Смекни!
smekni.com

Роль нотариуса в сделках с недвижимостью (стр. 9 из 17)

Как известно в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся такие сведения и нотариусу необходимо будет лишь потребовать у продавца объекта недвижимости выписку из этого реестра прав и удостовериться в отсутствии ареста продаваемой недвижимости (стоимость выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество стоит относительно недорого – всего 130 рублей).

Относительно новым требованием в законодательстве является внимание к исполнению договора об отчуждении недвижимого имущества. Исполнение различных договоров об отчуждении недвижимости отличается определенными особенностями. Исполнение договора купли-продажи недвижимого имущества регулируется ст. 556 Гражданского кодекса РФ. Передача проданного объекта недвижимости продавцом и принятие его покупателем должны быть оформлены передаточным актом или иным документом, подписанным обеими сторонами. До фактической передачи проданного недвижимого имущества покупателю и подписания сторонами передаточного акта договор продажи недвижимого имущества не может считаться исполненным. Более того, уклонение одной из сторон от передачи имущества или подписания передаточного акта рассматривается как отказ от исполнения договора продажи недвижимости.

Таким образом, при удостоверении договоров отчуждения недвижимого имущества, приобретенного собственником после 1 марта 1996 г. (то есть после введения в действие второй части Гражданского кодекса РФ) на основании договоров купли-продажи недвижимости, нотариус должен наряду с другими документами истребовать от собственника передаточный акт или другой документ о передаче отчуждаемого имущества, поскольку отсутствие его может свидетельствовать о том, что договор реально не исполнен.

Если передача недвижимого имущества к моменту подписания сторонами договора еще не состоялась, нотариус обязан разъяснить участникам договора требования ст. 556 Гражданского кодекса РФ. При этом более целесообразно и разумно было бы не ограничиваться одной лишь ссылкой на разъяснение указанной правовой нормы, но также включать в текст договора пункт приблизительно следующего содержания: «Передача квартиры продавцом и принятие ее покупателем производится по подписываемому сторонами передаточному акту, порядок составления которого сторонам нотариусом разъяснен»[44].

В связи с рассмотрением форм нотариальной защиты права собственности нельзя обойти вниманием их значение. Нотариальный акт по удостоверению сделки полностью выполняет свою функцию по «ознаменованию» возникновения права. Но право собственности – право длящееся, нотариальный акт в дальнейшем должен в полной мере продолжать выполнять свои функции по охране права: подтверждать действительность, нерушимость права; на его основании собственник должен быть вправе осуществлять иные свои полномочия; нотариальный акт должен служить достаточной защитой от противоправных посягательств со стороны третьих лиц[45].

Однако в настоящее время в России нотариальный акт в целом (любой, выносимый по результату совершения нотариального действия) не отвечает по своей юридической силе и значению указанным критериям, то есть он не имеет ни особой доказательственной, ни исполнительной силы.

Прежде всего, нотариальный акт должен обладать особой доказательственной силой по сравнению с иными документами.

Как мы видим, положительное сдвиги в сторону вовлечения нотариуса в оборот недвижимого имущества есть, но есть также и существенные недоработки, возможно, они связаны с ещё не достаточно развитой правовой системой новой России.


3 ДОГОВОР ДАРЕНИЯ И НАСЛЕДОВАНИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА. МЕСТО И РОЛЬ НОТАРИУСА В НИХ

3.1 Договор дарения

Дарение является одним из старейших договоров гражданского права. Уже в римском праве периода республики (V – I вв. до н.э.) дарение признавалось одним из оснований возникновения права собственности. Обещание подарить также имело юридическую силу. Позже в законодательстве империи получил исковую защиту особый вид неформального соглашения о дарении – pactum donationus. Его важнейшие положения, касающиеся предмета договора, ответственности дарителя, оснований отмены дарения, были в значительной степени заимствованы дореволюционным российским правом[46].

