Смекни!
smekni.com

Состав и квалификация насильственных действий сексуального характера (стр. 7 из 12)

Субъект изнасилования, предусмотренного ч. 1 и 3 ст. 131 УК, — лицо мужского пола, вменяемое, достигшее 14-летнего возраста.

Соисполнителем изнасилования может выступать и лицо женского пола, применяющее к потерпевшей насилие либо уг­розы его применения. В таком случае изнасилование надлежит квалифицировать как групповое. Действия лдоа, умышленно создавшего другому лицу усло­вия для совершения изнасилования, являются пособничеством в преступлении, и их надлежит квалифицировать с применени­ем ст. 33 УК.

Часть 3 ст. 131 УК предусматривает три особо квалифицирую­щих признака изнасилования: причинение тяжкого вреда здоро­вью либо смерти потерпевшей по неосторожности, заражение ее ВИЧ-инфекцией, причинение иных тяжких последствий, а также изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей 14-летнего возраста.

Для оценки действий по признаку изнасилования, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей (п. «а»), надлежит уста­новить, что смерть потерпевшей состоит в прямой, причинной связи с насильственным половым актом. В частности, если по­терпевшая, будучи изнасилованной, впоследствии покончила жизнь самоубийством, основания для квалификации изнасило­вания по п. «а» ч. 3 ст. 131 УК отсутствуют.

Признаки изнасилования, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей (п. «б»), уста­навливаются с учетом положений ч. 1 ст. 111 УК. Нанесение тяжкого вреда здоровью потерпевшей должно состоять в при­чинной связи с примененным насилием либо с угрозой его при­менения (например, в случае наступившего психического рас­стройства).

Психическое отношение виновного к причинению тяжкого вреда здоровью потерпевшей характеризуется неосторожной формой вины. В случае причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшей умышленно содеянное требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК.

Заражение потерпевшей ВИЧ-инфекцией (п. «б») означает за­ражение ее вирусом иммунодефицита — возбудителя опасней­шего заболевания, при котором поражается и разрушается им­мунная система человеческого организма.

Буквальное толкование данной нормы указывает на неосто­рожную форму вины насильника по отношению к заражению потерпевшей ВИЧ-инфекцией. В силу предписаний ч. 2 ст. 5 УК о недопустимости объективного вменения, обязательным условием привлечения лица к ответственности за такое зараже­ние является установление его осведомленности о наличии у него вируса этого заболевания.

Вместе с тем в сравнении с конструкцией п. «г» ч. 2 ст. 131 УК такое толкование по отношению к заражению ВИЧ-инфек­цией представляется несколько нелогичным. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ действия ви­новного подлежат квалификации по п. «б» ч. 3 ст. 131 УК как при неосторожном, так и при умышленном заражении потерпевшего лица ВИЧ-инфекцией.

Изнасилование, повлекшее иные тяжкие последствия (п. «б»). Использование законодателем названного признака означает, что перечень особо квалифицирующих признаков не является исчерпывающим. Решение об отнесении последствий, насту­пивших в результате изнасилования, к числу тяжких принима­ется судом с учетом всех обстоятельств дела.

К иным тяжким последствиям относятся последствия, не связанные с причинением по неосторожности тяжкого вреда здоровью потерпевшей либо с заражением ее ВИЧ-инфекцией. Как правило, такими последствиями признаются самоубийство потерпевшей, беременность малолетней и т. п.

Для привлечения лица к ответственности за изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей 14-летнего возраста (п. «в»), требуется установить как факт недостижения потерпев­шей названного возраста, так и достоверное знание об этом ви­новного2. Выяснение осведомленности виновного о возрасте потерпевшей осуществляется с учетом всех обстоятельств дела.

По одному из уголовных дел суд помимо показаний потер­певшей о том, что она называла насильникам свой возраст, в обоснование своего вывода о совершении изнасилования ма­лолетней справедливо сослался и на заключение судебно-меди­цинского эксперта, согласно которому потерпевшая половой зрелости не достигла и ее возраст соответствует ее биологиче­скому возрасту — 12 годам.

Субъектом может быть, как указано в УК, лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста (как мужчина, так и женщина).

Если потерпевшая сначала была изнасилована или совершены насильственные действия сексуального характера, а затем сексуальные действия совершались с нею добровольно, преступление квалифицируется до совокупности ст. 131 (132) и УК.

