Смекни!
smekni.com

Расследование преступлений связанных с банкротством (стр. 2 из 4)

1. Уход от налогов через фиктивное банкротство. Группа заинтересованных лиц, которые контролируют производителя бакалейной продукции (макаронную фабрику), принимают решение о теневой аккумуляции неучтенных денежных средств за счет невыплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Фактически предполагается последующая теневая реализация похищенной продукции.

Для решения данной задачи на срок до года создается дилерская сеть из 5-6 организаций или индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. По заключенному дилерскому договору обязанность уплаты НДС возлагается на дилера после реализации товара. Спустя нескольких месяцев после начала работы дилерской сети и реализации значительных объемов продукции макаронной фабрики, основная часть дилеров объявляет о своей неплатежеспособности (банкротстве) и НДС в бюджет не платится. Таким образом, в содержание данного криминального механизма входят не только процедуры банкротства, но и мошеннических действий.

2. Реструктуризация долгов и списание средств на фиктивное санирование. В криминальной практике деятельности финансово-кредитных организаций процедура банкротства, помимо решения вышеуказанных задач, используется для реструктуризации долгов банка перед Министерством финансов РФ. Обычно это делается группой заинтересованных лиц из более крупного банка, который реально начинает контролировать неплатежеспособный банк путем покупки 100% пакета его акций.

Таким образом, покупатель долгов неплатежеспособного банка забирает себе его клиентскую сеть, имея возможность выборочно удовлетворять требования о выплатах, а с другой стороны, создает условия для получения новых межбанковских кредитов.

Практике расследования известны также случаи, когда банку в качестве предмета залога по кредиту передается имущество из числа формируемой конкурсной массы. Таким образом, происходит превращение банка-кредитора или правопреемника кредиторов банкрота в банк-санатор (инвестор) по программе внешнего управления предприятием. Фактически под видом залога производится передача банку, или иному связанному с заинтересованными лицами юридическому лицу имущества должника в обход общей очереди кредиторов.

3. Корысть кредитора и “слепота” судей.Коммерческая организация с использованием взяток и коммерческого подкупа инициирует вначале внешнее управление, а затем конкурсное производство предприятия с 62-процентным пакетом акций, находящихся в собственности государства. Инициирование внешнего управления делается с расчетом на продолжение падения рентабельности предприятия.

При условии, если арбитражный управляющий проводит линию на восстановление платежеспособности предприятия, постепенный рост производства и заработной платы, что невыгодно заинтересованному в банкротстве кредитору, в суде инициируется конкурсное производство. Одновременно с этим инициатор банкротства отказывается от закупок готовой продукции предприятия. Делается это параллельно с предложением мирового соглашения, по которому произойдет полная потеря государством своей собственности и обесценятся акции, из которых 25% находится на руках у работников предприятия. В данной схеме прослеживаются явные признаки получения взяток судьями арбитражного суда принявшего решение о введении на предприятии процедуры конкурсного производства.

4. Не платить по долгам и подавить кредитора. Фирма А. должна фирме Б. крупную сумму за поставленный товар. Не желая отдавать долг, фирма А. заключает договоры уступки права требования с рядом коммерческих организаций – кредиторов фирмы Б. Делается это в объеме, позволяющем инициировать процедуру банкротства – 500 минимальных размеров оплаты труда. Спустя некоторое время через третью сторону в арбитражном суде инициируется процедура банкротства фактического кредитора.

5. Захват предприятия через “верхнее подсаживание”. Группа бизнесменов инициирует через одно из федеральных министерств заказ на выпуск определенной продукции предприятием другого министерства. Предприятие, интересующее злоумышленников, получает заказ и незначительные объемы начального финансирования. Готовая продукция без фактической предоплаты отправляется по разнарядке в несколько адресов. (Иногда это делается под гарантию оплаты, которую дает неплатежеспособный банк или региональный бюджет.)

Деньги за произведенную и отгруженную продукцию на расчетный счет предприятия не поступают, но в силу положений законодательства налоговая инспекция требует уплаты причитающихся в бюджет платежей, а кроме того, растут долги энергетикам, предприятиям – производителям комплектующих, транспортным организациям. На данном этапе возникает ситуация фактической неплатежеспособности, которая дает возможность заинтересованным лицам захватить контроль над предприятием.

