Смекни!
smekni.com

Расследование разбойных нападений (стр. 6 из 16)

По нашему мнению, представляется правильным включить в содержание данной категории такие структурные компоненты, как: 1) факторы информационно – логического характера (осведомленность следователя об обстоятельствах преступления; правильный анализ исходной информации; наличие определенных доказательств по уголовному делу и умение следователя оперировать ими); 2) факторы тактико – психологического характера (особенности психологических свойств и качеств следователя, иных лиц, принимающих участие в расследовании, и их проявление; способность следователя устанавливать оптимальные психологические отношения с обвиняемым, подозреваемым и другими участниками уголовного процесса и т.п.); 3) факторы тактико – процессуального характера (состояние производства по делу; время, имеющееся в распоряжении следователя; его профессиональный опыт в расследовании аналогичных преступлений; умение правильно провести определенное следственное действие; обоснованность избрания меры пресечения для лиц, привлекаемых к уголовной ответственности); 4) факторы организационно – управленческого характера (трудоемкость следственных и иных действий; своевременность создания следственно – оперативной группы или следственной бригады и умение руководить их работой; взаимодействие следователя с другими службами в процессе расследования и т.п.).

Все эти структурные компоненты следственной ситуации проявляются в разном объеме в различных ситуациях расследования. В одних может быть больше доказательственной информации и меньше процессуально – тактической, в других – наоборот. Неодинаковым может быть и значение этих элементов в оценке следственной ситуации.[40]

С учетом изложенного следует рассмотреть специфику формирования, содержание и виды следственных ситуаций, характерных для расследования разбойных нападений на первоначальном этапе.

В зависимости от сложившейся типичной следственной ситуации избирается уникальный набор следственных действий и тактика их проведения, а такаже необходимых оперативно – розыскных мероприятий[41]. По уголовным делам о разбойных нападениях, можно выделить две основные группы типичных ситуаций, возникающих на первоначальном этапе расследования, в зависимости от следующих существенных факторов:

1) временного фактора;

2) объема информации о преступнике.

Основу деления первой группы типичных ситуаций составляет время, прошедшее с момента совершения преступления до момента его обнаружения. С этой точки зрения все следственные ситуации по данной категории дел подразделяются на три подгруппы:

1) первую подгруппу составляют ситуации, когда с момента совершения преступления до момента его обнаружения прошел короткий промежуток времени – до 3 часов.

2) вторую подгруппу составляют ситуации, когда с момента совершения преступления до момента его обнаружения прошло время интервалом от 3 часов и до одних суток.

3) третью подгруппу составляют ситуации, когда с момента совершения преступления до его обнаружения прошел длительный промежуток времени - свыше одних суток и более.

В первой подгруппе ситуаций расследование происходит, как правило, в более благоприятных условиях, так как первоначальные следственные действия позволяют выявить большее число носителей информации и получить более объективные сведения. Главная задача следователя в данной ситуации состоит в получении доказательств от установленных источников информации и может быть решена путем соблюдения алгоритма следственных действий, проводимых в строгой последовательности.

В этой разновидности ситуаций наиболее эффективной является следующая программа действий: 1) краткий устный опрос заявителя об обстоятельствах преступления; 2) немедленный выезд на место происшествия совместно с потерпевшим; 3) «прочесывание» местности в районе места происшествия; 4) преследование преступников по горячим следам; 5) осмотр места происшествия; 6) допрос потерпевшего; 7) составление ориентировки; 8) применение фототеки, фотоальбомов лиц, состоящих на учете; 9) составление субъективного портрета; 10) подворно – поквартирный обход с целью установления очевидцев и допросы установленных лиц; 11) освидетельствование потерпевшего или назначение судебно – медицинской экспертизы;

При второй разновидности ситуаций следователь применяет более сложные методы для раскрытия совершенного преступления. Рациональная система следственных действий может быть следующая: 1) осмотр места происшествия; 2) допрос потерпевшего; 3) судебно – медицинская экспертиза или освидетельствование потерпевшего; 4) назначение криминалистических экспертиз; 5) подворно – поквартирный обход с целью установления очевидцев; 6) допрос установленных лиц, свидетелей; 7) составление ориентировки; 8) применение фототек; 9) использование средств массовой информации; 10) постановка похищенного имущества на учет в ИЦ; 11) проверка мест сбыта; 12) выборка и проверка по способу совершения преступления; 13) выборка лиц по признаку внешности и их проверка. Как видно из перечисленных следственных действий, их последовательность и содержание меняются.

