физики в СССР и для решения вопроса о том, кто из ученых может возглавить научное руководство этими работами. Приглашенные академики назвали имя Игоря Васильевича Курчатова(2. с. 225). С осени 1942г. тот становится организатором и руководителем работ по атомной науке и технике в СССР.

Многие крупные лаборатории страны стали заниматься вопросами цепной ядерной реакции, разделением изотопов урана, а также получением тяжелой воды. В начале 1943г. под руководством Курчатова работает уже около двух десятков ученых, многие из которых впоследствии стали академиками и членами-корреспондентами Академии наук СССР. В группу входят Я.Б.Зельдович и Ю.Б.Харитон, впервые осуществившие расчет цепной реакции деления урана и показавшие, что наиболее надежный путь заключается в обогащении урановой смеси легкими изотопами урана-235. Теорией ядерных реакторов занимаются такие крупные физики, как А.И.Алиханов, Ю.Я.Померанчук, И.И.Гуревич. На окраине Москвы, у бывшего Ходынского поля, строится институт, именующийся лабораторией №2. Сейчас это Институт атомной энергии им. И.В.Курчатова. Здесь в начале 1945г. заработал циклотрон, построенный всего за один год.

В августе 1945г. И.В.Курчатова вместе с П.А.Капицей ввели в Специальный комитет для работы над созданием атомной бомбы. В Комитете было только два физика, а его главой был назначен шеф КГБ Л.П.Берия. Через считанные недели Капица, не делая из этого тайны, в двух письмах уведомил И.В.Сталина о том, что Берия командует атомным проектом, не понимая сути дела, и что под таким руководством работать невозможно. Громкое имя в науке позволило Капице уцелеть, но его вывели из Специального комитета, а в 1946г. сняли с должности директора созданного им Института физических проблем(ИФП). Берия по-прежнему остался главой Комитета(9. с. 249-250).

Начиная со второй половины 1945г., работы по созданию советской атомной бомбы пошли полным ходом. Промышленность начала выпускать графит требуемой чистоты, появился в необходимых количествах металлический уран. В январе 1947г. развернулось строительство первого в Европе промышленного уранового котла. После его запуска сразу же началось тщательное исследование вырабатываемого в нем ядерного горючего - плутония. 23 сентября 1949г. взрывом первой советской атомной бомбы была похоронена монополия США на атомное оружие(2. с. 255). С утратой этой монополии потерпела провал и «атомная дипломатия» Америки, основанная на стремлении использовать изобретение атомной бомбы в целях политического шантажа и давления на другие страны(5. с. 89).

Но политика «холодной войны» продолжалась. И США, и СССР рассматривали себя в качестве лидеров мирового масштаба, отстаивающих различное общественное и социальное устройство. Тенденция соперничества привела к наращиванию производства оружия массового уничтожения. К этому времени физики уже знали, что более мощные ядерные заряды можно создать путем использования термоядерных реакций. Поэтому в основу нового оружия был положен синтез ядер атомов гелия из ядер изотопов водорода(дейтерия или трития) и лития. В первых термоядерных бомбах применялись только изотопы водорода, поэтому они были названы водородными(1. с. 437-438). Спустя всего два месяца после испытания атомной бомбы Курчатов начинает работать над водородной. Но разработка этого проекта началась раньше. К работе, которая шла полным ходом, еще в 1948г. была привлечена группа И.Е.Тамма. В нее входили его молодые ученики А.Д.Сахаров и В.Л.Гинзбург, ставшие главными «генераторами идей». На завершающем этапе ученые жили и работали в закрытом городе Арзамасе-16(ныне г. Саров)(9. с. 292). Советский Союз обогнал Америку и первым создал водородную бомбу. Ее успешное испытание прошло в августе 1953г. Вслед за этим в обеих странах стали создаваться межконтинентальные баллистические ракеты для доставки термоядерного оружия к цели. «Холодная война» продолжалась почти четыре десятилетия, пока на рубеже 60-х-70-х гг.ХХ века СССР не достиг военно-стратегического паритета с США, предопределившего возможность перехода от конфронтации к разрядке в отношениях между этими государствами. Были созданы гигантские арсеналы смертоносного оружия. Возникла опасная угроза сползания человечества в ядерную пропасть. Поэтому стороны достигли взаимопонимания в том, что ядерная война никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей.

