Смекни!
smekni.com

Римское рабовладельческое право наидавнейшего периода (стр. 6 из 6)

Цели создания известных гарантий имущественных интересов жены отчетливо прослеживаются в развитии правового режима приданого (dos). Речь идет об имуществе, предоставляемом мужу отцом жены (dosprofectitia) либо самой женой (dosadventitia), если к моменту вступления в брак она не подчинялась patriapotestas, и предназначенном для участия в покрытии общесемейных расходов, вообще говоря, возлагавшихся на мужа.

В то же время брак cummanumariti и брак sine manu различались не только по характеру взаимоотношений между супругами, но и по порядку заключения. С другой стороны, заключение брака в любой форме предварялось наличием определенных условий. Таково, в первую очередь, достижение брачного возраста (для мужчин — 14, для женщин — 12 лет). Необходимо было, далее, согласие paterfamilias для жениха и невесты, если они состояли под patriapotestas. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна, так как в течение длительного периода римской истории женщины подлежали пожизненной опеке.

Однако со временем, по мере постепенного признания личной и имущественной самостоятельности детей, для заключения брака наряду с согласием paterfamilias стали требовать и согласия самих (подвластных) брачащихся, причем в последующем именно этому согласию придается уже основное значение, с тем, что согласие paterfamilias, если последний не дает его добровольно, могло быть получено при посредстве магистрата, а в ряде случаев жених и невеста вовсе обходились без такого согласия (когда его получение было объективно невозможным ввиду безвестного отсутствия paterfamilias или нахождения его в плену).

Кроме того, брачащиеся не должны были состоять между собой в близких степенях родства или свойства и должны были обладать jusconnubii. При отсутствии у одной из сторон jusconnubii брака не допускалось. Но если они вступали в фактические брачные отношения с намерением создать семью, то возникал так называемый конкубинат, занимавший промежуточное положение между браком и внебрачным сожительством. Так, дети, рожденные в конкубинате (liberinaturales), приобретали статус матери, а не отца, хотя не становились для него юридически посторонними, как внебрачные дети (spurii). Последние считались вовсе не имевшими отца, поскольку согласно древнеримским воззрениям "paterveroisest, quernnuptiademonstrant" (отец — тот, на кого указывает факт брака). Между тем liberinaturales при известных условиях имели право на получение от отца содержания и могли наследовать часть его имущества, а будучи узаконены отцом, полностью попадали под его patriapotestas.

Усыновление.

Усыновление представляет собой способ установления patriapotestas над чужими детьми, а сами его формы различались в зависимости от того, шла ли речь об усыновлении personasuijuris или personaalienijuris. •

Усыновление personasuijuris называлось arrogatio и первоначально производилось публично в народном собрании, куда, как известно, имели доступ только мужчины, в связи с чем усыновление женщиной или женщины либо лица, не достигшего совершеннолетия, было исключено. Поскольку, далее, "adoptionaturumimitatur" (усыновление подражает природе), между усыновителем и усыновляемым обязательна по меньшей мере восемнадцатилетняя разница в возрасте. Наконец, усыновить вправе лишь тот, кто сам является persona sui juris, ибо patriapotestas могла принадлежать только ему. Arrogatio, утвержденное законодательным органом — народным собранием, тем самым приобретало публично—правовую окраску.

В последующем необходимость в санкционировании arrogatio народным собранием отпала. Усыновление разрешалось производить частным образом. Важно лишь, чтобы об этом было публично объявлено. В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия, а само усыновление оформлялось императорским рескриптом.

Усыновление personaalieni juris называлось adoptio и означало по сути дела смену paterfamilias, которому подчинялся подвластный. Оно, следовательно, влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя. Соответственно такому ее назначению и сама процедура adoptio слагалась из двух этапов: на первом происходило освобождение подвластного от patriapotestas, под которой он находился до сих пор, а на втором — его вступление под patriapotestasусыновителя.

Для освобождения подвластного сына от patriapotestas необходима была, как отмечалось, его троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. В данном случае цель состояла, однако, в том, чтобы подвластный лишь выходил из—под patriapotestas, не становясь в то же время persona sui juris. Поэтому после того, как "продажа" сына совершалась в третий раз, "покупатель" не отпускал его "на свободу", а в качестве ответчика по иску vindicatioinpatriampotestam, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель, являлся вместе с подвластным к претору и там позитивно или путем молчания признавал иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patriapotestasусыновителя.