В третьей разновидности ситуаций, следователь применяет значительно больше усилий. Эффективной программой следственных действий может быть следующая: 1) допрос потерпевшего; 2) освидетельствование либо судебно-медицинская экспертиза; 3) составление и распространение ориентировки; 4) применение фототек (фотоальбомов); 5) составление субъективного портрета; 6) осмотр места происшествия; 7) подворно – поквартирный обход; 8) допрос установленных свидетелей; 9) постановка на учет в ИЦ похищенных вещей; 10) проверка мест сбыта; 11) выборка лиц по способу совершения и признакам внешности и их проверка.

Другую основную группу типичных следственных ситуаций первоначального этапа расследования разбойных нападений составляют ситуации, главным критерием которых является наличие объема информации о лице, совершившем преступление. Преобладание именно таких ситуаций объясняется латентностью источников доказательств и следов преступления, скоротечным характером совершаемых деликтов.[42]

В зависимости от характера исходной информации о преступном событии и лице, его совершившем, все ситуации, складывающиеся на первоначальном этапе расследования разбойных нападений, можно дифференцировать следующим образом:

1) Имеются полные данные о преступном событии и лице, его совершившем, в связи с его задержанием на месте происшествия или сразу же после совершения преступления;

2) Имеются полные данные о преступном событии и лице, его совершившем, однако последний скрылся от следствия;

3) Имеются полные данные о преступном событии и недостаточные, неполные сведения о вероятном преступнике;

4) Имеются неполные данные о преступном событии и сведения о лице, его совершившем, отсутствуют.

В первой ситуации следователь выдвигает основную версию и контрверсию, что является необходимым тактическим методом. B ситуации первого вида имеются достоверные сведения о преступнике, и главная задача следствия состоит в получении доказательств от уже выявленных носителей информации, что достигается следующей системой следственных действий: 1) личный обыск задержанного на месте происшествия; 2) его освидетельствование; 3) допрос потерпевшего относительно обстоятельств преступления и задержания; 4) освидетельствование потерпевшего; 5) осмотр одежды потерпевшего и задержанного; 6) выемка и осмотр похищенного имущества; 7) допрос задержанного; 8) осмотр места происшествия; 9) проведение обыска по месту жительства и работы подозреваемого; 10) допросы очевидцев и свидетелей. Параллельно следователь осуществляет: сбор данных о личности подозреваемого, его связях, образе жизни; проверку на причастность подозреваемого к совершению других преступлений. Это проводится в рамках взаимодействия с органами дознания. Таким образом, складывается простая ситуация, благоприятная для расследования.

Остальные три вида ситуаций являются сложными ситуациями преимущественно проблемной разновидности. Проблемная ситуация – это «своеобразное противоречие между знанием и незнанием, средствами, находящимися в распоряжении следователя, и целями его деятельности, специфическое соотношение известного и неизвестного, при котором искомое не дано и непосредственно не содержится в исходных данных, но находится в неоднозначной предположительной связи с уже установленными фактами, в какой – то мере ограничивающими и направляющими процесс формирования решений по делу и поиск дополнительной информации»[43]. Главными задачами следователя в проблемных ситуациях являются установление преступника и изобличение его в содеянном, а также доказывание всех элементов события преступления. Основным методом решения этих задач служит процесс построения и проверки следственных версий.[44]

Для разрешения ситуаций второго вида могут быть выдвинуты следующие типичные версии: 1) разыскиваемый выехал за пределы населенного пункта, где coвepшено пpecтyплeниe, и перешел на нелегальное положение; 2) преступник скрывается у своих родственников, друзей, знакомых в том регионе, где совершено преступление или, где он проживал; 3) разыскиваемый скрывается у родственников, знакомых за пределами населенного пункта, где совершено преступление.

Проверка указанных версий осуществляется путем обысков по месту жительства, иногда по месту работы разыскиваемого; допросов родственников, друзей, сослуживцев; наложения ареста на почтово – телеграфную корреспонденцию подозреваемого и иных лиц, связанных с преступником. Розыск подозреваемого осуществляется в направлении расширения территориальных границ поиска. Выясняются связи разыскиваемого, его контакты, как систематические, так и эпизодические. Своевременность объявления подозреваемого в розыск способствует его задержанию в более короткие сроки. Немаловажное значение в розыске подозреваемого имеет обращение за помощью к населению через средства массовой информации, а также путем распространения специальных объявлений[45].