Смекни!
smekni.com

Расследование разбойных нападений (стр. 5 из 16)

При совершении разбойных нападений способы завладения личным имуществом граждан характеризуются агрессивным, насильственным поведением преступника и свидетельствуют об особой дерзости разбойника, обладающего устойчивыми отрицательными качествами. Поэтому разбойные нападения обладают исключительно высокой степенью общественной опасности.

Способы завладения личным имуществом граждан при совершении разбойных нападений мы предполагаем можно классифицировать следующим образом:

1) способы завладения личным имуществом граждан с применением насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия;

2) способы завладения личным имуществом с применением холодного или огнестрельного оружия или с угрозой его применения.

3) способы завладения личным имуществом путем применения предметов, используемых в качестве оружия, или с угрозой их применения в тех случаях, когда указанные предметы могут лишь демонстрироваться для подкрепления реальности угрозы и увеличения силы ее воздействия, в результате чего потерпевшему могут быть причинены телесные повреждения, опасные для жизни и здоровья.

Рассмотрим каждый из способов разбойных нападений.

В первую группу входят действия, связанные с применением насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего. Применяя этот способ, преступник осуществляет следующие действия для преодоления возможного или оказанного сопротивления потерпевшего: нанесение ударов и побоев, выкручивание рук и иные насильственные действия, которые повлекли причинение вреда здоровью. Удары и побои преступники наносят руками, ногами и другими частями тела в жизненно важные органы, что влечет за собой последствия в виде расстройства здоровья.

Во вторую группу способов входят действия по завладению личным имуществом граждан. Применение оружия при разбойном нападении существенно повышает общественную опасность данного преступления и свидетельствует об особой дерзости деяния и преступника, который способен причинить более тяжкий вред здоровью и жизни потерпевшего, а также окружающим. Под применением оружия понимается использование или попытки нанесения с его помощью физического вреда потерпевшему, а также его демонстрация для подкрепления реальности угрозы и увеличения силы ее воздействия как средства устрашения[33]. Применяемое в ходе совершения разбойного нападения на холодное и огнестрельное оружие подразделяется на три подгруппы:

В первую подгруппу входит огнестрельное и холодное оружие, изготовленное заводским способом.

Во вторую подгруппу входит огнестрельное и холодное оружие, изготовленное самодельным способом.

В третью подгруппу относят предметы хозяйственно – бытового назначения, которые предварительно были подвергнуты переделке, с целью придания или усиления имеющихся поражающих свойств, и могут использоваться в качестве оружия и поэтому приравниваются к нему.

Третью группу способов завладения личным имуществом граждан при совершении разбойных нападений составляют действия по использованию в качестве оружия других предметов или угрозы их применения. Все предметы, используемые в качестве оружия, обычно, разделяются на две категории. Первая категория включает предметы хозяйственно – бытового назначения (кухонные складные ножи, молотки, топоры, бритвы и т.п.).

Вторая категория – предметы, случайно подобранные преступниками на месте совершения преступления (палки, бутылки, металлические пруты, трубы, камни и т.п.). Характерным для всех предметов, используемых в качестве оружия, является то, что ими может быть причинен вред здоровью потерпевшего, вплоть до лишения его жизни. Предварительная подготовленность или приспособленность их к нанесению телесных повреждений не требуется. Использование предметов в качестве оружия для завладения имуществом потерпевшего может осуществляться в виде угрозы (запугивания) путем их демонстрации. Если требование о немедленной передаче ценностей не будет выполнено, то преступник может реально применить эти орудия (предметы) в отношении потерпевшего.

Совершению разбойных нападений предшествует тщательная подготовка и разведка, проведенная на объекте будущего нападения.

Опыт борьбы с преступностью показывает, что преступники приспосабливаются к местным условиям, прибегают к различного рода ухищрениям в совершении нападений, маскировке своей причастности к преступлению, сбыту похищенного имущества, добыванию оружия[34].