Adoptio, будучи в отличие от arrogatio частноправным актом с самого начала, не содержало ограничений для усыновления совершеннолетних и женцин, тем более, что освобождение женщины от patriapotestas наступало уже после однократной "продажи". При Юстиниане двухстадийный процесс adoptio был заменен заявлением перед судом. Кроме того, усыновленный продолжал состоять под patriapotestas родного отца, становясь лишь законным наследником усыновителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законы существовали всегда. В Риме, Древней Иудее, Вавилоне, Египте. Где попроще, где посложнее, где записанные, где передаваемые устно. Варвары ничем не отличались от обитателей цивилизованных стран – многоразличные «правды», «слова», «наказы» и прочие своды варварского права вошли в историю своей многословностью, запутанностью и тем, что римляне умудрились предусмотреть буквально все случаи возможных конфликтов.

Еще во времена Тиберия Августа римский историк Веллий упоминал в своих записках: «Германцы – народ дикий, в высшей степени хитрый и от природы лживый. Их характер обнаруживается в бесконечном ряде тяжб, затеваемых им под самыми разнообразными вымышленными предлогами. Очень часто на границах римской империи германцы обращаются к римлянам и осыпают лестью наши суды за их справедливые и правильные решения.(1)

Постепенно в варварские законы вливались статьи римских кодексов, обогащая друг друга, складывались «конституции», главнейшая из которых носила имя CodexJustinianeus – великий император Юстиниан Август и его придворный стряпчий Трибониан собрали все постановления сената Рима со времен древней республики и указы императоров, объединили в единый свод и даровали народу так называемое «римское право», по которому судились и через пятьсот лет, и через тысячу. Были созданы универсальные справочники для судей, коментарии к законам, свод гражданского права и руководство для людей, обучающихся юриспрунеции.(2)

Римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилось от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и

житейская мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы. Высказывается мнение, что римлянам с самого начала удалось выделить субстанцию права из сферы чувств, и, подчинив ее расчету, создать из права независимый от изменчивых субъективно-нравственных взглядов внешний организм.

Особенностью римского права является его приспособленность к мировому обороту, так как Рим активно поддерживал торгово-экономические и политические отношения с соседними странами. Это способствовало разработке абстрактных фундаментальных юридических конструкций в сфере частного права. Таким образом, римское право прошло строгую техническую школу.

Таким образом, в данной работе были раскрыты основные, принципиальные положения, которые и превратили римское право в исторически наиболее значимое и влиятельное правовое сооружение в мире.

Из всего вышесказанного видно, что Римское право в общем принадлежит к тем вершинам человеческой мысли, которые и сейчас, через много лет после его создания, поражает свей грандиозностью.

1. “Низвергатели легенд” А.Мартьянов с. 353

2. “Низвергатели легенд” А.Мартьянов с. 354


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. “Очерки по истории Римской имерии” Р.Виппер: “Феникс”, 1995 г.

2. "Всеобщая история государства и права" З.М.Черниловский: “Юристъ”, 1995 г.

3. "Римское право” И.Б.Новицкий: "ТЕИС", 1996 г.

4. “История римского права” В.М.Хвостов, 1919 г.

5. “Низвергатели легенд” А.Мартьянов: Москва «Аст» 2000г.

6. «История государства и права зарубежных стран» А.А.Шевченко: Киев «Вентури» 1997г.

7. «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: Москва.1993г.

8. «Римское право: понятия, термины, определения» Бартошек: Москва, Юридическая литература, 1984 г.

9. Учебник истории римского права. Боголепов Н.П., Москва, 1907 г.

10. «Историческое обозрение римского права» Гиббон Э., Санкт-Петербург, 1835 г.

11. «Значение римского права для русских юристов» Дювернуа Н., Ярославль., 1872 г.

12. «История римского права» Хвостов В.М.., 1919 г.

13. «История римского права» Покровский И.А.., Санкт-Петербург 1913 г.

14. «Гражданское право древнего Рима» Муромцев С.А.., Москва, 1883 г.

15. «История римского частного права» Савельев В.А.., Москва, 1986 г.