6. Банкрот – аккумулятор долгов. В этой схеме на первом этапе регистрируется коммерческая организация, которая не ведет практически никакой хозяйственной деятельности. Целью ее создания является аккумулирование долгов других юридических лиц. Признаком именно такой направленности будущей деятельности является не только фактическое отсутствие хозяйственной деятельности, но и минимальный разрыв времени, приблизительно один месяц, между созданием и началом присоединения должников.

На втором этапе производится юридическое оформление присоединения должников с предварительной передачей их имущества, активов третьим лицам. Сама процедура передачи активов, как правило, происходит в режиме накапливаемой неплатежеспособности, то есть в течение длительного времени, до двух-трех лет. Таким образом, рассматриваемая схема – завершающий этап вывода активов и преднамеренного банкротства.

На третьем этапе происходит объявление о самоликвидации специально созданной для аккумулирования долгов коммерческой организации. Факт передачи имущества должников вновь создаваемой коммерческой структуре позволяет злоумышленнику после объявления о самоликвидации аппелировать к статье 64 Гражданского кодекса РФ, по которой требования кредиторов, неудовлетворенные из-за недостаточного имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

7. Переадресовка платежей и продажа активов за “пустые” векселя. Данная схема преднамеренного банкротства заключается в том, что, имея реальную возможность гасить задолженность по налогам, субъекты преступной деятельности иначе распоряжаются активами предприятия. В частности, используют их на хозяйственные нужды, не связанные с выплатой зарплаты и уплатой налогов.

Зная об имеющихся долгах и о том, что по действующему законодательству за неуплату налогов на имущество предприятия может быть наложен арест, директор и главный бухгалтер предприятия продолжают увеличивать неплатежеспособность предприятия. Они ищут различные способы искусственного уменьшения прибыли. В схеме используются два приема увеличения неплатежеспособности и искусственного уменьшения прибыли предприятия:

а) переадресовка причитающихся предприятию платежей на вновь созданное юридическое лицо, которое реально контролирует директор;

б) продажа за векселя, реальная рыночная цена которых составляет незначительную сумму, основных средств предприятия.

Одной из особенностей рассматриваемой схемы является то обстоятельство, что в ней производятся две группы параллельных действий:

– в адрес одного юридического лица[30] происходит переадресовка причитающихся предприятию платежей заказчиков с использованием распорядительных писем;

– для “чистой” фирмы, где после суда и остаются работать субъекты преступной деятельности, происходит приобретение основных средств.

8. “Векселя” административного ресурса. Основными элементами данной схемы захвата рентабельного предприятия являются следующие:

а) создание руководителем, при поддержке областной администрации, схожего по характеру хозяйственной деятельности предприятия (учредитель-1) на производственной базе другого бывшего государственного предприятия, на момент создания это было открытое акционерное общество (учредитель-2), закрытого акционерного общества;

б) внесение учредителем-1 в уставный капитал вновь создаваемого ЗАО своих векселей и приобретение 75% акций вновь создаваемой компании;

в) передача учредителю-2 за счет заниженной оценки передаваемых им в уставный капитал производственных мощностей лишь 14% акций созданного ЗАО;

г) продажа 10% акций компании (учредитель-3), якобы внесшей в уставный капитал нового предприятия 30 млн. рублей;

д) после начала устойчивой работы вновь созданного предприятия через третью сторону заинтересованные лица приобретают его долги на сумму, не сопоставимую со стоимостью уставного капитала, и инициируют через областной арбитражный суд введение на предприятии внешнего наблюдения. При анализе рассматриваемой схемы следует учитывать, что практически в каждой процедуре преднамеренного банкротства используется противоправное занижение стоимости активов предприятия перед его продажей;

е) дальнейшее увеличение неплатежеспособности предприятия любыми из вышеуказанных способов с одновременным приобретением долгов планируемого к банкротству предприятия через втянутые в схему захвата фирмы;

ж) инициирование на предприятии конкурсного производства с доминирующим влиянием в комитете кредиторов учредителя-1;

з) учреждение на базе производственных мощностей банкрота нового предприятия с таким расчетом, чтобы владелец 14% пакета акций (учредитель-2) не смог бы предъявить своих претензий;

и) склонение учредителя-3, в том числе и с использованием незаконных методов воздействия:

– к продаже своей доли учредителю-1;

– к отказу от своего пакета акций по аналогии с учредителем-2;

– к вхождению в состав коммерческих структур, фактически возглавляемых учредителем-1.