Механизм следообразования, в трасологии это – процесс, конечная фаза которого представляет собой образование следа – отображения[35]. Характер следов, оставленных на месте происшествия, зависит от способов совершения разбойных нападений. Так, если проникновение в жилище либо иное хранилище связано со взломом преграды, то на месте происшествия остаются следы обуви, рук, орудий взлома и инструментов, разнообразные микрообъекты, следы биологических выделений, следы борьбы оброненные предметы принадлежащие преступникам или потерпевшим и др. Наиболее вероятные места, где могут быть обнаружены такие следы, это те предметы, которых касались преступники в присутствии потерпевшего: ручки дверей, выключатели электрической сети, книги, стенки, и стекла шкафов, столы, стулья и другие предметы с гладкой поверхностью. Так по факту разбойного нападения совершенного гражданином Кругловым в отношении гражданина Горева по адресу ул. Титова д. 26 кв. 2 г. Барнаул, в ходе осмотра места происшествия были обнаружены пятна бурового цвета в зале на подушке и покрывале, лежащих на диван – кровати, на мужских брюках и куртке, на ноже. В квартире дверцы шкафов и шифоньера были открыты, вещи из них выброшены, на дверцах шкафов были обнаружены отпечатки рук. Впоследствии было выяснено, что пятна бурого цвета являлись кровью и принадлежали гражданину Гореву, а отпечатки рук принадлежали гражданину Круглову[36].

Последствия применения к потерпевшему, какого – либо насилия, как правило, проявляются в его внешнем виде и физическом состоянии, при этом зачастую преступник оставляет на одежде потерпевшего микроследы в виде волокон ткани, волос, частичек грязи и пыли. О применении огнестрельного или холодного оружия может свидетельствовать наличие следов на теле в виде кровоточащих ран, на одежде – в виде отверстий, надрезов, и следов крови; об ударах кровоподтеки, ссадины, царапины на теле. О фактах борьбы между потерпевшими и нападающими могут свидетельствовать определенные изменения в обстановке квартиры (поврежденная мебель, разбитые предметы), а также соответствующие повреждения одежды как у жертвы, так и у нападавших.

Особенностью поиска и обнаружения следов разбойного нападения является то, что потерпевший, как правило, видит преступников, наблюдает их действия, передвижения и может способствовать обнаружению следов. Наличие идеальных следов, запечатленных в памяти потерпевшего, помогает следователю обнаружить доказательства совершенного разбоя, и оптимизировать поисковую работу[37]. Поэтому целесообразно привлекать к осмотру потерпевшего, тогда следователь может максимально использовать его показания. Таким образом, знание характерных для данного вида следов преступления помогает следователю принять более эффективные меры для их обнаружения, понять механизм совершения деяния, мысленно воссоздать обстановку, в которой действовал преступник, и сделать обоснованное предположение об отдельных качествах его личности.

На наш взгляд более подробное рассмотрение двух этих элементов криминалистической характеристики разбойных нападений было необходимо вследствие того, что способ совершения, а в зависимости от него и механизм следообразования при разбойном нападении является центральным элементом криминалистической характеристики разбойных нападений, важность которого заключается в том, что с его помощью происходит разграничение разбоя со схожими с ним составами преступления, такими как кража и грабеж.


2 Первоначальный этап расследования разбойных нападений

2.1 Следственные ситуации первоначального этапа расследования разбойных нападений

При расследовании разбойных нападений следователю приходится решать проблемные вопросы. В процессе расследования он сталкивается с различной обстановкой, которая характеризуется определенной системой фактических и иных данных, отражающих ход и состояние как производства отдельных следственных, оперативно – розыскных и иных организационно – технических действий, так и расследования в целом, поэтому в настоящее время является общепризнанным изложение рекомендаций вметодике расследования отдельных видов (групп) преступлений не только на основе криминалистической характеристики преступлений этого вида (группы), но и с учетом следственных ситуаций, характерных для их расследования[38].

Среди существующих точек зрения о сущности следственной ситуации, по нашему мнению, следует придерживаться определения данного понятия в трактовке Л.Я. Драпкина, поскольку она представляется наиболее обоснованной: «Формируя различные решения, выдвигая версии, составляя планы раскрытия и расследования преступлений, проводя тактические операции и отдельные процессуальные действия, следователь непосредственно исходит не из реальной ситуации, а из ее ситуационной модели, из того, что отражено в его сознании и стало своеобразной базой для дальнейшей деятельности».[39] Исходя из этого можно сделать вывод, что создание информационных моделей реальных следственных ситуаций является объективной необходимостью процесса расследования уголовных дел.