В зависимости от последствий полового сношение, иди совершения иных сексуальных действий с лицом, не достигшим шестнадцати лет, действия виновного могут быть квалифицированы по совокупности со статьями: 109 (причинение смерти по неосторожности), 118 (неосторожное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью), 421 (заражение венерической болезнью), 122 (заражение. ВИЧ-инфекцией) УК РФ.

Субъектом преступления могут быть лица обоего пола, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Поэтому суд должен в каждом конкретном случае строго и дифференцированно подходить к решению вопроса об ответственности и мере наказания виновного, учитывая возраст обоих несовершеннолетних, данные, характеризующие их личность, степень тяжести наступивших последствий и иные обстоятельства дела. [9, 178]

2.4. Субъективная сторона

С субъективной стороны изнасилование характеризуется npямым умыслом. Виновный осознает, что половой акт совершается им против либо помимо воли потерпевшей с использованием насилия или угроз его применения, а равно беспомощного состояния потерпевшей, и желает осуществить с ней половое сно­шение.

Мотивом изнасилования в большинстве случаев выступает стремление удовлетворить сексуальное влечение. Однако соверше­ние изнасилования возможно при наличии и иных доминирующих побуждений (из мести либо желания унизить потерпевшую).

С субъективной стороны изнасилование возможно лишь с прямым умыслом: виновный сознает, что совершение полового сношения происходит в результате физического или психического насилия либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей и желает совершить половое сношение. Мотив, как правило, сексуальный.

Субъектом преступления является лицо, достигшее четырнадцати лет. Соисполнителем может быть и женщина, выполнившая часть объективной стороны преступления — физическое насилие или угроза его применения к потерпевшей или к другим лицам.

Квалифицированным видом является изнасилование, совершенное неоднократно (п. «а» ч. 2 ст. 131 УК), т. е. такое изнасилование, которому предшествовало изнасилование или приготовление к нему либо покушение на него, причем не имеет значения, был виновный исполнителем или соучастником в том и другом случае. Необходимо, чтобы за ранее совершенное изнасилование не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности, а судимость не была погашена или снята.

Если все ранее совершенные виновным изнасилования по квалификации тождественны последнему изнасилованию, квалификации по совокупности не требуется. В случаях же, когда два или более изнасилования предусмотрены различными частями ст. 131 УК, а также если в одном случае было приготовление к изнасилованию, покушение на изнасилование, а в другом оконченное преступление, либо в соверщении одного изнасилования виновный действовал в качестве исполнителя, а в другом - в качестве соучастника, каждое деяние должно квалифицировать самостоятельно. Последовательное изнасилование двух потерпевших должно квалифицироваться по п. «а» ч. 2 ст. 131 УК. [2, с. 86]

В тех случаях, когда насилие над потерпевшей не прерывалось либо прерывалось на непродолжительное время и обстоятельства совершения насильственных половых актов свидетельствуют о едином умысле виновного, совершение им второго и последующих половых актов не может рассматриваться в качестве квалифицирующего признака.

По п. «а» ч. 2 ст. 131 УК квалифицируется также изнасилование, совершенное лицом, ранее совершившим насильственные действия сексуального характера. В этом случае насильственные действия сексуального характера квалифицируются (в зависимости от наличия или отсутствия квалифицирующих обстоятельств) по соответствующей части ст. 132 УК, а изнасилование, при отсутствии других квалифицирующих обстоятельств, по п. «а» ч. 2 ст. 131 УК.

По п. «б» ч. 2 ст. 131 УК квалифицируется изнасилование, совершенное группой лиц по-предварительному сговору или организованной группой. Согласно ч. 1 ст. 35 УК, преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора. Соисполнителями являются не только лица, вступившие в половое сношение с потерпевшей, но и лица, сами в половое сношение не вступившие, но непосредственно перед половым сношением или в процессе полового сношения с другим лицом применившие к потерпевшей физическое или психическое насилие с целью подавления ее сопротивления. Из этого следует, что по п. «б» ч. 2 ст. 131 УК без ссылки на ст. 33 УК могут квалифицироваться действия и импотента, и женщины.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 УК преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Для квалификации по п. «6» ч. 2 ст. 131 УК в этом случае не требуется, чтобы всё эти соучастники совершили половой акт с потерпевшей либо применили к ней или другим лицам физическое либо психическое насилие. Достаточно, чтобы в процессе изнасилования соучастники создавали условия для совершения преступления.

Изнасилование признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ст. 35 УК). Отличие этого квалифицирующего признака от «группы лиц по предварительному сговору» в устойчивости организованной группы. Лица, объединившиеся в организованную группу, как правило, тщательно готовят и планируют преступления, распределяют роли между соучастниками. [11, с 34]