Подробное рассмотрение истории создания атомной и водородной бомб, в которой приняли участие светила мировой науки, объясняет, почему они пошли на этот шаг и к чему это привело. В середине ХХ в. ученые осознали, что влияние науки на политику оказалось гораздо больше, чем оно было перед второй мировой войной, и перед физиками, особенно перед физиками-атомщиками, возникли совершенно новые и очень острые проблемы. После падения Германии стало ясно, что гитлеровцы не могли успеть создать бомбу, а американцы применили это смертоносное оружие без крайней необходимости. Услышав по радио о чудовищной акции уничтожения двух японских городов, Эйнштейн смог только произнести: «О, горе!»(2. с. 142). Он считал, что в этом есть доля и его вины, что его послание Рузвельту оказалось бомбой, взорвавшей мир. После почти одновременного изобретения водородной бомбы в СССР и США Эйнштейн выступил по нью-йоркскому телевидению с заявлением: «Америку ведут к фашизму и войне». И несмотря на обвинения в пособничестве коммунистическому режиму, он активно включился в борьбу против использования атомной энергии в военных целях. В апреле 1955г. Эйнштейн подписал составленное английским философом и общественным деятелем Б. Расселом и поддержанное семью известными учеными, среди которых был и Ф.Жолио-Кюри, обращение к правительствам США, Великобритании, СССР, Франции, Канады и Китая. Это обращение предостерегало человечество от самоубийства, к которому может привести создание ядерного оружия, и послужило началом так называемого пагуошского общественного движения ученых за мир, разоружение, международную безопасность и научное сотрудничество(5. с. 967). Не остались в стороне и другие физики, принимавшие участие в военных атомных проектах. Когда перед американскими учеными была поставлена задача создания «в пожарном порядке» водородной бомбы, Э.Ферми и И.Раби, будучи членами Генерального консультативного совета при Комиссии по атомной энергии США, высказали свое мнение: «…мы полагаем важным, чтобы президент США заявил американскому народу и миру, что на основании фундаментальных этических принципов мы считаем неправильным начинать разработку этого оружия»(2. с. 196). Через два дня после бомбардировки Нагасаки в английской газете «Тайм» появилась статья Н.Бора «Наука и цивилизация». В ней ученый призывал к международному контролю за атомной энергией. Вернувшись в 1945г. на родину, он неустанно говорит о мирном использовании атомной энергии. В 1957г. Нильсу Бору первому была присуждена премия «Атом для мира»(2. с. 183).

Человек дела, И.В.Курчатов еще в 1949г. возглавил работу над проектом атомной электростанции. Атомный реактор начал использоваться в сугубо мирных целях. Первая в мире АЭС была пущена в 1954г. в СССР, в г. Обнинске Калужской области(4. с. 429). Послевоенный курс соперничества в наращивании производства оружия массового уничтожения требовал громадных финансовых затрат. И если США, находившиеся далеко от зоны военных действий, обогатились на военных поставках и стали самой сильной капиталистической державой, то СССР, затративший огромные ресурсы для достижения победы, вышел из войны с подорванной экономикой и финансами. В этих условиях И.В.Сталин нашел нетрадиционный путь сдерживания амбиций США, вызванных их превосходством в производстве запасов термоядерного оружия: СССР приступил к широкомасштабной поддержке международного общественного движения сторонников мира, выступавшего за запрещение атомного оружия и осуждавшего его применение как преступление против человечества. Такая позиция отвечала стремлениям не только физиков, но и всего народа. Но она не могла ввести в заблуждение проницательных ученых. В начале 50-х годов выдающийся советский физик Л.Д.Ландау сказал: «…надо употребить все силы, чтобы не войти в гущу атомных дел… Целью умного человека является самоотстранение от задач, которые ставит перед собой государство, тем более советское государство, которое построено на угнетении»(9. с. 260). «Отец» советской водородной бомбы А.Д.Сахаров в 1957г. становится одним из инициаторов борьбы против испытаний ядерного оружия в трех средах(в атмосфере, под водой и на суше). В 1968г. он публикует за рубежом свои «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе»(9. с. 296). Таким образом, в послевоенный период физики, вне зависимости от тех или иных экономической и политической систем, начинают активную борьбу за мирное использование достижений науки и за интернациональное сотрудничество ученых.