Смекни!
smekni.com

Реорганизация юридических лиц (стр. 4 из 20)

Впервые все пять известных современному российскому законодательству форм (видов), реорганизации юридических лиц были сформулированы в ст. 37 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[30]. Утвержденное в тот же день (25 декабря 1990 г.) постановлением Совета Министров РСФСР № 601 Положение об акционерных обществах[31] также предусматривало пять возможных способов реорганизации, однако процедура присоединения именовалась в нем «поглощением» (п. 142 Положения). В соответствии с п. 148 Положения поглощение могло осуществляться путем покупки 100% акций общества. При этом общество «может утрачивать самостоятельность, его баланс консолидируется с балансом общества-покупателя, и изменяется схема управления, либо приобретенное общество может сохранять права юридического лица». Очевидно, что ни один из указанных вариантов не мог иметь ничего общего с процедурой реорганизации в форме присоединения, а сам термин «поглощение» имел скорее экономическое, чем правовое значение.

В настоящее время, как было сказано выше, ГК РФ предусматривает пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Данный перечень является исчерпывающим. Суть каждой формы реорганизации выясняется как из ГК РФ, так и из специальных законов, посвященных отдельным видам юридических лиц[32].

Слияние означает прекращение двух или нескольких юридических лиц с переходом принадлежащих им прав и обязанностей к вновь созданному юридическому лицу. Под присоединением подразумевается прекращение юридического лица с переходом принадлежащих ему прав и обязанностей к другому юридическому лицу.

При разделении происходит прекращение юридического лица с распределением всех принадлежащих ему прав и обязанностей между вновь возникшими юридическими лицами.

Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц означает, что к каждому вновь созданному лицу переходит часть прав и обязанностей, принадлежащих реорганизуемому юридическому лицу, без прекращения последнего.

При преобразовании юридического лица из одного вида в другое (изменении организационно-правовой формы) права и обязанности реорганизованного лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу.На основании приведенных положений можно сделать вывод о том, что понятие реорганизации, а стало быть, и все связанные с реорганизацией нормы российского законодательства применимы только к тем случаям, когда обязательно происходит или прекращение юридических лиц (присоединение), или создание юридических лиц (выделение), или и то и другое одновременно (слияние, разделение и преобразование). Таким образом, под понятие «реорганизация» не подпадают случаи, при которых часть прав и обязанностей одного юридического лица передается другому, уже существующему юридическому лицу (своего рода «выделение с присоединением»), и случаи, при которых все права и обязанности прекращаемого юридического лица передаются двум или нескольким уже существующим юридическим лицам (своего рода «разделение с присоединением»). В то же время указанные операции экономически оправданы как способы оптимизации бизнеса, а по своему характеру соответствуют операциям, которые российское законодательство признает формами реорганизации.


ГЛАВА 2. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1 Основания проведения реорганизации

Российское законодательство разделяет добровольную и принудительную[33] реорганизацию. Это разделение основано на том, кому именно принадлежит инициатива в проведении реорганизации. В зависимости от того, осуществляется ли реорганизация добровольно или принудительно, различаются и некоторые процедурные моменты ее проведения, о которых будет сказано ниже.

Наиболее распространенной является добровольная реорганизация, когда решение о реорганизации в соответствии со ст. 57 ГК РФ принимают учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то его учредительными документами. Эта общая норма ГК РФ сформулирована таким образом, чтобы охватить все виды юридических лиц. В тех случаях, когда в отношении отдельного вида юридического лица принят специальный закон, в нем упоминаются только учредители, только участники или только орган, уполномоченный на принятие соответствующего решения. Так, решение о реорганизации унитарного предприятия принимается собственником его имущества, решение о реорганизации хозяйственного товарищества — участниками, а решение о реорганизации хозяйственного общества — уполномоченным органом (общим собранием акционеров акционерного общества или общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью).

Во всех случаях добровольной реорганизации хозяйственных товариществ инициатором добровольной реорганизации может быть любой участник такого товарищества.

Вопрос о реорганизации акционерного общества может быть вынесен на решение общего собрания акционеров только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества (п. 3 ст. 49 Федерального закона «Об акционерных обществах»[34] - далее Закон об АО). В обществах с ограниченной ответственностью инициатором реорганизации в принципе могут выступать как участники общества, так и его органы. Так, п. 2 ст. 35 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»[35] (далее Закон об ООО) предоставляет возможность исполнительным органам общества созвать внеочередное собрание по своей собственной инициативе, по инициативе совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, а также участников общества, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой общего числа голосов участников общества. Учитывая, что в отличие от Федерального закона об АО Федеральный закон об ООО не содержит специальных норм, ограничивающих права указанных лиц и органов в отношении вынесения вопроса о реорганизации на решение общего собрания, можно сделать вывод о том, что любой из указанных органов или участников может инициировать принятие решения о реорганизации. Такое же право имеют члены и соответствующие органы производственных кооперативов.

Однако на деле многие из тех, кто имеет право инициировать реорганизацию, не будут пользоваться этим правом. Одни — по причине того, что это не является их функцией, другие — поскольку не вполне могут судить о состоянии дел организации.

Кроме того, существует серьезное процедурное препятствие для инициирования реорганизации участниками. Российское законодательство предусматривает, что решение о реорганизации принимается одновременно с утверждением договоров о слиянии (присоединении) и передаточного акта (разделительного баланса). При этом неясно, должен ли участник, инициирующий принятие решения о реорганизации, представить одновременно с предложением о включении этого вопроса в повестку дня общего собрания и свои проекты договора о слиянии (присоединении) и передаточного акта (разделительного баланса). Если это все же необходимо, то подготовка таких документов для подавляющего большинства участников (особенно участников хозяйственных обществ) окажется невозможной.

Очевидно, что только исполнительный орган и совет директоров в состоянии правильно определить условия реорганизации и подготовить необходимые документы и что именно они должны быть инициаторами рассмотрения данного вопроса. Было бы целесообразным отразить это в законодательстве.

Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п.3 ст.57 ГК РФ). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.

В соответствии с п.1 ст.17 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[36] слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц):

- о слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;

- о слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (п.5 ст.17 Закона о конкуренции)

В данных случаях лица или органы, принимающие решения о слиянии, присоединении, вправе до принятия таких решений запросить согласие антимонопольного органа, который обязан рассмотреть соответствующие ходатайства. Нарушение установленного порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно неисполнение предписания антимонопольного органа, является основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа (п.9 ст.17 Закона о конкуренции).