Российское гражданское право XIX – начала XX вв. уделяло особое внимание изучению правовых проблем дарения. Доктрина трактовала дарение как один из способов приобретения права собственности, то есть односторонний акт, а не договор[47]. Обоснованием этого тезиса служил тот факт, что дарение, сопровождающееся передачей дара одаряемому, не порождает никакого обязательства, так как одаряемому не нужно ничего отдавать взамен дарителю. Иными словами, дарение (как реальная сделка) совершается и исполняется одновременно в момент передачи вещи.

В советский период договор дарения конструировался как реальный, а его предметом могли выступать лишь вещи. Тем самым резко сужалась сфера применения этого договора, что, впрочем, оправдывалось ссылками на принципы социалистической морали[48].

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом[49].

Договор дарения является безвозмездным договором. Для одаряемого это безвозмездный способ приобретения имущества.

Договор дарения – это реальный договор. Договор дарения исполняется непосредственно в момент его совершения и не влечет продолжающихся во времени прав требования и обязанностей его участников (право одаренного требовать возмещения убытков, причиненных недостатками подаренной вещи). Основным юридическим следствием договора является возникновение у одаряемого права собственности на подарок, если таковым является вещь, либо приобретение права требования (освобождение от обязанности), в зависимости от характера предмета договора[50].

Помимо традиционной модели реального договора дарения, начинающего действовать лишь с момента передачи предоставления, Гражданским кодексом РФ предусматривается возможность заключения консенсуального договора дарения или договора об обещании дарения в будущем.

Автор считает необходимым отметить, что в соответствии п. 2 ст. 572 Гражданского кодекса РФ обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения. Данное обещание признается договором дарения, если такое обещание сделано в надлежащей, то есть в письменной, форме; содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу, либо освободить его от имущественной обязанности.

Обещание подарить все свое имущество или часть всего своего имущества без указания на конкретный предмет дарения в виде вещи, права или освобождения от обязанности ничтожно.

Сторонами договора дарения является даритель и одаряемый. Ими могут быть граждане, и государство.

Дарение запрещено между юридическими (коммерческими) лицами в силу статьи 575 Гражданского кодекса РФ.

В этой связи автору хотелось бы проанализировать материалы судебной практики. ООО «СРЗ-Инвест» обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора № 5 от 19.01.06 г. купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между ЗАО «Сортавальский рыбозавод» и ЗАО «Плунге», по тем основаниям, что указанная сделка прикрывает собой безвозмездную передачу (дарение) имущества и в силу п. 2 ст. 170, ст. 575 и 168 Гражданского кодекса РФ является ничтожной. Иск подан лицом не являющимся стороной по сделке, однако ООО «СРЗ-Инвест» является конкурсным кредитором ЗАО Сортавальский рыбозавод». Судом было установлено, что данный договор купли-продажи действительно был заключен и недвижимое имущество передано по акту приема-передачи, подписанному обеими сторонами. Однако ООО «СРЗ-Инвест» считает, что данный договор купли-продажи прикрывает собой договор дарения между коммерческими организациями, потому что покупатель не исполнил обязанности по оплате товара и со стороны продавца отсутствует требования об оплате. Данные обстоятельства нашли своё документальное подтверждение. И, несмотря на фактическое наличие договора дарения между коммерческими организациями с целью уменьшить конкурсную массу суд отказал ООО «СРЗ-Инвест» в удовлетворении заявленных требований мотивировав свой отказ тем, что здесь речь идет не о притворности сделки, а о неисполнении обязанности покупателя по оплате приобретенного объекта недвижимого имущества[51].

Это является одним из пробелов действующего законодательства. Какова могла бы быть роль нотариуса в данной ситуации? Как было сказано выше для сделки по отчуждению недвижимого имущества не требуют нотариального удостоверения, поэтому и проводятся такие аферы. При удостоверении такой сделки нотариус проверил бы намерения сторон, установил бы, что одна из сторон (продавец) находится в стадии банкротства и поэтому стремится уменьшить конкурсную массу.

Гражданин – это лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, имеющее правоспособность, наделенное правами, свободами и обремененное обязанностями. В соответствии с российским гражданским законодательством, гражданская правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности[52]. Гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами.